Армянский танец — один из древнейших видов искусства, который дошел до наших дней благодаря сохранению традиций и передачи знаний из поколения в поколение в армянской культуре. Старшие обучают малышей и нить, связывающая поколения, тянется веками и не прерывается.
Педагог по армянским этническим танцам Маргарита Арзанян пришла в нынешнюю профессию не сразу. Но любовь к танцу, привитая в детстве, сохранилась с ней на всю жизнь и помогла ей найти свое призвание.
Как танцуют армянские танцы, когда они появились и почему детям они нравятся — читайте в нашем интервью с Маргаритой Арзанян.
— Почему из всех видов танцев Вы выбрали именно армянский традиционный танец?
Моё образование совсем не связано с танцами, я училась на управлении и никогда не думала, что стану педагогом. Поначалу танцы были просто любимым увлечением после уроков в школе.
После переезда в Петербург из солнечного Краснодарского края, мне стало очень не хватать любимых занятий. И в 2012 году я попала на мастер-класс к ансамблю армянских этнических танцев «Зартонк» (под руководством Авага Габояна), который стал для меня родным.
— Как возник традиционный армянский танец? Какие у него корни?
Армянский национальный танец зародился ещё в дохристианские времена, на территории Древней Армении.
У каждого танца есть своя история и своё значение: ободряющий военный танец; танец, изгоняющий злых духов; танец, имитирующий движения животных; свадебные танцы и т.д.
Интересно отметить, что танец никогда не происходил сам по себе, но всегда под аккомпанемент: сопровождался песней, хлопанием руками или игрой на музыкальных инструментах
— Традиционный армянский танец связан с песнями и тотемическими культами?
Многие танцы раньше исполняли под живое пение, какие-то даже только под акапельное исполнение. Но времена менялись, у армян появились дудук, дхол, зурна, уд и ещё множество красивых национальных инструментов, которые стали звучать во время плясок и празднеств. Сейчас сложно представить танцы без музыкального сопровождения (хотя вполне возможно). Более того, есть определенные мелодии, услышав которые, четко понимаешь какой это национальный танец.
— В чем особенность армянских танцев? Чем они отличаются и чем похожи на танцы других народов и культур?
Самая главная особенность армянских танцев — это сила духа и единство.
Многие этнические армянские танцы танцуются группой людей по кругу (держась за руки, за мизинцы, талию или за плечи). Это можно встретить и в греческих, и в еврейских, и в африканских танцах, у езидов, курдов, грузин и многих других национальностях.
Когда ты встаёшь в круг, ты чувствуешь энергетику своих партнеров по танцу, они направляют тебя и дают огромную силу, которую ты пропускаешь через себя! Танцуя армянские танцы, ты прикасаешься к истории в самом чистом её проявлении. Эти танцы не коверкают и не видоизменяют, их сохраняют в первоначальном виде и передают из поколения в поколение.
— Какие бывают виды танцев? Какие костюмы?
Виды: военные танцы, свадебные, сольные, пляски-обереги, коллективные и т.д.
В каждом регионе Великой Армении (древнее армянское государство на территории Армянского нагорья) были свои отличительные черты национальных костюмов. Региону Карин были присуще красно-синие цвета, головные уборы (копи) женщины украшали цветами, жемчугом и серебром. Женщины Нагорного Карабаха носили красно-зелёные одеяния, закрывали губы и это был единственный регион, где вместо передников или тканных поясов женщины носили тяжелые серебряные пояса, специально выкованные для каждой из них.
Почти в каждом регионе женщины украшали свои наряды серебряными монетами и жемчугом, чтобы подчеркнуть богатство и состоятельность своего рода.
— Какие виды танцев самые древние, а какие более сценические?
Один из самых древних армянских танцев — кочари, внесённый в Список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Почти во всех регионах был «свой» кочари: Алашкерти кочари, Карно кочари, Схерди кочари и т.д. Это групповой армянский танец, все встают в круг/полукруг, держатся за руки. Вначале стоит ведущий (параглух), который показывает музыкантам и танцорам, когда будет увеличиваться темп и меняться рисунок. Перемена фигур происходит по команде ведущего, который подаёт знак взмахом платка или возгласом (чаще и тем, и другим). Состоит кочари из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами.
Не могу вспомнить танец, который я назвала бы сценическим. Скорее всего, сценические — это рисунки танцев, которые придумывают ансамбли, но сами танцы, музыку и движения не меняются.
