Как прошёл 23-ий Open Look. Рассказываем в видео цитатах.

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE, URBAN | 0

#свобода #обнаженность

В конце августа редакция Dozado посетила XXIII Международный фестиваль современного танца Open Look.

На фестивалях мы всегда ощущаем праздник. Действительно, ваша задача в дни фестиваля смотреть новые постановки, расширять свои знания о современном танце, впечатляться, разочаровываться, удивляться. Во всех случаях, это своего рода вдох внутри вашего рабочего/творческого процесса. И этот вдох потом становится новой точкой отсчета.

Ещё фестивали мы любим за то, что вы оказываетесь внутри танцевального комьюнити. И всё, что вы не смогли понять на сцене, можно спросить лично или на пресс-обсуждениях, которые, как мы ранее упоминали в коротких репортажах, оказались очень важным и нужным дополнением к фестивалю.

©фото — Антон Сенько

А потом мы вернулись домой, и у нас было время отрефлексировать свои впечатления. То, что мы увидели на 23-ем фестивале Open Look развернуло нас больше в сторону дискуссии. Точнее, мы бы хотели продолжить обсуждение тех вопросов, которые у нас там появились, присоединяйтесь!

Первый день фестиваля

Фестиваль открывался пресс-показом спектакля Валерии Каспаровой «ЧЕРНЫЙ САД».

Это документальная постановка, созданная по воспоминаниям очевидцев военных событий в Нагорном Карабахе. И хотя само по себе слово «воспоминание» переносит нас куда-то в далёкое прошлое, на самом деле не только. Речь идёт в том числе и о недавних событиях (вторая карабахская война, сентябрь 2020 года): кто-то из танцовщиков, с которыми лично знакома Валерия Каспарова (автор проекта) отправился туда воевать и погиб.

Тему войны в Нагорном Карабахе Валерия решила раскрыть через понятие универсальности. Война как страшное и во многом необъяснимое разрушительное явление в жизни человечества. Мы поинтересовались у Валерии, как она сама включается в глобальную дискуссию «no war/ нет войне»: 

Как привлечь к разговору зрителя, который лично не столкнулся с войной (ни он, ни его близкие). Работает ли здесь универсальный подход (война — страшно, гибнут невинные, кто-то наживается), ведь эти новости окружают нас практически постоянным фоном.

Для Валерии это первая постановка на военную тематику, и взгляд хореографа получился эмоциональным. В чем-то он был похож на оживление фотографии из новостных лент, ежедневно рассказывающих про ужасы войны в разных уголках мира. Во время спектакля искренне ощущаешь и боль и хаос, которые испытывает в душе человек, оказавшийся в эпицентре. Считываются пластические образы (прекрасный сад из тел и рук танцовщиков, как символ рукотворного благополучия человека, но гибнущий от взрывов). Но что с нашим сознанием происходит потом? Мозг даёт сигнал: очень жаль, очередной позор современной истории, но это где-то далеко и не со мной.

Хотелось бы найти эти рычаги, чтобы общество реагировало и не понижало порог чувствительности к теме войны. И, возможно, они лежат не только в эмоциональной плоскости.

Второй день фестиваля

На второй день фестиваля мы посмотрели проект Галины Грачевой и Светланы Кузнецовой (G.G.A.M. company) — спектакль «EDGE INFINITY»

Получили любопытный зрительский опыт. Постановка заявлена как эксперимент на стыке танца и перформанса. Сквозная тема — одиночество человека на земле и во Вселенной, законам которой он подчинен. На сцене создана абсолютно замкнутая форма. Она ощущается через декорации (зеркальные стены, отражающие самих себя), через световое решение (весь спектакль мы смотрим в темное плоское пространство, в котором механично и неутомимо движется человек в блестящем костюме). С точки зрения зрительского восприятия сложной оказалось и музыка. Её однообразный ритм (в течение всего действия!) окончательно вас изолирует и доводит до кондиции. Кажется, монотонность действия ни на минуту не даёт вам отстраниться и даже подумать о чём-то другом.

