Charmant et ironique: «Новые короткие пьесы» Филиппа Декуфле

размещено в: STAGE | 0

23 и 24 октября в рамках фестиваля “Территория” в Москве показали “Новые короткие пьесы” французского хореографа Филиппа Декуфле. За неимением свободных площадок танцевальные пьесы проходили в театре “Русская песня”, что организаторы считают главной причиной такого низкого внимания зрителей — когда на Фабра и Уилсона билеты раскупили почти сразу, на Декуфле билеты до последнего были в продаже даже на бюджетные места. Однако, скорее всего главная причина в непросвещенности публики в области современного танца — если многие танцующие люди не в курсе, кто такой Декуфле, что уж говорить про простых смертных.  

филипп декуфле, новые короткие пьесы

Прорехи в образовании — это отдельная тема, скажем только для неосведомленных до сих пор, что Филипп Декуфле начинал как мим в цирковой школе, потом учился “тотальному спектаклю” у Элвина Николаи, а использованию видео в танце у Каннингема. Делал постановки для Цирка дю солей и церемоний открытия/закрытия Олимпийских игр, а его реклама для Палароид даже получила “Серебряного льва”. И конечно, у него есть своя труппа, к которой он относится как к семье. И по “пьесам” это видно сразу — танцовщики (они же певцы и музыканты) неповторимые и незаменимые индивидуальности, и от всех пьес создается ощущение уюта и любви.  

филипп декуфле, новые короткие пьесы
©CharlesFreger

Пять танцевально-музыкальных зарисовок на стыке жанров — артисты прекрасно танцуют, потом вдруг не менее профессионально начинают петь и еще и аккомпанировать себе на фортепьяно или флейте, при этом продолжая танцевать, или выполняя сложные акробатические трюки. И все это исполняется с очень точно выстроенным юмором и французским шармом. Пьеса “Вивальди”, посвященная матери, сбивает лиричность хореографии и музыки костюмами — разноцветными трико в африканских узорах с нелепыми пумпонами и кисточками — на такое просто невозможно серьезно смотреть. Наравне с юмором, присущим всем постановкам хореографа, в пьесах и чудная французская эстетика — прельжокажевские взмахи волосами девушек, завораживающий воздушный танец девушки, подвешенной за талию, возлежание на кружащемся по сцене фортепьяно и элегантная акробатика на балетном станке в стиле “все, что вы хотели сделать со станоком, но боялись сломать”. Декуфле также использует любимый прием с видео — движения танцовщиков записываются в реальном времени, множатся и накладываются друг на друга. 

филипп декуфле, новые короткие пьесы

Танцовщики все абсолютно разные по комплекции наглядно демонстрируют свободу европейского современного танца — ты можешь быть очень низеньким, или с жирком, или вообще беременный, но будешь технично и артистично выполнять сложные элементы, отчего танец становится еще более прекрасен и неповторим. Первое время ловишь себя на мысли “а где привычные натренированные штампованные тела”, но эта рамка быстро растворяется, и стандартное танцевальное тело уже кажется непривлекательным и неинтересным в танце.  

филипп декуфле, новые короткие пьесы

Апогеем юмора и феерией образов стала последняя пьеса о недавнем путешествии в Японию — так остроумно ставить танец мало кому дано. Но для Декуфле это легко. Его прошлое мима тоже дает о себе знать в выразительности рук исполнителей, которые без затей рассказывают целые истории (как в La petit bal perdu). Новая азиатская культура явно позабавила хореографа, все свои впечатления от аэропорта или отеля танцовщики демонстрируют в коротких зарисовках (две артистки даже говорят текст по-русски): про то, как можно потеряться на выходе из аэропорта и от ужаса накупить сувениров в виде скотча со звездными воинами, или про странные телевизионные программы и клипы, и  жуткие звуки за стенами в отеле. Каждую новую мини-главу открывает ироничная визуальная интерпретация хоку на видео — мазок для бритья (он же барсук) в клетке, коробок спичек с журавлем —  все это взгляд француза с отменным чувством юмора на японскую культуру. Неловкая хрупкая француженка на огромных красных лакированных каблуках-платформах с красным японским зонтом и веером, но! в одной белой рубашке — вот где шарм, утонченность, эстетика, юмор. И любовь. Ею веет от каждого движения, каждой шутки, каждого образа этой многослойной шкатулки с сюрпризами, созданной мастером Декуфле.

филипп декуфле, новые короткие пьесы

Текст: Нина Кудякова

Фото: предоставлены фестивалем