— В чем значение и важность танцев, почему они передаются из поколения в поколения?
Aрмянские национальные танцы отражают историю всей нации и помогают ближе соприкоснуться с историей и культурой древнего народа. Каждая область и провинция в Армении всегда имела свои танцы и костюмы. Через танец разные регионы выражали свою жизнь и обычаи, особенности культуры и традиции. В танце каждое движение имеет свои историю и значение.
Ни один праздник не проходил без танцев и, естественно, подрастающее поколение видело эти танцы, запоминало и танцевало вместе со взрослыми.
В истории было много событий, из-за которых армяне были вынуждены оставлять свои дома и переселяться в другие регионы и страны. И именно танец — та связующая нить с прошлым, которая знакомит нас с жизнью и с бытом армян того или иного региона. Возрождая танец, мы даём понять, что помним каждый уголок, в котором жили армяне и будем передавать эти традиции из поколения в поколение.
— Есть ли возрастные ограничения? С какого возраста лучше изучать армянские традиционные танцы?
Конечно же, никаких возрастных ограничений нет. Чаще всего, детские армянские группы начинаются с 4-6 лет, первый год детки учат базовые движения, которые встречаются почти во всех армянских танцах и легкие танцы, такие как карно кочари, сценическое шолохо и т.д.
Группы постарше учат более сложные танцы, включающие в себя медленную и быструю части, легкие рисунки и смену музыки.
Взрослая и подростковая группы учат танцы в полном объёме, с разными переходами, сложными рисунками, с вариантами импровизации и т.д.
— В чем особенность Вашей методики преподавания танца детям?
Самое важное в моей методике преподавания — это слышать и чувствовать детей. Чаще всего (это касается не только армянских танцев) по ученику видно в какой школе или у какого педагога он занимается.
Каждый педагог — это сформированный танцовщик, со своей техникой, эмоциональной подачей и набором движений, которые он чаще всего использует в танце. Конечно же, у меня это тоже есть.
Но я стараюсь видеть каждого ученика, анализировать его манеру движений, запоминать от каких танцев он получает наибольший восторг и какие даются ему легче.
Анализируя их манеру исполнения, можно легче корректировать обучение новым движениям, и я понимаю, на что лучше сделать упор, чтобы движение получилось правильным и таким, каким его задумывали наши предки.
— Как дети усваивают материал? Приходят ли на занятия ребята, ничего не знающие об армянской культуре?
Многие детки приходят, потому что их приводят родители. Они занимаются несколько лет и уже будучи в подростковом возрасте делают этот осознанных выбор оставаться в танцах или нет. Это право каждого. В любом случае, ребенок уже стал частью армянской истории, он уже к ней прикоснулся и прочувствовал ее. Кто-то потом возвращается в танцы, а кто-то просто с большой теплотой вспоминает это время и смело блистает на мероприятиях у родственников.
Конечно же, все дети усваивают материал по-разному. Кто-то запоминает сразу и в конце занятия может станцевать весь танец полностью, а кому-то нужно несколько занятий, чтобы выучить медленную часть. У нас у всех разный склад ума. Кто-то просто чувствует музыку, а кто-то считает такты и досконально запоминает каждое движение.
Самое главное, что всех их объединяет — большое желание танцевать и научиться танцам, которые исполняли наши предки много поколений назад.
— А где дети выступают? Какие танцы у них самые любимые?
Наши детки выступают на ежегодных мастер-классах, отчетных концертах и городских мероприятиях, посвящённых культурам разных народов.
Самые маленькие детки исполняют танцы с набором простых движений, группы постарше (8-11 лет) любят танцевать Вервери и Папури, потому что это легкие по настроению танцы, где в быстрой части весь ансамбль «несёт» одним потоком танца и музыки, где ты по-настоящему чувствуешь своего партнера и танец.
— Что бы вы сказали родителям, которые хотят попробовать отдать своих детей обучаться армянскому танцу?
Не надо пробовать, смело отдавайте! Танцы — это очень хорошее начало физического воспитания вашего ребёнка. Огромная энергия, находящаяся в каждом маленьком человеке, будет находить применение в самом правильном русле. Танцы — это дисциплина, это развитие тела и памяти, это приятное времяпровождение в кругу единомышленников, это всегда что-то новое и интересное. А армянские танцы — это ещё и живая история. История, с которой мы связаны и частью которой являемся.
Фото, видео из архива Маргариты Арзанян
Интервью провела Нина Кудякова
©Dozado 2021