Хореографическое направление фестиваля «Первая фабрика авангарда»-2021
«Я не знаю, как кому, а мне туда очень надо», — пел лет десять назад Серёга в клипе «Иваново». Я подумала также и отправилась на фестиваль «Первая фабрика авангарда», в 2021 году он проходит в третий раз на разных городских площадках с базой в Центре культуры и отдыха на улице Ленина, 114.
Лозунгом фестиваля ивановцы выбрали первую строчку манифеста футуристов 1913 года Ильи Зданевича и Михаила Ларионова «Почему мы раскрашиваемся»: «Исступлённому городу дуговых ламп, обрызганным телами улицам, жмущимся домам – мы даём новое искусство! Будущее за нами!» В Иванове большое количество конструктивистской архитектуры. Действительно, в эпоху расцвета конструктивизма его планировали превратить в образцовый социалистический город, «пролетарскую столицу», поэтому проектированием новых зданий занимались лучшие архитекторы страны. В 1920-1930-х годах в Иваново построены дома-метафоры («дом-корабль»), дома-коммуны, фабрики-кухни, единственный в стране конструктивистский вокзал и другие произведения архитектурного авангарда.
Направление «хореографический перформанс» существует на фестивале с самого начала, его ведет хореограф, руководитель танцевального коллектива Центра культуры и отдыха Любовь Калмыкова, открывшая на базе ЦКиО Центр авангарда, где проходят различные мероприятия, включая перформансы спонтанной хореографии. В программу-2021 вошла программа кинопоказов «Танец на ночь» и встреча с авторами проекта «Open Look Фокус Россия 2020», лекция «Зачем сегодня современный танец» Екатерины Васениной, спектакль «Зоя» екатеринбургского театра «Фора» Алены Захезиной , вечер современной хореографии «Шаг за горизонт», включающей в себя сценический перформанс петербургской буто-студии «Психотанец», постановка Валерии Каспаровой «There’s the place/ Вот это место» на ивановскую студию современной хореографии «Возрождение», группу «Воздух» Любови Калмыковой, а также премьеру Лики Шевченко «Ткань».
В столице текстильного края Лика Шевченко с привлечением танцовщиков через open call поставила спектакль без использования тканей, но про ткань жизни, про неровности ее полотна, разрывы и памятные узелочки, фактуру событий и текстуру воспоминаний. Также она дала открытый мастер-класс по современной хореографии «Тело танцора – ткань. Как «сшить» новый танец». Героями «Ткани» стала семейная пара хореографов Максима и Ирины Шуликиных, руководителей ивановского образцового ансамбля современного ансамбля «Талочка». Они, возможно, войдут в состав компании современного танца «Фабрика», создание которой при ЦКиО сейчас обсуждается. Также в мероприятиях фестиваля активно участвовала Дарья Нихейма, хореограф из Иваново, участница коллектива iD Dance Studio и выпускница лаборатории современных форм танца Академии русского балета-2021.
Для екатеринбургского театра «Фора» поездка в Иваново стала первыми гастролями. Танцевальный театр создан в Екатеринбурге в 2000 году хореографом Аленой Захезиной и с тех пор его состав ни разу не менялся. Четыре девушки: Ольга Кондратьева, Ольга Некрасова, Юлия Лепинских и Алена Захезина много работали в клубах и шоу-бизнесе, несколько лет были дэнс-группой «Уральских пельменей» и стали выносливыми бойцами танцполов. Сфера современного танца, выступлений на театральных площадках поманила несколько лет назад. В 2015 году «Фора» выпускает свой первый полнометражный спектакль «Стол», их замечает известный хореограф Александр Пепеляев. Затем они участвуют в платформе российского современного танца Russian Look-2017, в 2018 ставят «Спектакль №2» на музыку группы «Мумий Тролль», в 2019 выпустили «Зою», обновленную версию «Спектакля №2».
Спектакль «Зоя» («Жизнь») поразителен одним, вряд ли запланированным качеством. Энергия спектакля, его эстетическая невинность в плане техник современного танца, распространившихся в России за последние 20 лет, легкое дыхание честного и чистого подростка формируют в голове собирательный образ спектаклей российского современного танца начала 2000-х. Много энтузиазма, нетронутой сомнениями энергии, какой-то забытый сегодня флер самообмана: еще немного искреннего пластического самовыражения, и жизнь станет лучше, люди станут чище и красивее, жизнь справедливее. Гуманистические, утопические, эллинистские модели гармоничного человека в сфере современного танца актуальны для «Форы», живущей в собственном художественном времени.
На сцене гипертрофированно большие предметы интерьера, сделанные из толстой белой проволоки: кровать, торшер, телевизор (сценография Алены Захезиной). В них, материально воплощенных не до конца, танцовщицы то и дело проваливаются, но стараются чтобы повседневность их не поглотила. Женское бытие развернуто во времени: девочки-подростки водят кукол, взрослые танцовщицы присматривают за подростками, всех контролирует строгая бабушка (одетая в одутловатый резиновый полноростовой костюм танцовщица тяжело и угрожающе передвигается из кулисы в кулису, разочарованно покачиваясь). Замкнутый, герметичный мир женских грез и женских взаимоотношений живет под музыку Ильи Лагутенко. Звучат песни «Такие девчонки», «Стараешься», «Эй, товарищ», «Стекла», «Непокой», «Куклы», «Моя Певица», «Боксерский Funky вальс», «Где такой я», «Девочка», «Молодость», «Контрабанды», «С чистого листа». Хореографический текст становится абсолютно обусловлен текстами песен, и эта текстоцентричность такая всеобъемлющая, что почти становится намеренным и осознанным эстетическим ходом.
Интересно, как будет развиваться современная хореография в Иваново, это достаточно новая точка на карте российского современного танца. Хочется, чтобы фестиваль «Первая фабрика авангарда» продолжался и развивал свое хореографическое направление, чтобы танец активнее выходил в город и взаимодействовал с уникальным конструктивистским наследием Иванова.
Текст : Екатерина Васенина
Фото: предоставлено «Первой фабрикой авангарда», Иваново