Автор: Татьяна Знаменская
Если посчитать количество километров, которые преодолели участники вечера современного танца юбилейного фестиваля Проба№ (в этом году фестиваль отметил своё пятилетие), чтобы добраться до Москвы, то получится 16 тысяч километров. Это равносильно 146 кругам по МКАД вокруг столицы.
Благо мне в тот вечер не пришлось выезжать дальше Центра Моспродюсер на северо-западе белокаменной. Можно было уютно устроиться в комфортном кресле зрительного зала и представить себя в скоростном поезде, который совершает часовую поездку по восьми городам необъятной страны современного танца.
Вечерний экспресс
в мир современного танца
Остановка №1: Самара. Фигура Future
В Самаре находится самое высокое здание железнодорожного вокзала в Европе. Его высота со шпилем составляет 101 метр. А ещё в этом городе есть Танцевальная компания РЕКА и хореограф Андрей Разживин. Он задумался над тем, сохранилась ли в нас способность чувствовать и оставаться людьми несмотря на современные технологии и попытки идти в ногу со временем.
Облачив танцовщиков в старомодные костюмы, хореограф неожиданно погрузил их в техногенную обстановку. Под звуки, похожие на шуршащий радиоэфир со странными позывными, они двигались как ржавые роботы. Их клинило, они дрожали, их пробивало током. Но в какой-то момент программные настройки сбились, и в радиоэфире неожиданно заиграл романс «Хризантемы в саду». Карты памяти выгрузили в операционку информацию о человеческих чувствах. И «роботы» сменили угловатые движения на мягкие, воздушные. Они очеловечились, и старомодные костюмы органично вплетались в канву романса. Свойственные людям эмоции и переживания, жажда и поиски любви постепенно заполняли пространство. Но вдруг радиоэфир снова заглох, и под воздействием непонятных шумов фигуры начали вновь обретать черты роботов. Но в их пластике все равно сохранится нежность.
Остановка №2: Тюмень. Лёгкие
Когда прокладывали Транссибирскую дорогу, то граф Посьет отстоял вариант строительства магистрали именно через Тюмень. Благодарные тюменцы удостоили графа звания Почетного гражданина. Является ли почетным гражданином города хореограф Олег Коротченко, неизвестно. Зато известно, что он руководит танцевальной компанией Chroma Dance Company и поставил спектакль «Лёгкие», отрывок из которого и показал в дуэте с Юлией Машарской.
Что испытывает человек, когда ему не хватает воздуха? «Когда мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются», говорит зрителям хореограф. Отрывок начинается в тишине, в ней рождаются движения танцовщицы. Нет легкости и невесомости, вместо них тяжелое дыхание, кашель и вакуум. Партнер как поддержка и опора в безвоздушном пути. Он станет свидетелем угасания, когда в смертельно белое световое пятно на сцене войдет героиня. Он же станет раздражителем, когда будет пытаться спасти ее. «Ты будешь дышать моим воздухом», — как будто говорит он ей и плотно прислоняет губы к ее губам. Так они танцуют, поднимаясь в поддержках и уходя в паркет, перекатываясь по сцене как единый организм. Теперь у них на двоих одно дыхание: один вздох и один выдох.
Остановка №3: Воронеж. Сюзанна
Нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин родился в Воронеже. В стихотворении «Чужая» он писал:
Ты чужая, но любишь, Любишь только меня. Ты меня не забудешь До последнего дня.
Ульяна Чепурина тоже из Воронежа. Ее вдохновила композиция Леонарда Коэна, посвященная Сюзанне Вердаль. Это история взаимоотношений поэта с женой его друга. Они никогда не были любовниками, хотя их непреодолимо тянуло друг к другу.
В соло Ульяна собрала мужское и женское начало. Чувствовалось желание найти внутри баланс двух равновеликих величин. Крепкие кулаки сменялись нежной податливостью, женская идентичность проявлялась на фоне грубых мужских жестов. И когда получилось соединиться со своей женственностью и дать ей проявиться без осуждения и критики, то изменилась эстетика движений. Танец стал гармоничным. Хотелось бы еще поработать со светом, поскольку сплошная световая заливка не позволяет делать акценты и придавать объем танцу.
Остановка №4: Москва. Маргарита
В столице находится самая крупная в России и пятая в мире библиотека – Российская государственная библиотека. В ней хранится свыше 48 млн книг. Роман Александра Дюма (сына) «Дама с камелиями» также есть в ее фондах.
Именно это произведение вдохновило хореографа Лилию Симонову на постановку.
В дуэте с Максимом Микичуком они представили танец-размышление о том, способен ли человек видеть суть и глубину сквозь преграды, может ли он почувствовать настоящее в сиюминутной красоте.
Красный каркас для женского платья в виде цветка камелии служил для танцовщиков то ограничением, мешающим взаимодействию, то замкнутым пространством, попадая в которое двоим было тесно. Иногда он превращался в уютное гнездышко, в котором можно укрыться от внешних обстоятельств.
Сложные поддержки в сочетании с экспрессией делали танец эмоциональным и полнотелым.
Остановка №5: Комсомольск-на-Амуре.
Женщина решила задержаться
Комсомольск-на-Амуре строили ударными темпами комсомольской стройки в 30-е годы прошлого века. Его возвели на месте нанайского стойбища. Кстати на нанайском языке слово «женщина» звучит как «эктэни».
