Крепость уральского дэнса

размещено в: STAGE | 0

В Екатеринбурге состоялся десятый фестиваль «На грани»

С 8 по 12 декабря в Екатеринбурге состоялся 10-й Международный фестиваль современного танца «На грани». В нем приняли участие 13 танцевальных компаний из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Омска, Калуги, а также гости из Эстонии.  

Такая долгая жизнь фестиваля современного искусства – заслуга конкретных людей. Фестиваль состоялся при поддержке Министерства культуры РФ, Губернатора Свердловской области, Министерства культуры Свердловской области и Союза театральных деятелей РФ.

Театр Евгения Панфилова

«На грани»-2021 был посвящен памяти Михаила Вячеславовича Сафронова – человека, который 20 лет стоял во главе Свердловской музкомедии и сделал все для развития фестиваля современного танца в Екатеринбурге. 12 декабря, в день закрытия «На грани»-2021, был открыт памятник на могиле Михаила Сафронова, Малой сцене театра  было присвоено его имя. 

Площадками  фестиваля стали две сцены Свердловского театра музыкальной комедии, театр балета «Щелкунчик» и концертный зал «Синара Центра». В программу вошли 19 названий,  из них 13 премьер.

«Лоси выходят в город» — «нОга»

Открыл форум современного танца первый показ данс-спектакля «Я — чайка» театра «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» и новые работы театра «Провинциальные танцы». Премьеры также показали театр «Балет Евгения Панфилова» — Libertad,  посвящение Фриде Кало; Челябинский театр современного танца – «Игроки» и «Дюймовочка», посвящение канадской танцовщице Луизе Лекавалье; эстонская труппа Fine5 Dance Theatre с рефлексией о жизни в короназойскую эру Fake News; омский театр танца «нОга» со спектаклем «Лоси выходят в город», екатеринбургские танцевальные коллективы «Окоём» со спектаклем  «.ок» и «Фора» с премьерой «Майя». Зрители фестиваля вновь увидели и сольные проекты молодых хореографов Челябинска.

Эксцентрик балет Сергея Смирнова

Были показаны и спектакли  зарубежных хореографов, которые для создания своих работ выбрали российские труппы. «Головокружение» французского хореографа Клода Брюмашона  поставлено на театр «Балет Евгения Панфилова», «Союз» ливанско-французского хореографа Омара Ражеха поставлен на калужский «Инновационный театр балета», спектакль «Все пути ведут на Север» бельгийского хореографа Карин Понтьес  поставлен на театр «Балет Москва». Эти показы состоялись на основной сцене Свердловского театра музыкальной комедии.

«Игроки» Ольги Поны

Как всегда, фестиваль дал возможность показать себя тем, кто  только начинает  путь в профессии: студенты и выпускники Гуманитарного университета, молодые постановщики из круга Театра-студии современной хореографии Ирины Афониной и Игоря Шегая: их работы были показаны на сцене театра «Щелкунчик».   Офф-программа была очень насыщенной: ежедневные обсуждения, встречи с хореографами, фотовыставка лучших моментов за десять лет истории фестиваля.

Екатеринбуржец Сергей Смирнов и ливанец Омар Ражех неожиданно совпали с космической темой: у Смирнова Костя Треплев (Ашот Назаретян) в «Я – чайка» в поисках новых форм надевает космошлем и улетает в космос, так как привычная и получающая танцэстетика предсказуема и опостылела.  В «Союзе» калужского Инновационного театра балета медитативное аскетичное пространство сцены украшено большим сияющим шаром, сноуболлом, в котором изредка соприкасающиеся, как случайные космические объекты люди причудливо отражаются и размышляют о своей уникальности и хрупкости. 

«Дюймовочка» Ольги Поны

Феминистская повестка отразилась в «Синей бороде» Татьяны Багановой и «Дюймовочке» Ольги Пона и Татьяны Крицкой. Постановка «Синяя борода» вобрала в себя целый ряд эротических образов: большой красный нос, замочная скважина, извивающиеся тинтакли, пластиковый хобот, девушки под вентилятором плюс покорное томление виртуозных участников этого ироничного парада-маскарада. «Дюймовочка» действует тоньше и лиричнее: героиня моноспектакля в исполнении Татьяны Крицкой необыкновенно жественна и деловита: сохраняя шарм, женственность, неутомимость и детскость, она успевает по всем женским делам, посидеть пять минуточек в машине времени в образе Дорониной из «Трех тополей на Плющихе» под Пахмутову под смутные мечты о неземной любви и снова встать на беговую дорожку повседневных достижений.

театр «Окоем» — «.ок»

Моноспектакли танцовщиков челябинского театра современного танца Ольги Пона говорят об успешности поощрения своих танцовщиков к сочинительству. Проект Дмитрия Чегодаря  «Иррациональный» и Дениса Чернышова Connect показали интересное владение композицией, понимание собственных возможностей на сцене, ясность высказываний – но все-таки воззвали к профессии танцдраматурга, человека, готового задавать неудобные вопросы на репетициях и доводить отличные авторские этюды до более законченных высказываний. Омская «нОга», в свою очередь, показала внутренне хаотичный, но очень красивый и ранимый спектакль о неких мифических диких животных, которые выходят в опасные города и там их как минимум ранят: торсы у танцовщиков затянуты окровавленными повязками.

Fake News

Эстонский театр танца Fine5 сумел прорваться через все текущие препоны и показал свою премьеру FN – Fake News о том, как мучает нас информационная цивилизация и о том, что только упростившись до мудрости природы, мы можем выжить. Спрятавшись в наблюдение роста куста смородины. Отказавшись от потребления новостей. Осознавая свои странности, связанные с изоляцией.

Художественный руководитель Свердловской музкомедии Филипп Разенков обещал продолжать фестиваль, поскольку он является важной точкой сборки всего российского танцтеатра, который развивался бы иначе без мотора и арт-директора фестиваля Ларисы Барыкиной.

«Союз» — «Инновационный театр балета»

Текст: Екатерина Васенина

Фото: Глеб Махнев