Современный танец: от хобби к профессии

размещено в: DANCING PEOPLE, DOZADO LAB, STAGE, URBAN, Без рубрики, ВСЁ, ЭКСПЕРТЫ | 0

С большим удовольствием и с ожиданием интереснейшего сотрудничества в новом сезоне с центром современного танца ByeBye Ballet редакция Dozado представляет серию публикаций, посвященных современному танцу. Разумеется, тема эта весьма обширна, и мы выбирали тот фокус, который, по нашему мнению, поможет нам вместе кое-что изменить, повлиять на ситуацию. А вот на какую именно, разбираться и рассказывать будут эксперты ByeBye Ballet. И начинает этот разговор Александр Кондратенко.

Александр Кондратенко, генеральный директор центра современного танца ByeBye Ballet.

Мы попросили Александра рассказать о себе пару слов, получилось так:

«Танцевальный опыт 0, управленческий — создатель ByeBye Ballet, площадки СКОРОХОД, студии перформативных искусств СДВИГ».

От себя добавим: тот, кто знает эти площадки, сразу поймёт, о каком серьёзном опыте в танцевальной сфере идёт речь. О себе Александр рассказал кратко, зато про современный танец он может говорить очень много, увлеченно, интересно и аргументированно. Убедитесь в этом сами!


Слышали вы когда-нибудь подобные выпады в свой адрес? Если вы танцовщик или предполагаете им стать, то даю руку на отсечение, что да:

— Когда ты собираешься найти нормальную работу?

— Я бы тоже хотел прыгать и веселиться весь день, как ты!

— Нет, ну а деньги то ты как зарабатываешь?

В сфере хореографии, а тем паче в современном танце, уже давно устоялось мнение, что те смельчаки, кто решился выбрать такую карьеру, обрекли себя на нищее существование. Да и вообще, как можно всерьёз воспринимать человека, который весь день танцует, вместо того, чтобы заниматься нормальным делом где-нибудь в офисе или у станка, имея в виду груду железа, производящую полезные товары народного потребления.    

Конечно, мы все любим сходить в театр, на балет, а иногда заглянуть и на новый мюзикл или, не дай бог, постановку современного танца, но никто и предположить не может, что люди, задействованные в танцевальных па, могут зарабатывать на этом деньги. Наверняка, они потом переодеваются и наконец-таки идут делать что-то полезное.

Если и вы одни из тех, кто так подумал и пожалел бедных танцоров беглой мыслью посредине спектакля, вы недалеки от правды. Очень многие танцовщики на деле недовольны, поскольку в жизни они пытаются уравновесить два мира — творческий и материальный. В конце концов, невозможно просто следовать за мечтами, когда нужно оплачивать счета! Эти страдальцы на практике могут участвовать в постановочной работе после своей традиционной 8-ми часовой или даже трудиться в нескольких местах одновременно, подчас репетируя по ночам из-за отсутствия свободного времени днем.

Так стоит ли преследовать мечту — стать профессиональным танцовщиком или хореографом и как это сделать? Давайте попробуем разобраться.

Начнём с того, что для тех, кто хоть раз в жизни осознанно утверждал своим мамам и бабушкам: «Я хочу быть танцовщиком», — вопрос о будущей карьере никогда не стоял. Другое дело, что сама жизнь иногда ломает наши планы, до неузнаваемости меняя их. Но детская мечта всё равно всегда теплится где-то в подсознании, и в моменты ностальгии такие люди всегда говорят: «Я всю жизнь мечтал/а стать балериной».

В любом случае, несмотря на то, как сложилась ваша жизнь, потеряли вы веру в карьеру танцовщика или, наоборот, набираете ход в её преследовании, вы всегда можете попробовать запрыгнуть в этот поезд. Другое дело, готовы ли вы пройти этот путь от начала и до конца? Чтобы понять это, необходимо увидеть полную картинку, что мы и предлагаем сделать.

Итак, представьте что вы всё-таки решили стать профессиональным танцовщиком и, допустим, переехали для этого в Санкт-Петербург. А где ещё можно найти работу танцовщиком, если не в культурной столице!

ШАГ 1

Путь к началу такой карьеры часто неясен, и двери к возможностям вам открывать никто не побежит, и первое, что необходимо будет сделать — это создать отношения в танцевальном сообществе.

Самый простой способ построить эти отношения — пойти учиться. Найдите классы, которые подходят вам по стилю и преподавателя, который близок вам по духу. А ещё лучше пройдите интенсивное профессиональное обучение, таким образом, вы не только сплотитесь с будущей танцевальной «тусовкой», но и получите или освежите свои хореографические навыки.

Но тут начнутся и первые лишения. Приготовьтесь тратить 7-8 часов в день на то, чтобы бесконечно репетировать в зале, преимущественно одни и те же движения.  И скорее всего эти движения вы будете повторять и следующие 10-15 лет вашей карьеры. Помимо этого, обучение хореографии — не самое дешевое занятие, будьте готовы отдавать от 5 до 20 тысяч (в случае полноценного образования) в месяц!

Взамен вы получите друзей «из танца» на всю жизнь, навыки, которыми можно похвастаться не только на дискотеке, но и на сцене. А хореографы, которые являлись вашими педагогами, вполне возможно и зачастую так и бывает, станут вашими работодателями.

