В Москву привезли новую постановку Яна Фабра.
Еще недавно эта фраза была из разряда фантастики. Но 2 и 3 октября фестиваль «Территория» показал в «Гоголь-центре» новое творение мэтра — «Изменчивая сила любви» (The fluid force of love).
Постановка длится час двадцать, что довольно скромно по фабровским меркам. В ней задействованы девять артистов бельгийской театральной компании «Трубляйн». Примечательно, что в спектакле пришлось сыграть актрисе «Гоголь-центра» Марии Селезневой — она заменила артистку, которая потеряла паспорт и у нее не было возможности приехать. Мария справилась со своей задачей блестяще — неосведомленному зрителю невозможно было заметить эту экстренную замену.
А задача, как всегда, не из легких — в постановке много танцев в хореографии Яна Фабра и физической включенности артистов. Танцевальные сцены перемежаются с текстом, произносимым со сцены — каждый артист говорил на своем языке, и зрители слышали французский, испанский, итальянский и другие, читая быстренько субтитры.
Сцена напоминала школьный класс: за партами на стульях сидели люди, одетые в официальные костюмы, тянули руки, как будто хотели ответить на уроке. И по очереди вставали и говорили: «Мы выходим из шкафа. Мы …» и дальше множество вариаций существующих ныне гендеров и сексуальных ориентаций, от цисгендеров до фетишистов (половина слов требовала словарика). Каждый озвученный вид любовных предпочтений иллюстрировался танцами на партах и под ними.
Не обошлось без раздеваний — мужчины, как и женщины, были под костюмами одеты в трусы и лифчик, при чем в одной из сцен артист достал из трусов яблоко и начал смачно его есть. Такой вот запретный плод. Напоминает урок непослушания, или открывшуюся шкатулку Пандоры. Артисты с радостной улыбкой произносят в зал: «Мы полиаморы! Мы любим приносить радость всем подряд!» или «Мы феминистки! Мы прет-а-порте от кутюр современности».
Все это было похоже на какую-то манифестацию современных свобод (не зря упоминается власть и СМИ), и сначала кажется, что все это всерьез — Фабр поддерживает все нынешние сообщества самоидентичности и все возможные разнообразия любви.
Но с самого начала на переднем плане сцены стоят «дурацкие колпаки» (dunce hat) — белые конусы из бумаги с большими ослиными ушами. Их раньше надевали в европейских школах на провинившихся учеников — такое было наказание позором. На хулиганов, баловников или просто не выучивших уроки. Одним словом, по мнению учителей, на дураков. И такие колпаки надевают двое из артистов, произнося со сцены «Мы воины красоты!» и дальше что-то про похотливое мышление ума. И это делает все происходящее несерьезным, издевкой, заигрыванием со зрителем. Дуракавалянием во всех смыслах.
Получается даже двойное иронизирование: Фабр будто посмеивается над всем этим современным любовным разнообразием, но в то же время смеется над зрителем, будто говоря «вы правда подумали, что я это все всерьез?» И зритель путается в догадках, что же на самом деле происходит.
В завершении артисты исполняют традиционный нагнетающий танец, где энергия словно закачивается в зал через их мощные и импульсивные движения, будто от разрядов тока. И в самом конце они произносят фразу о том, что на самом деле мы вам тут активно подмигиваем, при чем двумя глазами. И все артисты надевают колпаки дураков. А зритель выходит и чувствует себя тоже в этом самом колпаке.
Это была аллюзия на «Государство» Платона? Где правят, основываясь на современные нравственные принципы. При этом в спектакле есть и намек на миф о пещере, когда на танцующих направляют свет и их крупные тени мерцают на заднике сцены. Все иллюзия? Или это была тотальная издевка? Над нынешними свободами, пропагандируемыми из каждого утюга. «Мы ведь просто люди. Почему надо быть кем-то? Почему нельзя быть просто людьми?», — говорят артисты. Может это ответ на недавние обвинения Фабра в домогательствах к танцовщицам? А вдруг это была издевка над внутренними ограничениями, существующими в голове каждого? Вот мы за такой вид любви и такой, а вот этот уже вроде как не очень, какое-то извращение. Может быть, в этом провинился зритель, за что на него надели колпак дурака.
Текст: Нина Кудякова
Фото: Wonge Bergmann