Один вечер из жизни эктени, которая после работы решила не спешить домой, показала комсомольчанка Ксения Лохина в хореографии Натальи Стариновой. Это проект «Танцующие люди» студии танца «ХЭКС».
Типичная сотрудница офиса: туфли на высоких каблуках, узкая юбка и блузка с бантом. К концу рабочего дня она устала. Казалось бы, можно идти домой, где ждут дети и муж. Но она решает задержаться.
Позволить себе немного свободы, выйти за рамки привычного, в конце концов решиться сделать что-то не так – это страхи, которые загоняют многих женщин в состояние жертвы обстоятельств. Изможденная, перегруженная рабочими и домашними обязательствами она все же решается на сложный для себя шаг – не уйти вовремя с работы, а остаться наедине с собой.
И в этот момент женщина раскрывается, становится игривой, взбалмошной, веселой. Она скидывает каблуки, срывает бант, распускает волосы. Она наконец свободна, она живая.
Но вот поделиться своим счастьем ей не с кем. Дети уснули, муж тоже спит. Рассказать о своем полете некому, да и поддержать ее тоже некому. Она одна наедине со своим коротким счастьем и своей болью.
Остановка №6: Пермь. С новым годом
Есть в Перми одно фирменное блюдо, называется оно посикунчик. Это маленький жареный пирожок в форме гребешка из пресного теста с мясом, буквально на один укус. Их можно попробовать в кафе и ресторанах. Но и дома пермяки их часто подают на семейных праздниках, в частности на новый год.
Пермский молодёжный театр танца Shake Dance Group и хореограф Ольга Иванова представили миниатюру «С новым годом». Это размышления о семье, переменах, скоротечности времени и потерях, которые переживает каждое поколение. Ценить моменты с теми, кто дорог и кто еще находится рядом, пожалуй, основная мысль этой постановки.
Все события разворачиваются вокруг стола. Он – как центр притяжения и барометр семейного счастья. Радостями и печалями люди делятся с близкими, собравшись вокруг него. Смена положений за столом как смена времен года, как течение времени, которое забирает кого-то из семьи, оставляя в памяти только светлые воспоминания.
Остановка №7: Ставрополь.
Мой звонок очень важен для них
Со Ставрополем связан один интересный факт – через него проходит 45-я параллель северной широты. Это значит, что город находится на равном расстоянии от Северного полюса и экватора.
Также где-то по середине оказывается человек, звонящий в call-центр, чтобы решить свою проблему. Равнодушный голос автоответчика всегда говорит, что звонок очень важен для них. А по факту приходится ждать и нервничать в ожидании ответа, следуя инструкциям голосового помощника.
О том, что чувствует человек на конце провода, показала Рената Карабаева в хореографии Кононовой Ирины. Героиня в исполнении миниатюрной Ренаты на большой сцене выглядела беспомощной. Ее пластика и острые движения по точкам говорили о невероятном внутреннем напряжении. Злиться от отчаяния, сжиматься пружиной, но все равно подчиняться голосу в телефонной трубке – это все, что могла делать героиня на сцене. Ломаные движения округлялись и становились более мягкими, как только появлялась надежда, что вот сейчас в эту минуту что-то изменится и вопрос будет решен.
Остановка №8: Санкт-Петербург.
Шанс Патрика
Говорят, что Невский проспект в Питере является самой теплой частью города. Температурная разница с пригородами летом составляет 2–3 градуса, а зимой – 10–12 градусов. Температура на сцене Моспродюсера тоже начала сильно колебаться, когда на нее вышли петербуржцы Ксения Михеева и Станислав Пономарев.
«Шанс Патрика» в хореографии Ксении – это постановка о выборе, конформизме и конфликтах, когда выбор не совпадает. В своей работе хореограф соединила две композиции: «Москва любит» Скриптонита и «She’s like a wind» Патрика Суэйзи. Музыкальный выбор делали танцовщики, нажимая на кнопку мобильного телефона. Тотально противоположные по энергии треки накачивали дуэт поочередно то романтикой и нежностью, то напором и мощной сексуальной энергией. Энергия сгустком стекала в район нижней чакры, когда Ксения включала качовый трек Скриптонита. Она из немного «тепленькой» девицы на расслабоне превращалась в дуэте в соблазнительную пантеру. Станислав же всегда «голосовал» за Патрика. Под этот трек танцевальная лексика и поддержки в дуэте получали больше энергии космоса.
Не в силах справиться с выбором, они обратились к помощи зала, чтобы зрители проголосовали за понравившийся трек и исполнение. Хотелось поставить голосование на репит, чтобы снова и снова смотреть, как эта пара с невероятным драйвом и сногсшибающей эстетикой танцует, заряжая энергией земли и космоса все пространство зала.
Через час экспресс современного танца завершил путешествие. Зрители-пассажиры начали покидать свои места. Кто-то пританцовывал, напевая композицию Патрика, кто-то смотрел на часы, чтобы успеть на нужную электричку, а кто-то никак не мог покинуть здание «вокзала», потому что эмоции переполняли и так хотелось ими поделиться с друзьями.
Автор Татьяна Знаменская
©фото Татьяна Матвеева
©фото обложки с сайта Проза.ру
©Dozado 2022