«ДОЗАДО» запускает образовательный цикл статей «История танца в постановках».  Мы думаем, что именно из знакомства с отдельными работами хореографов складывается наглядная картина танцевального мира  с его векторами развития, направлениями, стилями.

Мы, безусловно, не претендуем на абсолютную объективность и тотальность нашего исследования. Люди танцуют во всех уголках земного шара десятки веков. Знаете когда индейцы и египтяне стали изображать на стенах захоронений танцующих людей? Более пяти тысяч лет назад! Ученые утверждают, что человек начал танцевать гораздо раньше, чем говорить.

Древняя культура была синкретична: человек еще не отделял себя от общины, окружающий мир от личности; особенно тесно были связаны быт, религия и искусство.  Именно поэтому древние ритуалы и церемонии наполнены обрядовыми движениями и пластикой. Бытовые, народные танцы зарождались на праздниках, во время ежедневной работы в поле.

Профессиональным танец становится уже в античности - в хоровых трагедиях и комедиях.  В этой связи нельзя не сказать о мимах - бродячих артистах, которые, переходя из города в город и даже из страны в страну, показывали на улицах представления. Мимы не использовали речь, поэтому их основным средством взаимодействия с публикой становится танец. 

Но когда же хореографическое движение выходит на сцену? Когда появляется балет? Какие постановки можно считать центральными в истории хореографии? Эти вопросы мы и осветим в нашем цикле, основываясь на многочисленных материалах по истории хореографии и мнении экспертов.

Первый в мире балет. Из цикла «История танца в постановках».

Что считать первым в мире балетом? Ответить на этот вопрос было не просто.

Попробуем охватить исторический контекст. Наступает эпоха Возрождения: основным объектом внимания становится человек, разумом и творческой мощью которого восхищаются философы; ученые совершают Великие географические открытия; Николай Коперник разрабатывает гелиоцентрическую систему мира; просыпается интерес к античному наследию в культуре; творят Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Важно, что центром Ренессанса, страной, с которой начинается этот невероятный культурный подъем, становится Италия. И совершенно закономерно, что Италия, начиная с 15 века, дарит миру первых балетмейстеров и теоретиков танца.

С началом Возрождения основным вектором развития танца становятся придворные празднества знати. Каждый человек при дворе должен был уметь танцевать, причем виртуозность их исполнения нисколько не уступала мастерству танцоров, которые выходили на сцену и исполняли spectaculi – так назывались грандиозные представления в Северной Италии конца 16 века. Здесь были и танцы, и конные представления, и пение.

 

Продюсером таких spectaculi во Франции становится Екатерина Медичи, которая вышла замуж за наследника французского престола Генриха ll. Одним из первых ее представлений был  «Комедийный балет королевы», поставленный 15 октября 1581 года. Некоторые исследователи считают его первым в мире балетом, хотя подобных постановок в те годы было немало, кроме того, называть их балетом было бы неверно: танец здесь не играл самостоятельной роли, а сопровождался декламацией и пением. Постановщиком «Комедийного балета…» был итальянец  Бальтазарини де Бельджойозо - придворный танцовщик и хореограф. Сюжетной основой балета стала «Одиссея» Гомера, а именно легенда о Цирцее.

 

 

Как же балет приходит к привычной для нас форме, подразумевающей исключительно движение, пластику? Как танец становится самостоятельным искусством? Здесь потребовалась английская смелость балетмейстера Джона Уивера. Он родился в семье танцмейстера и долгое время выступал в модных тогда буффонадах на темы итальянской комедии Дель Арте. Но Уивер мечтал о более серьезных работах.

Молодой хореограф серьезно занялся изучением теории и истории хореографического искусства. Он публиковал работы «Опыт об истории танца», «Беседы по анатомии и механике танца», «История мимов и пантомим». В них Уивер призывал полностью отказаться от словесного выражения мыслей в танце, а представлять действия и поступки так, чтобы зритель мог совершенно ясно понимать их по движениям тела. Итак, впервые в начале 18 века Джон Уивер провозглашает возможность отказа от вербалики и обращения к танцу как к языку, способному выразить любую мысль человека. Все слова заменяет пантомима, которую балетмейстер выделил в особый вид театрального танца.

2 марта 1717 года Уивер показал в театре «Друри-Лейн» (Королевский театр в Великобритании, старейший из непрерывно действующих до сих пор) свой первый действенный балет «Любовные похождения Марса и Венеры». Сюжет бы взят из античной мифологии - богиня Венера обманывала супруга вулкана с красавцем Марсом. Сохранились записи изображения отдельных эмоций и чувств с помощью пантомимы. Например, «восхищение изображают поднятой правой рукой; ладонь с сомкнутыми пальцами поднята кверху, затем кисть одним махом поворачивается кругом и пальцы раскрываются; тело откидывается, глаза прикованы к предмету».

Успех постановки подтвердил гениальные догадки Джона Уивера и предопределил путь, по которому дальше развивался балет. Последователем Уивера называют Жана Жоржа Новера, который опубликовал в 1760 году «Письма о танцах и балете», развивающие идеи английского балетмейстера.

Постановке Жана Жоржа Новера мы посвятим следующую статью нашего цикла!

Автор: Анна Юдина

Если Вам понравилась статья — не забудьте поделиться с друзьями и поставить ЛАЙК. Тогда мы будем знать какие статьи чаще публиковать.