Автор: Татьяна Знаменская
На Новой сцене Большого театра состоялась премьера проекта «Лабиринт». За один вечер современной хореографии зрители увидели три одноактных спектакля: «Сияние», «Нерв» и «Минотавр». Организатором вечера выступила продюсерская компания MuzArts.
Над программой работали хореографы Ольга Лабовкина, Анна Щеклеина и испанец Патрик де Бана. Костюмы создавали модельеры Игорь Чапурин и Галина Солодовникова, музыку писали композиторы Илья Дягель и Василий Пешков, а художником по свету выступил Иван Виноградов. Скульптор Даши Намдаков в качестве сценографа «Лабиринта» создал скульптуру Минотавра для заключительной части трилогии.
«Лабиринт – это три спектакля о мечте, страхе, боли, ненависти и любви, соединившие в себе новаторство российской балетной культуры, международный опыт и поиск оригинальных решений, – рассказал генеральный продюсер MuzArts Юрий Баранов. – Это художественное осмысление человеческой жизни с её поисками, сомнениями, переживаниями, страданиями и наслаждением в лабиринте жизни».
Ольга Лабовкина создала на сцене футуристический мир «Сияние», в основе которого лежит научно-фантастический философский роман Олафа Стэплдона «Создатель звезд». Её герой – это рядовой житель, который выходит из дома ночью и отправляется в ментальное путешествие с помощью своего воображения. Он идёт за пределы горизонта, потом всё дальше удаляется от земли и проходит через вселенные. Он наблюдает рождение и умирание целых галактик. Ольга выступила не только хореографом, но и сценографом в своём спектакле.
«Мне всегда интересна работа со сценографией, которая является персонажем внутри самого спектакля. Она также задает движение внутри постановки», — рассказала Ольга.
Таким самостоятельным персонажем по задумке хореографа стала семиметровая надувная конструкция. Вначале спектакля зритель видит сидящего внутри этой конструкции героя. Создаётся впечатление, что это модель условного дома, квартиры или комнаты. Из этой точки своего лабиринта герой начинает путешествие по фантастическим мирам. По мере удаления от привычного места жительства движения героя становятся все более объёмными. Его больше не зажимает ограниченное пространство. Он парит в невесомости, увлекаемый новыми горизонтами.
На своём пути он будет встречать разные сообщества существ, похожих на людей. Одни также как люди ищут свой дом, находят и теряют его. Другие также как люди живут в социуме, подчиняются его законам и правилам, но при попытке выделиться, стать не как все, социум их сожрет, задавит и отбросит.
Герой станет свидетелем отношений двух братьев (или двух друзей), которые потеряют эмоциональный контакт, и отношения из теплых и дружеских перерастут в агрессивный межличностный конфликт с дракой.
К концу спектакля абстрактная конструкция поднимется на всю высоту, и зритель увидит большое лицо, оно станет олицетворением взгляда из вне. На контрасте с ним все события, разворачивающиеся на сцене, будут казаться мелкой вознёй и суетой с точки зрения масштабов выстроенного холодного футуристического мира.
«Мне нравится на сцене разность объёмов. Мой спектакль – это взгляд на наш мир из масштабов космоса. Интересно работать с «узнаванием», когда у зрителя складываются разные образы», — говорит хореограф Ольга Лабовкина.
Работа Анны Щеклеиной «Нерв» была решена в аскетичной сценографии Галины Солодовниковой: проекционные экраны, сетки и подвесные конструкции. На сцене семь танцовщиков в костюмах людей без кожи, их головы соединены длинными полотнами с подвесными конструкциями. Никаких гендерных отличий. Это обтянутые мышцами скелеты, сошедшие на сцену с анатомических карт. Картина настолько физиологична, что даже немного отталкивает.
«Мне было важно создать ощущение бескожности. Мы все одинаково обнажены и чувствительны независимо от пола», — прокомментировала Анна.
Спектакль на музыку Василия Пешкова рассказывает о том, как люди, сконцентрированные на собственной боли, ранят других, не видя схожести ситуации. Когда у человека оголены нервы и нет никакой телесной защиты, то любой контакт приносит страдания.
