«ДОЗАДО» запускает образовательный цикл статей «История танца в постановках».  Мы думаем, что именно из знакомства с отдельными работами хореографов складывается наглядная картина танцевального мира  с его векторами развития, направлениями, стилями. Другие статьи из цикла «История танца в постановках» вы найдете в архиве статей. 

Совсем недавно вышла первая статья из цикла «История танца в постановках». В ней мы рассказывали об английском хореографе Джоне Уивере и его балете «Любовные похождения Марса и Венеры». Уивер первым предложил отказаться от вербалики и позволить танцу самостоятельно выражать мысли с помощью уникальной лексики.
После Уивера почти одновременно два хореографа начали развивать идеи «действенного» балета: австриец Франц Хильфердинг и француз Жан-Жорж Новерр.

БАЛЕТ - ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР. 

- Франц Хильфердинг -

Франц Хильфердинг родился в семье кукольников, которые, разбогатев, стали владельцами странствующих трупп актеров-импровизаторов и даже пытались создать драматический театр. Франц стал танцовщиком и отправился на обучение в Париж, где его наставником был знаменитый Мишель Блонди  -  на тот момент директор балетной труппы Парижской оперы.

После учебы Хильфердинг занялся образованием и разработкой собственных идей и принципов в хореографии. Он возненавидел буффонаду, фарс, «гримасы и обезьяньи прыжки», заимствованные из итальянской комедии дель-арте и выступал за естественность танцевальной лексики и отражение в балете национального колорита. Франц Хильфердинг отстаивал следующие положения: балет – это самостоятельный театральный жанр; у балетного спектакля обязательно должна быть драматургия; балет должен быть приближен к правде самой жизни.  Хореограф одним из первых упростил костюмы танцовщиков и убрал с их лиц маски.

Это затем появится в труде  Жана-Жоржа Новерра «Письма о танце и балете» (1760 г.), который изучают студенты хореографических факультетов. Считать ли одного из них гением, а другого плагиатором? Отдавать ли кому-то пальму первенства?  Исследователи считают, что ни один из них не был знаком с творчеством другого. Идеи, которые они провозглашали, были логичным развитием концепций Уивера, они уже витали в воздухе, и, конечно, люди, обладающие талантом, гением, не могли эти идеи не воспринять.

Новерр с детства занимался танцем. Его учителем был знаменитый Луи Дюпре – «великий Дюпре», «бог танца». Именно ему поручил роль Марса Джон Уивер в своих «Любовных похождениях Марса и Венеры». Жан-Жорж Новерр несколько раз пытался попасть в парижскую оперу  и оба раза неудачно. Тогда он занял место балетмейстера в Комической опере. Английский актер Дэвид Гарик в 1755 году пригласил балетную труппу Комической оперы на гастроли в Лондон. Там, в доме у Гарика Новерр познакомился с Джоном Уивером и словно получил подтверждение своих профессиональных догадок. 

В результате радости и горести героев начали вызывать эмоции в зале, некоторые женщины падали в обморок от избытка чувств... 

- Балеты Новерра середины 18 века -

Через два года хореограф возвращается во Францию, возглавляет труппу в Лионе. Там и рождаются «действенные» балеты Новерра. Спустя несколько лет после того, как это сделал Хильфердинг, Новерр отказывается от масок, тяжеловесных костюмов, начинает разрабатывать драматургию своих балетов, отрицает буффонады, фарсы и арлекинады и решает обращаться только к «благородным» сюжетам: мифы, исторические события. В стремлении к естественности он даже посягнул на симметричность танца.Основным выразительным средством у Новерра становится отанцованная пантомима. Хореограф заботился о развитости характеров персонажей, о соответствии действии и музыки. В результате радости и горести героев начали вызывать эмоции в зале, некоторые женщины падали в обморок от избытка чувств - до середины 18 века это было немыслимо!

Основные идеи Жана-Жоржа Новерра нашли отражение в балете «Ясон и Медея».

Новерр избирает в качестве сюжета миф об аргонавтах, отправившихся за золотым руном, и о трагически закончившейся истории любви Ясона и Медеи. К этому сюжету часто обращаются и по сей день.

 «Три части балета вместе заняли около получаса. В первой коринфский царь Креонт склонял Ясона, мужа колхидской царевны Медеи  к браку со своей дочерью Креусой. В душе Медеи зарождалась ревность. Во второй части чувства героев проходили несколько стадий. Наконец, Ясон решался изменить Медее, и она призывала силы ада, задумав ужасную месть. В третьей части Медея отравляла Креонта и Креусу, закалывала двух своих сыновей и, насладившись местью и самоубийством Ясона, улетала на колеснице, запряженной драконами»(Красовская В.М. «Эпоха Новерра», 1981).

Новерр берет такую трактовку мифа, которая позволяет пластически очертить характеры героев, их поступки и переживания. Страсти, невероятно сложные для воплощения в балете, становятся наглядными, что отвечает требованиям эпохи – в это время уже происходит постепенный отход от канонов классицизма. Балетмейстер использовал грим, но на сцене были живые человеческие лица. Есть предание, что когда на сцене появлялись фурии в ярком гриме, с выпученными глазами, зрители, еще не привыкшие к таким явлениям в балете, падали в обморок или бежали.

Важно, что Новерру удалось не только передать чувства и эмоции, но и поставить перед зрителем нравственные вопросы, показать ситуацию морального выбора, поставить проблему судьбы. До Новерра Хильфердинг уже пытался брать сложный материал для воплощения на сцене: «Британик» на сюжет трагедии Расина, «Идоменей» по пьесе Кребийона, «Альзира» по пьесе Вольтера – но не смог языком танца передать суть нравственных вопросов.

Жан-Жорж Новерр был против «технического», «механического» танца. Такой танец в балете у него появляется только в двух местах: в начале, когда Креонт дает «череду блестящих празднеств» в честь Ясона, и в финале, когда демоны и фурии, «группируясь на разный манер», преследуют Ясона. На протяжении всего остального действия главной остается пантомима и действенный танец.
Костюмы героев были облегчены . С одной стороны, они напоминали современную бытовую одежду, с другой – были очень хорошо приспособлены для танцев. Костюм Ясона давал свободу движения. Юбки женщин были умеренной пышности и доходили до середины икры, а рукава доходили до локтей. Были также аллегорические костюмы персонажей: Яда,Огня, Железа, Ненависти, Мести, Ревности.
«Ясон и Медея» - постановка, сыгравшая ключевую роль в развитии мирового балета. Она стала предвестником всего современного классического балета. Драматургия в балете, передача чувств и идей с помощью пантомимы и действенного танца, облегченные костюмы, лица без масок – именно таким балет существует, начиная с эпохи Франца Хильфердинга и Жана-Жоржа Новерра.

Автор: Анна Юдина

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать.