Анна павлова. Танец, ставший полетом

Самая худенькая победительница.

Судьба выделяла Анну Павлову с первых же дней жизни, но далеко не тем, что сулило бы ей успех.

Из-за не сложившегося семейного счастья матери девочке приходилось придумывать «официальные» истории об отце, который не жил с семьёй. Из-за слабого здоровья она чуть не лишилась своей мечты — балетной школы, занятия в которой подразумевали физическую нагрузку, которую организм 10-летней хрупкой девочки мог бы не вынести. Из-за худобы она каждый день слышала критику от одноклассниц и преподавателей, считавших её не очень подходящей для балета. Ей приходилось пить рыбий жир, чтобы хоть как-то набрать вес. А из-за статуса дочери прачки девушка не могла рассчитывать на брак с любимым человеком, аристократом Виктором Дандре, и довольствовалась тайными отношениями…

Кажется, весь жизненный расклад — против Анны. Но просто удивительно, насколько уверенно Павлова преодолевала все эти сложности. Даже слово «преодолевать» по отношению к ней не подходит. Она как будто не замечала трудностей, а видела только свою мечту. Мечту о танце. Попав в восьмилетнем возрасте на балет «Спящая красавица», девочка решила, что непременно станет известной балериной, и два года ждала зачисления в балетную школу. Перед её желанием танцевать меркли даже сложные условия занятий и жизни в училище. Ее не пугали изнуряющие упражнения. По окончании школы Анна сразу была зачислена в труппу Мариинского театра, дебютировав в балете «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни.

Анна Павлова исполняет хореографическую миниатюру Калифорнийский мак

 

На одной из фотографий Анны того времени можно увидеть подпись «Павлова II-я”. Дело в том, что в Мариинке уже была одна Павлова, более известная, и поэтому Анне дают второй «порядковый номер». Но очень скоро о цифре два можно забыть: Павлова получает всё более значимые роли, и постепенно завоёвывает известность у публики своей необычной, лёгкой манерой танца и артистизмом. А Виктор Дандре, покровительствуя красивой балерине, снимает для неё квартиру с залом для тренировок, что считалось просто роскошью для начинающих артисток. В 1908 году она впервые едет с гастролями за рубеж и выступает в знаменитых Дягелевских сезонах.

«Я увидел откровение неба».

Помимо внешней хрупкости и внутренней железной воли Анну Павлову отличало сильное творческое начало.

В каждую свою роль она вносила воздушность и грацию, присущие только ей, смело обращалась с музыкой в собственных постановках, выбирала те элементы и костюмы, которые особенно подчёркивали её индивидуальный стиль. Под влиянием её танца рождался новый тип балерины.

Танцовщик Сергей Лифарь вспоминает, как он в первый раз увидел Павлову на сцене: «С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару».

Но как же обманчива была лёгкость этого дара! За  ним стояла жизнь балерины, похожая на монашескую. Сама Анна писала о своём призвании: «Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы».

Анна павлова. Танец, ставший полетом

Именно в поисках таких людей, переживающих горести и заботы, Анна при поддержке Виктора Дандре создаёт свою собственную труппу и едет с гастролями по всему миру. Она первая привозит классический балет в Северную и Южную Америку, в Японию,  Сиам, Восток, Индию… Она выступает там, где, кажется, один вид женщины в открытой балетной одежде должен вызвать негодование. Но Павлова покоряет своим танцем публику в каждом городе, где выступает.

Анна павлова. Танец, ставший полетом

Памятники при жизни.

Этой удивительной женщине уже при жизни был поставлен памятник в Лондоне.

В 1910 году Анна Павлова выступала на открытии  театра Виктория Палас, и импресарио театра Альфред Батт был настолько поражён её танцем, что решил установить ей памятник на куполе театра. Вы и сегодня можете увидеть скульптуру, возвращённую на прежнее место после реставрации Виктория Палас. Именно не на земле, а где-то под небом он и должен находиться, чтобы соответствовать оригиналу.

Но самый главный памятник балерине  оказался нерукотворным. Его создали музыка Камиля Сен-Санса, постановка Михаила Фокина и хореография самой Павловой. Павлова с Фокиным готовили танец к благотворительному вечеру, и, зная, как артистке идут воздушные образы (она сама ставила миниатюры «Стрекоза», «Калифорнийский мак», «Бабочка»), балетмейстер создаёт для неё сценический образ лебедя из «Карнавала животных». Выходя из темноты сцены навстречу зрителям в белоснежном одеянии с алым рубином, похожим на каплю крови, балерина за несколько минут проживала трагическую историю жизни. Стоит отметить, что изначально тема смерти не звучала в музыке Сен-Санса, она появилась лишь в исполнении Павловой. Эта нота оказывала сильнейший эффект, на зрителей, которые ещё долго не могли забыть смерть хрупкого существа…  Камиль Сен-Санс был удивлён талантом русской балерины и признался ей: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»  Ещё больше он удивился, когда увидел, как Павлова играет с лебедями в своём поместье, нежно обнимая их шеи. Дело в том, что на самом деле лебедь — очень жестокая птица. Но Анна Павлова приручила этих животных. Так же, как до этого «приручала» и зрителей, и ставшего мужем Виктора Дандре, и усталость от каждодневных гастрольных выступлений.

 

Танец длиною в полвека.

Кто бы теперь узнал в смелой грациозной балерине хрупкую дочку прачки!

Анна Павлова уже давно — желанный гость по всему миру, её фотографии с лебедем на коленях печатают в качестве открыток, молодые балерины стараются повторить её сценический успех. Сама же она так определяла свой профессиональный секрет: «Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству».

Анна Павлова, Умирающий лебедь, Мариинский театр, 1907 год.

Анна Павлова танцевала всю свою сознательную жизнь — с 10-ти лет до последних дней. Наверное, судьба решила всё-таки прекратить круг несовпадений и сделала так, что Павлова не узнала, как выглядит жизнь танцовщицы на пенсии. Она умерла 23 января 1931 г. от плеврита, в который переросла перенесённая на ногах простуда, не дожив несколько дней до 50-летия. Угасла настолько быстро, что даже не успели отменить очередной концерт. Существует легенда, что перед самой смертью Павлова попросила приготовить для неё костюм лебедя, как будто воплотив  коронный танец в собственную смерть. Было это на самом деле или нет — но её всегда будут называть «Русским лебедем», а настоящее имя фигурировать не только в премиях и постановках  (балет «Моя Павлова» Р. Пети), но и в самых неожиданных местах: в названиях европейских пирожных и сорта белоснежных тюльпанов, которые ей вручили зимой в Брюсселе, за несколько недель до кончины. Их тоже, наверное, можно считать хрупким памятником великой балерине.

Текст: Светлана Кондратьева

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать