Продолжаем серию рассказов о международном проекте Genesis. Напомним, мы решили делать информационный сериал о героях и событиях этого проекта в режиме реального времени. 16-22 октября 2023 года в Бишкеке (республика Кыргызстан) в национальном академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева, пройдет первый международный фестиваль современного балета Genesis.
Театр стал домом для еще одного воплощения проекта Genesis.
Наша вторая серия посвящена Истамбаеву Алмазбеку Маматжановичу, генеральному директору Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. А.Малдыбаева. Знакомимся:
Выпускник Кыргызской национальной консерватории.
В период с 2000 по 2019 годы — артист и вокалист Кыргызской оперной труппы, исполнявший ведущие вокальные партии в спектаклях мировой европейской и национальной классики: Горо («Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини), Моностатос («Волшебная флейта» В.А.Моцарта), Трике («Евгений Онегин» П.Чайковского), Талхэк («Кёр-Оглу» У.Гаджибекова), Борса («Риголетто» Дж.Верди), Ремендадо («Кармен» Ж.Бизе), Арлекино («Паяцы» Р.Леонкавалло) и другие.
Лауреат международных конкурсов. Активный участник и соорганизатор различных концертов и музыкальных фестивалей, имеющих важное общественно-политическое и международное значение.
— Как началось Ваше сотрудничество с композитором Барухом Берлинером, продюсером Наумом Слуцкером и компанией Baruch Berliner’s Genesis International Project?
С Барухом Берлинером и с Наумом Слуцкером мы познакомились благодаря дирижеру Михаилу Кирхгоффу, который предложил соорганизацию концерта Симфонической Поэмы «Genesis» (Сотворение Мира). Сначала мы реализовали проект на кыргызском языке. Идея состоит в том, что текст Ветхого Завета читают на языке страны, в которой проходит концерт, а поскольку Библия переведена как минимум на 700 языков – сделать это было совсем несложно.
Затем мы представили Симфоническую Поэму на русском языке в культурном центре «Рух-Ордо» на Иссык-Куле. Текст читала Ассоль Молдокматова – известная телеведущая, продюсер и организатор множества благотворительных проектов в нашей стране, которая с первых же минут буквально загипнотизировала зал. Концерт прошел с грандиозным успехом и получил очень много восторженных отзывов.
Поэтому зная материал, его создателей и наблюдая успех произведения, а оно на сегодняшний день прозвучало уже в 31-ой стране мира, я с удовольствием принял предложение продюсера Наума Слуцкера поставить балет на эту замечательную музыку в нашем театре.
— Что лично Вас заинтересовало в этом проекте? Как его главная тема — Сотворение Мира, воплощенная в разных стилистических жанрах, от симфонической поэмы до шоу, отзывается Вам?
Мы переживаем сейчас критическое время, и нужно возвращаться к истокам. Базовые общечеловеческие идеи всегда лежали в основе священных писаний всех религий, что и объединяло народы. Стихи из Библии, переложенные на музыку — очень хороший эксперимент.
Борьба между добром и злом – не только вечная тема многих произведений, но и ежедневный выбор, стоящий перед каждым из нас. Образно говоря, быть Каином или Авелем — внутренний выбор человека, его готовность следовать своим установкам и идеалам, а также нести за это ответственность.
Одна из главных задач любого театра – предложить зрителю задуматься о своей жизни, о ее смысле и о своем предназначении, и Симфоническая Поэма “Genesis” в этом плане является идеальным материалом.
Кроме того, постановка балета на такую серьезную тему, работа с международной компанией и известным хореографом — вызов для нас, возможность поднять планку профессионального мастерства, возможность влиться в мировое балетное сообщество.
— Как велась работа над постановкой, создавалась сценография, костюмы, свет и звук?
Труппа сразу проявила интерес к постановке современного балета. С нами работал хореограф-постановщик Мариинского театра Дмитрий Пимонов. Ребята получили бесценный опыт и мотивацию к профессиональному росту.
Дмитрий приезжал в театр в течение всего постановочного процесса, и уже перед премьерой остановился на месяц, чтобы готовить труппу, вместе с руководителем проекта Евгением Ацапкиным и нашими коллегами работать над созданием костюмов, световыми решениями и видеоартом к постановке.
Эскизы костюмов были разработаны Дмитрием Пимоновым совместно с Татьяной Астаховой (Санкт-Петербург). Мы хотели сделать костюмы современными, при этом вписывающимися в канву ветхозаветного сюжета.
Дмитрий Пимонов и Евгений Ацапкин очень серьезно подошли к созданию костюмов и сами непосредственно участвовали в поиске и выборе материалов, в работе с нашей швейной мастерской и сторонними мастерами, полностью контролировали процесс и вникали во все нюансы производства.
Работа с декорациями тоже была не простой, но плодотворной.
Изначально мы планировали использование классических декораций, однако незадолго до премьеры наш театр начал сотрудничать с компанией, которая занимается видеопроекциями, поставкой оборудования и экранов. Мы решили, что будет гораздо интереснее сделать видео декорации, тем более, что сам балет не классический, и мы не ограничены какими-либо рамками традиций.
В создании видеопроекций принял участие Евгений Ацапкин, он предложил сделать видеоряд более абстрактным, и это отлично сработало.
— Что привнесла в жизнь театра новая постановка?
Для театра это интересный эксперимент и новая хореография. Самое главное, что самим артистам очень понравилось. Театр этим спектаклем открыл свою новую страничку современной хореографии.
Кроме того, мы получили колоссальный опыт, укрепили наши связи с компанией Baruch Berliner’s Genesis International Project, получили прекрасную постановку, с которой уже съездили на гастроли, и планируем продолжить осенью-зимой 2023 года. Также мы собираемся принимать участие в различных фестивалях, и, конечно же, покажем балет на первом международном фестивале «Genesis Ballet Festival», который организуем в октябре в нашем театре совместно с компанией Баруха Берлинера.
— Как проходили гастроли театра с балетом “Genesis” по России?
Мы посетили Екатеринбург, Казань, Чебоксары, Москву, везде нас встречали громкими овациями. В первом отделении мы показывали балет “Genesis”, во втором — первый акт из балета “Материнское поле”.
Это огромная заслуга всей команды: Наума Слуцкера, Дмитрия Пимонова, Евгения Ацапкина, балетной труппы и руководства театра.
Сообща мы осуществили проект, который, можно сказать, взбодрил нашу балетную труппу, ведь это первые большие гастроли театра за последние годы и мнения критиков доказали, что мы можем выступать на высоком уровне и достойно представлять Кыргызстан на мировой сцене.
Подать заявку на международный фестиваль современного балета GENESIS
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Интервью, август 2023
©Dozado