А вот как о своей идее рассказывают сами авторы — Галина Грачева и Светлана Кузнецова:

На пресс-обсуждении Светлана Улановская обратила внимание на медитативность, трансовый характер постановки, когда зрителю не дают чувства кульминации, а погружают как бы в волновое движение (нарастания и спада энергии), что также является определенным способом втянуть аудиторию в действие. Но кажется, с этим на спектакле всё в порядке: зритель тотально погружен, можно даже сказать заперт в пространстве, но артист при этом с ним не взаимодействует. Одиночество. Вот такие игры и головоломки с пространством и зрительским восприятием.


В этот вечер мы также посмотрели спектакль Ильи Манылова «СПОРНЫЙ ПЕРЕСКАЗ». Вместе поразмышлять о надвигающемся апокалипсисе Илья позвал Banzay BNZ и Александру Колосовскую. Вот, как они ответили на вопрос об идее постановки и актуальности темы:

Что касается формы спектакля — это синтез разных танцевальных техник, которые от взаимодействия только оживляют друг друга: Banzay яркий представитель уличного стиля, Илья Манылов (contemporary dance), Александра Колосовская вообще из театральной среды. Сами артисты, кажется, получили от совместной работы удовольствие. К постановке были привлечены музыканты из Санкт-Петербурга FEODOQ, а пару композиций Илья даже попробовал написать сам. Кроме того, тексты тоже написаны им, однако Илья сразу предупредил, что не стоит их отождествлять с его личным опытом, это лирический герой.

Banzay отметил, что на фестивале принимают участие в основном независимые танцевальные компании. И у них есть одно большое преимущество — свобода в выборе тем, художественных средств и возможности собирать ту постановочную команду, с которой хочется работать, пробовать новое, экспериментировать. Чем, как мы видим, ребята и занимаются.

Третий день фестиваля

О теме свободы выбора тем и способов самовыражения хореографа мы снова задумались на спектакле Ксении Бурмистровой «ЭТО МОЕ МЕСТО».

Ксения экс-участница танцевальной компании «Воздух» (Краснодар), некоторое время работала в театре «Провинциальные танцы» (Екатеринбург), но снова предпочла уйти в свободное плавание, как говорит она сама: «быть художником без структуры трудно, но я пытаюсь выйти из неё и осознаю эту сложность».

Признаемся, мы оказались в числе тех зрителей, которым трудно было воспринимать спектакль, полностью построенный на личных документальных интервью Ксении и её родственников. Но раз хореограф идёт на это осознанно и готов обнажить перед зрителем часть своей жизни (детство, отношения с родителями, сестрами), мы принимаем этот опыт также искренно. И желаем Ксении дальнейших удачных поисков.    


Спектакль Челябинского театра современного танца «СПЯТ МЕДВЕДИ И СЛОНЫ«, поставленный Ольгой Пона (художественным руководителем) в сотрудничестве с танцовщиками стал лично для нас переломным моментом.

Начнем с того, что постановка нам понравилась, она отличалась от тех спектаклей, которые к тому моменту мы уже успели посмотреть. Это была середина фестиваля, и когда мы отсмотрели всю программу, всё стало на свои места. Мы смогли объяснить в первую очередь себе, что же нас осенило на спектакле Ольги Поны. Но сначала предлагаем вам посмотреть отрывок из пресс-обсуждения. Правда, мы не успели поймать в кадр молодого человека, вы будете слышать только его голос. На наш взгляд, диалог получился интересный:

Постановка Ольги Поны нас порадовала, мы почувствовали в ней контакт режиссера со зрителем. В спектакле было всё: и юмор, и живое общение со зрителем, и много танца (а как известно, у наших хореографов сейчас тренд «не танцевать»), и много прекрасной музыки (здесь опять надо сделать ремарку — тренд на саунд дизайн с эффектами старых магнитофонных пленок, электронных сэмплов и прочих шумов — не каждый зритель выдержит) и также было много театральности.    

