«ДОЗАДО» запускает образовательный цикл статей «История танца в постановках».  Мы думаем, что именно из знакомства с отдельными работами хореографов складывается наглядная картина танцевального мира  с его векторами развития, направлениями, стилями. Другие статьи из цикла «История танца в постановках» вы найдете в архиве статей. 

В искусстве случайностей не бывает. Каким бы новаторским или даже шокирующим ни казался подход какого-нибудь творца, он обязательно продиктован не только его талантом и неординарностью, но еще и некими объективными причинами: опытом предыдущих поколений, общественными нравами, исторической ситуацией и так далее.

«Балет о соломе, или от худа до добра всего лишь один шаг»

- Жан Берше д’Оберваль -

Уже больше двух веков на самых разных сценах мира ставится балет «Тщетная предосторожность», премьера которого состоялась 1 июля 1789 года в Бордо (Франция). Автор его – ученик Жана-Жоржа Новерра (ему была посвящена предыдущая статья) Жан Доберваль.

Жан Берше д’Оберваль (это настоящее имя) родился в Монпелье 19 августа 1742 года. Танцевать он учился в школе при Королевской академии музыки и танца в Париже. Затем он уехал в Штутгарт, где его заметил Новерр и давал сольные партии в своих балетах. В частности, Доберваль участвовал в постановке Новерра «Безделушки» — единственном балете, написанном Моцартом. Жан Доберваль сменил своего учителя на посту директора балетной трупы Парижской Королевской академии музыки. Стать балетмейстером Парижской Оперы, в которой он был первым танцовщиком, ему так и не удалось. Тогда Доберваль вместе со своей женой танцовщицей Мари Мадлен Крепе, выступавшей на сцене под псевдонимом мадемуазель Теодор, уезжает в Бордо. Именно здесь в Большом музыкальном театре и будет поставлен единственный дошедший до наших дней балет 18 века.

Мы писали, что Жан-Жорж Новерр и Франца Хильфердинг выступали за естественность хореографической лексики и отражение в балете национального колорита. Еще Хильфердинг начинает развивать жанр комического балета, построенного по принципу современной ему комической оперы. Сюжеты брались из самой жизни, музыка была связана с народной музыкальной культурой, а персонажи забавны и естественны. «Прядильщица, или Голландский трактир», «Кума, подай мне кочергу», «Игра в фанты» - к сожалению ни один балет не дошел до наших дней.

Продолжает дело венского хореографа Франца Хильфердинга Жан Доберваль. Впервые на сцене изображается жизнь не героев или богов, а представителей третьего сословия - простых людей с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью, не имеющих высоких целей и не задающихся глубокими вопросами. В провинциальном Бордо очень благожелательно воспринимали истории о людях, попадавших в комические ситуации и выбирающихся из них с помощью своей смекалки и находчивости.

Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась за две недели до взятия Бастилии. Первоначальное название было такое: «Балет о соломе, или от худа до добра всего лишь один шаг». Сюжет был очень прост. Зажиточная крестьянка Марцелина (имена в разных редакциях менялись, например, мать могли звать Раготтой) хочет выдать дочку Лизу за богатого мельника. Лизе же нравится соседский бедный, но молодой и красивый поселянин Колен. Марцелина запирает дочь в чулане, чтобы воспрепятствовать их встречам. Но Колен не готов отказаться от любви, и он… пробирается в тот же чулан и прячется в стоге сена. Только в день помолвки, когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, Марцелина торжественно выпускает дочь из чулана. И какую картину видят гости! После этого о свадьбе с богачом не могло быть и речи, и матери, чьи меры предосторожности оказались тщетными, ничего не остается, кроме как дать согласие на брак дочери с Коленом.

За два века балет обошел все сцены мира. Менялась музыка, хореография, костюмы, и только сюжет оставался неизменным. По одной из версий рождения фабулы балета, Доберваль подсмотрел эту вполне реальную, фактически произошедшую историю в какой-то деревне. По другой - балетмейстер однажды увидел в витрине магазина гравюру Пьера Антуана Бодуэна, на которой мать журила свою дочь за легкомысленное поведение. Вообще, ситуация, когда молодых любовников застают врасплох, всегда привлекала французов.

Самая известная редакция балета была представлена Фредериком Аштоном в 1960 году, она признана шедевром и перенесена на многие сцены мира.

«Тщетная предосторожность» полна фривольных шуток и намеков. Любовные сценки в разное время в разных странах могли ставиться по-разному, в зависимости от нравов общества. Например, стог сена иногда размещали в центре сцены, и он приковывал к себе основное внимание, а иногда целомудренно прятали за другие декорации.

Крестьянская жизнь была показана естественно и в какой-то мере детально, что было абсолютным новаторством Доберваля. Крестьяне на сцене убирали урожай и вязали снопы, а главная героиня кормила кур и взбивала масло. Неудивительно, что провинциальными жителями балет был принят восторженно.

В первой постанове «Балета о соломе…» роль Лизы исполняла жена Доберваля Мари Мадлен Крепе, Колена — Эжен Юс, а Марцелину всегда танцевали мужчины, первым  был Франсуа ле Риш.

Музыка для балета не писалась. Доберваль использовал французские народные мелодии. Однако в 1828 году композитор Фердинан Герольд написал постоянную музыку для балета, точнее  - переработал фрагменты модных опер Россини. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — Пауль Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры.

Хореографическая лексика тоже претерпела много изменений за два с половиной века. Записей первой постановки не сохранилась. Через 200 лет после премьеры хореографию Доберваля постарался реконструировать шведский хореограф Иво Крамер. Собственные варианты хореографии предлагали известнейшие балетмейстеры Дидло, Петипа, Иванов, Горский.

В Россию балет пришел в 1800 году. Он был показан в Петровском театре в Москве (постановщик Джузеппе Соломони). И с тех пор не сходил со сцен. Роли Лизы в разные годы исполняли Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Лепешинская, Татьяна Вечеслова. Благодаря сюжету балет продолжил жить на сцене и после Октябрьской революции. Рассказ о любви крестьян – простых людей из народа, описание деревенского быта отвечали запросам времени.

Самая известная редакция балета была представлена Фредериком Аштоном в 1960 году, она признана шедевром и перенесена на многие сцены мира. Интересно, что вдохновлен Аштон был версией Мариинского театра, с которой его познакомила Тамара Карсавина. Балерина произнесла: «Вышивай по этой канве».

«Тщетную предосторожность» обязательно танцуют  ученики  хореографических училищ. Балет представляет собой невероятное пространство для творчества, для актерской игры и пластического самовыражения. Жан Доберваль рискнул вывести на сцену народную жизнь и показать ее естественно, он выступил против существовавших канонов и сценических принципов. И спустя более двух веков точно можно утверждать, что риск был оправданным.

Автор: Анна Юдина

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать.