climax, ясмин годдер, фестиваль net, dozado

«Кульминация» фестиваля Net: Climax Ясмин Годдер

размещено в: STAGE | 0

Фестиваль Net в этом году открывает новые форматы мировых театральных постановок, когда зритель не просто наблюдатель, а чуть ли не главное действующее лицо, что явно отличается от привычных в России спектаклей. Одной из таких новинок стала работа израильского хореографа Ясмин Годдер Climax («кульминация»), которая была показана 5 декабря в Новом Пространстве Театра наций.

climax, ясмин годдер, фестиваль net, dozado
фото автора

 

Нет сцены, только 3 зала с небольшим количеством декораций и максимальное неудобство для зрителей – нет стульев, а присесть можно только на пол или на подоконник. Нет и знакомых трех звонков, которые напоминают о необходимости занять места в зрительном зале. Показ начинается, когда актеры в большой комнате становятся, взявшись за руки, в круг. Но даже в этот момент непонятно, что спектакль начался, так как артисты одеты в обычную одежду (кеды, джинсы, кофты, майки, толстовки) и ничем не отличались от гостей, которые также стояли в кругу и общались друг с другом.

climax, ясмин годдер, фестиваль net, dozado
фото автора

 

По задумке автора, действие должно проходить в помещении с прозрачными стенами, где даже прохожие могут видеть, как внутри происходит что-то странное, а за время показа (2 ч. 40 мин. плюс антракт 20 мин.) на улице день сменяет ночь. Конечно, не каждый город, куда приезжает на гастроли труппа, может предоставить подобное пространство, поэтому часть эмоций, наверное, теряется, хотя для многих российских зрителей (и для меня в том числе) и так впечатлений хватало.

Актеры начинают выполнять простые движения и постепенно добавляют в «круг избранных» зрителей, которые пытаются повторять за танцовщиками. И вдруг тебя оставляют и приглашают в круг других. Некоторые люди так и остаются стоять растерянно там, где про них забыли, некоторые сразу возвращаются на свои места. Всё время играет однообразная жутковатая музыка, а артисты общаются друг с другом с помощью звуков (голосовые, хлопки, стук и т. д.) – создается ощущение, что мы все попали в секту и проходим обряд посвящения, а декорация «животное, принесенное в жертву» нагнетает чувство беспокойства. Как и в обществе, мы всё время ощущаем внешнюю угрозу, несмотря на то, что находимся в безопасности и стремимся попасть в безопасный «круг».

climax, ясмин годдер, фестиваль net, dozado
фото: фестиваль net

 

Ясмин Годдер родилась в 1973 году в Иерусалиме. В 1984-м она переехала с родителями в Нью-Йорк. Училась балету в школе искусств, затем в Tisch School of the Arts Нью-Йоркского университета, где изучала пластическую драму, различные техники танца, в том числе и импровизацию. А последние 15 лет занимается исследованием движений, что сильно влияет на ее хореографические постановки: от своих танцовщиков она ждет полной отдачи и искренности каждого жеста тела. И уже с первых минут видно, насколько артисты выкладываются, ощущение такое, что это их любимый спектакль, каждый взгляд, каждый звук, каждый знак – всё «на разрыв».

Конечно, зрители с самого начала относились ко всему происходящему несерьезно, несмотря на то, что тема постановки, игра актеров, и всё вокруг говорило об обратном. Особенно, когда танцовщики переползали через людей, если они не успевали отойти, или когда бились в конвульсиях около ног. Это вызывало легкие улыбки, иногда смешки – для россиян всё-таки пока немного непонятно, что такое тактильный контакт с незнакомыми людьми. Вдобавок ко всему зрителей ещё и заставляли взаимодействовать друг с другом: обниматься в странных позах, несуразно перемещаться.

climax, ясмин годдер, фестиваль net, dozado
фото автора

 

Но, наверное, самым шокирующим именно для меня стало вот что: по залу ходили зрители в уличной обуви (хоть и в бахилах, но они несильно спасали), танцовщики, работая в полную силу, потели, и пот капал на пол, валялись на полу, ползали, и после этого были элементы, когда актеры засовывали друг другу кулак в рот и шли таким своеобразным образом по кругу или вставляли два пальца (изображали пистолет) опять-таки в рот партнеру. Им явно было не до норм гигиены.

 

Почему вы уходите, ведь сейчас антракт, а не конец?

Зрители (молодой человек и девушка): Если честно, это не совсем то, что мы хотели увидеть. Странные движения, угнетающая музыка, крики – балетом это точно не назовешь, да и сидеть на полу не очень удобно. Не такие уж мы и ценители современной хореографии, чтобы всматриваться в пластику тела актеров и узнавать ту или иную танцевальную технику. Да, своеобразно, но, так предполагаем, дальше кардинально ничего меняться не будет, а мы и в первом акте не особо разгадали таинственный и глубокий смысл их действий.

climax, ясмин годдер, фестиваль net, dozado
фото: фестиваль net

 

Зрителей осталось не так уж и много, только те, кому действительно интересен не только финал, но сама хореография Ясмин. Если в первом акте всё было достаточно динамично и эмоционально, все шесть актеров танцевали синхронные комбинации, взаимодействовали именно группой, бегали, рычали, кричали, пели, рыдали, корчили лица, то во втором уже энергия группы сошла на нет. Они делились по парам, тройкам, иногда оставался только один танцовщик. Непонятно было за кем наблюдать (они перемещались по всем комнатам), но контакт актер-зритель продолжался. Уже совершенно по-другому все присутствующие относились к тому, что около них или на них происходили действия, уже уверенно шли, если артисты вели за собой, уже не было неловкости, даже когда танцовщики стали раздеваться, а лишь понимание и осознание, что так и должно быть, и ты часть этого перфоманса. Именно на такую публику и был расчет. Ясмин говорила, что в ее работе должна обязательно быть коммуникация между зрителями и актерами, и если первые не идут на контакт, то и ожидаемого эффекта от увиденного не будет. Она сама на протяжении всего времени показа находится в зале, но наблюдает не за реакцией зрителей, а за героями, также пугается, если что-то происходит страшное, также смеется, если что-то нелепое… она хочет испытать все те ощущения, ради которых и создавала эту работу.

Ну а кульминацией, на мой взгляд, был конец спектакля. Полуобнаженная девушка с растрепанными волосами остается сидеть в центре зала, обмотанная в цветной полиэтилен, пока остальные герои покидают пространство. Она уверенно рассматривает всех присутствующих, поворачивается, но больше никаких действий не происходит. В течение 10-15 минут зрители находятся фактически наедине с собой, со своими мыслями, интерпретациями в обстановке, в которой только что переплеталось столько чувств и эмоций, а теперь только спокойствие. И покидали зал по одному, по двое и в полной тишине.

 

Текст: Наталия Константинова

Фото: автора; фестиваля NET

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.