Надо танцевать! Камерный балет “Пантера” показал в Энгельсе спектакль-балет по Чехову

размещено в: STAGE, ВСЁ | 0

Стоит признать, в небольшом российском городе, таком как Энгельс, наблюдается недостаток сценического пространства, где можно было бы регулярно смотреть театральные премьеры и постановки. Пока эту роль берут на себя дворцы культуры, построенные ещё в советское время. Они аккумулируют множество культурно-массовых мероприятий города — от ярмарок до концертов. На этом фоне приезд и выступление камерного балета Наиля Ибрагимова “Пантера” из Казани мог бы затеряться. Но только не для танцевального сообщества. 

Знающие люди понимали, что это Событие. Благодаря АНО «Искусство Первых» (организации по развитию и поддержке детей и молодежи в сфере культуры и искусства), в начале апреля в Саратове и Энгельсе состоялись мастер-классы по современному танцу от «Пантеры», а на следующий день — вечер современной хореографии, где зрители увидели премьерный спектакль-балет “Пустой дом” (по мотивам пьесы А.П. Чехова “Три сестры”).

Камерный балет Наиля Ибрагимова «Пантера» — профессиональный коллектив современного танца с 30-летним творческим опытом, номинант национальной театральной премии «Золотая Маска». За его плечами тридцать постановок, многочисленные гастроли в российских городах и за рубежом, а у себя на родине, в Республике Татарстан, балет «Пантера» — драйвер значимых культурных событий. Поэтому жители Саратова и Энгельса с нетерпением ждали встречи с артистами на классах и в сценическом пространстве ДК “Дружба” (ныне Центр народного творчества “Дружба”).  

Зрительный зал заполнили учащиеся школ искусств, хореографические коллективы, педагоги, родители (мамы и папы и бабушки). Но были и такие зрители, кто пришел именно за театральным впечатлением, не имея отношения к двухдневной образовательной программе.          

В хореографическом искусстве постановка “Трех сестер” встречается намного реже, чем в театральной традиции. Среди известных — балет «Три сестры» на музыку Сергея Рахманинова в постановке хореографа Валерия Панова, костюмы и декорации создавал театральный художник и историк моды Александр Васильев. Премьера состоялась в 1984 году в Королевском балете Швеции (Стокгольм). Еще одна постановка “Три сестры” на музыку Шопена была представлена театром-студией современного танца Игоря Шегая, хореограф Павел Глухов, в 2014-ом году, в Москве. Видео версии обеих работ можно найти на ютубе. Возможно, есть и другие хореографические прочтения.

Но какими же получились “Три сестры” у Наиля Ибрагимова и артистов камерного балета “Пантера”? В программке было указано, что хореография драмбалета “Пустой дом” создавалась в соавторстве хореографа и танцовщиков. Кроме того, видеоинсталляция, важная часть сценической композиции, принадлежит одному из артистов — Тимофею Жилину.

Формат совместного создания балета — особый путь. В театральной традиции мы знаем интерпретации “Трех сестер” Чехова прежде всего в авторских постановках Станиславского и Немировича-Данченко, Георгия Товстоногова, Юрия Любимова, Олега Ефремова. Но в этом и заключается смысл: не интерпретировать Чехова, а исследовать. Ценность наследия писателя для русской культуры (в этом году исполняется 165 лет со дня рождения Антона Павловича), его актуальность в наши дни. Напомним, пьеса была написана в 1901 году прошлого века, а на дворе 2025-ый год.  

Итак.

Чтобы сделать Чехова понятным современному зрителю и что немаловажно учащимся, изучающим его в школьной программе, пришлось использовать современную авангардную музыку и медиа. То есть, танец, музыка и видеоинсталляция — вот три кита, способных донести до современного зрителя сакральный смысл действа. Декорации минималистичные. Костюмы замечательные, соответствующие эпохе XIX века. 

Самых маленьких зрителей это занимало. Сюжет, без знания пьесы, понять сложно. Но можно было наблюдать за тем, как проявляются и взаимодействуют герои в соло, дуэтах, группах под ритмичную музыку и символический видеоряд. Слово всё-таки появлялось в этой триаде. Правда, не художественное, не писателя Чехова, а живой диалог танцовщиков в гримерках, обсуждающих свои роли. Такая живая, как будто не смонтированная съемка, вполне узнаваемый для современного зрителя приём. На сцене он давал свой эффект: вот я вижу артистов не в роли, а как бы из закулисья, а вот они уже в роли и на моих глазах создают магию действа, в которое я должен поверить. Так верить или не верить?

Каждый зритель решал сам. Взрослые, с которыми нам удалось пообщаться после показа, говорили, что этот Чехов получился «менее угрюмым» и более «восприимчивым» для современной аудитории.

Если у вас не загружаеtся youtube, жмите на кнопку▼

А вот ещё одна реакция, где можно наблюдать, как Чехов на языке хореографии вербализируется в довольно точное изложение сюжета. Люди из прошлого, наивные, интеллигентные, простоватые, проживающие свою драму. А вывод сегодняшние зрители делают ровно такой же, какой сделали и главные героини пьесы: “Надо жить!”

Если у вас не загружаеtся youtube, жмите на кнопку▼

Анатолий Эфрос, известный театральный режиссер, который, конечно же, тоже ставил “Три сестры” задавался вопросом: “ставить классику “агрессивно” или “спокойно”? Агрессивно — это  значит не музейно, не хрестоматийно….  А так, чтобы выплескивать и свои собственные сегодняшние чувства. Спокойно — это не значит никак… А подобно вулкану реальному, спокойному до поры до времени, пока не наступит момент извержения, а затем снова спокойному”.   

Наиль Ибрагимов отказался от музейного подхода к Чехову, предложив вместо академической иллюстрации эмоционально насыщенное прочтение. В этом ему во многом помогли музыка и видеоинсталляция, ставшие не фоном, а полноценными соавторами высказывания. Зная о пристрастии хореографа к звуку как ключевому выразительному элементу, выбор композитора Ванечки («Оркестр приватного театра») кажется не случайным. Композитор известен своей способностью придумывать необычные инструменты, создавать их буквально из подручных средств. В наше время, когда эксперименты со звуком часто скатываются в шумовой авангард, это было музыкально талантливо.

Артисты «Пантеры» заслуживают особого упоминания. Танцовщики были выразительны, артистичны. Их хореография не стремилась к эффектности, возможно, в этом проявлялся нужный баланс между настоящим и прошлым. В некоторых партиях только намечалась острота (противостояние Солёного и Тузенбаха), в других звучало медленное внутреннее разрушение (образ Андрея Прозорова). Три сестры очерчены достаточно чётко, но, вероятно, все образы будут продолжать развиваться.

Для публики Энгельса и Саратова такие встречи пока редкость. Возможно, поэтому зал был настроен бережно. Даже когда маленькие зрители уставали, взрослые проявляли терпение. Хотя, очень не хватало студентов, ведь Саратов славится целым университетским городом. Но организаторы всё предусмотрели. Перед спектаклем — Елена Беляева, директор балета «Пантера», увлекательно и непринужденно рассказывала, как можно воспринимать современное искусство. И это, пожалуй, стало ещё одним мостиком между современным танцем и зрителем.

© фото Юлия Дворникова

© фотограф Юлия Дворникова, АНО «Искусство первых»

©Dozado 2025