В Санкт-Петербурге существуют несколько студий, специализирующихся на современном танце, в которых вы можете взять регулярные классы совершенно разных направлений контемпорари, поучаствовать в мастер-классах зарубежных педагогов. А в центре современного танца ByeBye Ballet существует целая годовая программа по подготовке педагогов-хореографов — Профессиональная переподготовка по программе: Педагог-хореограф современного танца . Кстати, это неплохая идея для тех, кто хочет заодно подрабатывать в качестве педагога.

И вот, наконец-то, вы потратили кучу денег, прошли обучение и обрели новую уверенность в своих силах, что дальше?  

ШАГ 2

Дальше, мы бы посоветовали участвовать и принимать приглашения в любой танцевальный «блуд».  В городе существуют несколько танцевальных площадок и коллективов — «компаний современного танца»: Дом Танца Каннон Данс, площадка СКОРОХОД, Студия перформативных искусств СДВИГ, ТЕАТР ЗЕМЛИ и другие.

Правда, при этом, во-первых, есть большая вероятность того, что участие и репетиции оплачиваться не будут, и во-вторых, через какое-то время оглянувшись назад, вы назовете это действо сомнительным, а, возможно, даже ошибочным.

Но зато, скорее всего, это станет своего рода доступом к городским танцевальным площадкам и вниманию других хореографов и что, немаловажно, зрителей. Всего после двух-трех лет таких мытарств узнаваемость в среде современного танца вам обеспечена, а где узнаваемость, там признание. Признание вас как танцовщика, к которому можно обратиться.

ШАГ 3

Ура! Вы попали в «тусовку», проработали несколько лет бесплатно на разного рода хореографов, в промежутках между подработкой в детском коллективе хореографом, что дальше?

Развивайте свой собственный стиль. Не путайте это с классным пальтишком и крутыми кроссовками, хотя и они тоже важны в современной танцевальной среде: чем экзотичнее вы выглядите, тем больше на вас показывают пальцем, а это хорошо.  Но главное, конечно, это свой собственный стиль движения. Представьте, что вы проходите аудишн (пробы) в кампанию современного танца, если бы вы стояли среди 100 танцовщиков, что заставило бы вас выделиться?

Экспериментируйте, работайте в студии, ищите ваш собственный, неподражаемый движенческий стиль, чтобы на аудишене вы могли отличаться от всех остальных. Зачастую самые привлекательные «образы» уникальны. Ключик тут, скорее всего, лежит в том, чтобы отточить до совершенства какую-то одну особенность вашего собственного видения танца. 

ШАГ 4

Вы, наконец-таки, выглядите как фрик, двигаетесь как игуана и работаете бесплатно, что дальше?

Сегодня в нашем современном мире никак не обойтись без технологий и интернета, хотите дальше продвинуть свою карьеру, используйте социальные сети.

Будьте активны, платформы для социальных сетей — это замечательные инструменты для вас как бренда. И возможность ещё раз сказать всем окружающим, что вы действующий танцовщик и вас рано списывать со счетов. Социальные сети сегодня — самый короткий путь понравиться будущим работодателем и одновременно ваше интернет-резюме. Выкладывайте всё, что вы делаете, в интернет, и вы обязательно кому-нибудь понравитесь, ну, или в крайнем случае позволите вашей маме гордиться вами перед подругами.

Строительство своего имени в интернете подчас может быть не менее важным, чем в реальности, ведь многие люди делают выводы о вас именно по профилю в интернете.

ШАГ 5

Наконец-то, вас все узнают в лицо и по фирменным кроссовкам, вы получили возможность выступать на городских площадках, как же сделать окончательный шаг от хобби к карьере?

И тут мы не будем оригинальными и скажем, что эта ступенька существует только у вас в голове. Вы сможете переступить эту ступеньку, когда начнете относиться к своему делу с полным профессионализмом.

Представьте, что вы фабрика по производству танца. Вы главный на этой фабрике и как руководитель обязаны: планировать, как тратить свои ресурсы; создавать бюджеты; поддерживать отношения со своими условными «поставщиками и заказчиками». Это то, что делают предприятия, чтобы их считали профессиональными в своих отраслях. Это то, что необходимо делать и вам для достижения успеха.  Будьте активны, участвуйте в просмотрах, фестивалях и других мероприятиях, только в этом случае у вас есть шанс не остаться банкротом. 

Как только вы сами начнете относиться к себе как к профессионалу, люди почувствуют это и начнут точно также относиться к вам.

Но для того, чтобы перейти на этот уровень, нужно много и упорно работать в зале, другого выхода, пожалуй, нет. Так что самый главный выбор, наверное, всё-таки остается в этом: вы готовы проводить основную часть вашей жизни потея? К сожалению, другой формулы успеха этот бизнес не предполагает.  И как только вы ответите положительно на этот вопрос, вам откроется тысяча и одна возможность заработать себе этим на жизнь.

В заключении скажем, что, конечно, каждый для себя определяет свой собственный путь в профессионализм. Мы считаем, что в танцах нет хобби. Скорее, танцы — драгоценная часть вашей жизни, которая приближает вас к удовлетворению ею, а это гораздо больше, чем просто хобби.

Текст: Александр Кондратенко, ByeBye Ballet

Редактор: Светлана Польская, Dozado