Герои, по задумке хореографа, пытаются взаимодействовать, у них есть взаимный интерес друг к другу, но каждое прикосновение вызывает напряжение. Атмосфера наэлектризована. Телесный контакт оборачивается чередой травм, которые люди наносят друг другу.
«Мы работали с темой обнуления: как оно происходит и что к нему приводит. И пришли к выводу, что причиной становится некое повторяющееся действие или что-то извне, когда ты понимаешь, что больше так невозможно, и убираешь или разрушаешь все старое», — говорит хореограф.
Анна Щеклеина делает телесное хореографическое исследование того, какой контакт возможен, существует ли иной способ общения с другим человеком. Она рассказывает очень понятную историю и проводит зрителя по лабиринту из точки боли к точке бережности.
Ее герои находят новый способ – безконтактный, воздушный. Они меняют костюмы на простые телесные шорты и лифы, и как рыбы плывут рядом, скользя сквозь водную толщину, и дышат жабрами. Можно находиться рядом, взаимодействовать на очень мизерном расстоянии, общаться, не задевая телами друг друга. В таком контакте уже не будет места боли. Она была прожита, проявлена и осталась в прошлом, тем самым открыла дорогу новому.
Сюжет «Минотавра» в постановке Патрика де Бана в корне отличается от древнегреческого мифа. В античном сюжете Ариадна влюбляется в Тесея, который отправляется в Лабиринт на встречу с Минотавром. Патрик де Бана берет парадоксальную трактовку мифа из пьесы Хулио Кортасара «Цари»: в ней Ариадна влюбляется в своего сводного брата Минотавра. Хореограф идет дальше и добавляет в сюжет отношения мифического героя с матерью Пасифаей.
«Принято считать, что Минотавр – это разрушитель, чудовище. Но в моей философии, он жертва, который пострадал от действий людей. Все, что делает мой Минотавр, – это пытается понять, почему и за что», — объясняет хореограф.
Сложная душевная борьба героя с самим собой разворачивается на сцене. Страдать будут все: и он, и мать, и сестра. Мать мучается от невысказанной боли за сына, рожденного от быка и вынужденного жить в Лабиринте. Снять с него этот крест Пасифая не в силах. Она может его только любить. И любовь ее показана хореографом очень земной, почти плотской, в очень тесном контакте танцовщиков. Во время вращений и поворотов ее красное платье будет превращаться в ярко алый ореол – цвет любви и боли одновременно.
На контрасте Ариадна выглядит воздушной. Легкой полутенью она танцует в черном прозрачном платье. Она пытается вывести брата из заточения, спасти его, увлечь за собой в мир людей. Но от всех этих попыток Минотавру становится только хуже. Он получеловек, полубык: его раздирают изнутри душевные муки. Денис Савин, исполнявший роль Минотавра, сказал: «Для меня Минотавр – жертва обстоятельств и того, как неудачно все для него сложилось: вечно в темноте, постоянно один. Некому задать вопросы и получить ответы. Его чудовищная внешность не отображает того, что у него внутри. Достаточно сложно показать глубину его переживаний, располагая только возможностями тела, без возможности говорить».
Жаль, что сцены в спектакле сменялись через «зтм» /затемнение — прим. ред./ Когда такое происходит, зритель невольно выпадает из контекста. Он остается один со своими мыслями, и ему каждый раз приходится снова собирать внимание, концентрироваться. Если бы хореограф придумал иной вариант, то восприятие постановки было бы более целостным, и зритель не чувствовал себя брошенным.
Организаторы собрали три разные по энергии, стилю и содержанию работы. Они соединили в одном проекте классических танцовщиков и хореографов современного танца. По словам самих участников, им было сложно, т.к. в классике и в современном танце разные подходы к работе с телом, к танцевальным связкам, поддержкам и элементам. Однако, как отметил Патрик де Бана: «Жизнь – это лабиринт, иногда он дает нам шанс встретиться в нём с прекрасными, талантливыми людьми и сделать что-то важное».
Дальше проект ждут гастроли в разные уголки мирового лабиринта.
Автор Татьяна Знаменская
©фото Андрей Степанов
©Dozado 2022