Немного позже, уже в личном общении мы узнали у Ольги, что эта работа создавалась скорее не для танцевального цеха, а для массового зрителя, который не искушен в современном танце. В этом и была цель — познакомить его с ним. Привлечь аудиторию в театр современного театра, потому что театр должен продавать билеты и собирать залы, окупать своё существование, иначе его закроют. И эта прагматичная задача совсем не отменяет искренности спектакля. Но только вот, мы все-таки задумались: а нужна ли эта граница? Может, зритель всё-таки один — хореограф он, танцовщик или смм-менеджер.  

Четвертый день фестиваля

Постановку Ксении  Шлезингер «THE BOX» мы видели раньше на московской сцене, поэтому отсылаем Вас к нашей рецензии. Но всё же на один момент не можем не обратить внимание: как мы поняли, Ксения немного изменила начало действия, использовав цитаты из рецензии на её же спектакль, которые довольно иронично танцовщики зачитывали со сцены. Мы, правда, не выяснили, чья же это была рецензия (кажется, не наша), но в любом случае, такая коммуникация нам нравится. Мы (танцевальные СМИ и танцовщики) смотрим друг на друга, читаем друг друга, значит — контакт есть!   

© фото — Антон Сенько

О спектакле Анны Дельцовой и Александра Тронова «НАЕДИНЕ С СОБОЙ» мы тоже уже рассказывали в рамках проекта Мити Федотенко dansePlatForma. Добавим одно наблюдение: может быть, это часть нашего менталитета — преклоняться перед авторитетами. «Наедине с собой» интересная работа про мужчину и женщину, о чём собственно артисты и рассказали на пресс-обсуждении. Всё же Бродский в постановке звучит немного сам по себе, прямо как наживка для интеллектуалов.

А почему бы не назвать эту работу просто «Мужчина и женщина»?! Оставим этот вопрос здесь.

© фото — Антон Сенько

Пятый (заключительный) день фестиваля

И снова нам придётся говорить про «обнаженность» и свободу». Только совсем по-другому.

Фуфуа д`Имобилите добрый друг фестиваля Open Look. Вадим Каспаров (директор фестиваля) отметил, что очень любит привозить Фуфуа в Россию. Его проекты (здесь мы, конечно, вспомним про Dancewalk) дают ощущение праздника танца.         

Перформанс «Прелюдия к последствиям свершившегося факта» — совсем новая работа, которую Фуфуа д`Имобилите впервые представлял публике. На сцене перед вами оживает фавн (мифологический герой из постановки Нижинского «Послеполуденный отдых фавна») и вместе со своей свитой, прекрасными нимфами буквально разливает по всему залу энергию чувственности, сексуальности и гедонизма.     

Как всё-таки европейцы красиво умеют показать обнаженность. Абсолютное мастерство. Возможно, в них живёт неразрывная связь с культурной почвой: историей европейской живописи, мифологии, музыки. Как с барочной картины считывались позы и линии артистов, изображающих фавнов и нимф.

©фото — Антон Сенько

Лично для нас небольшой загадкой остался мотив Фуфуа д`Имобилите в выборе темы для перформанса. Фуфуа рассказал, что для него это во многом продолжение родственной линии, так как его мать училась у Брониславы Нижинской в Балете маркиза де Куэваса. Но как дальше хореограф собирается развить образ фавна в современной реальности? Да и много ли людей захотят пробуждать в себе эти чувственные энергии?  

После показа зрители задавали интересные вопросы. Предлагаем вам небольшой фрагмент этой встречи:

Мы благодарим оргкомитет фестиваля Open Look за приглашение и призываем вас, дорогие читатели, приезжайте на фестивали. Это ВДОХ! Это возможность присоединиться к интереснейшему процессу развития современного танца в России и в мире.

А ещё вас ждёт вторая часть рассказа о фестивале Open Look, в которой участники и гости ответят на два любопытных вопроса. Это будет интересно!

Текст Светлана Польская

Видео Марина Славнова

Фото Антон Сенько

©Dozado dance magazine