Спектакль «Все пути ведут на Север» современной труппы театра «Балет Москва» недавно получил премию «Золотая Маска» в номинации современный танец. Мужской спектакль (7 танцовщиков) поражает техникой исполнения, энергичностью и искренностью рассказанной истории, больше похожей на признание.
Хореограф спектакля Карин Портьес (Франция-Бельгия) предоставила танцовщикам свободу в создании постановки о мужской жизни: в ее основе импровизации исполнителей. Отсутствие типичной опоры на текст или музыку сделало спектакль более личным и искренним. Если H.hbr Ивнев выражал свое состояние в стихах:
И душа не трепещет, не бьется,
И глядит на себя, как на тень,
И по ней, будто конь, несется,
Ударяя копытами, день.
, то «Балет Москва» дает прекрасную постановку в движении и танце. Для современного зрителя, ищущего ответы на свои вопросы о человеке, это особенно ценно: поскольку позволяет отойти от привычного восприятия информации на интеллектуальном, словесном уровне и перейти на уровень телесный, физический. Этот канал восприятия не развит и игнорируем в современном обществе, но тем более ценен своей честностью, выразительностью и «незабитостью». Некоторые вещи сложнее сформулировать словесно, чем передать движением. Тем более вещи, о которых непринято говорить.
Начало пессимистично и веет одинокостью. На темной сцене в небольшой освещенный квадрат входит человек с… деревянной коробкой на голове. Первая реакция, разумеется, – внутренний смешок, но потом — осознание, что … так мы себя и ощущаем: с «мешком» на голове и ворохом мыслей, закрывающим нас от мира, от внешней информации, от контакта с людьми, и, в конечном счете, от счастья. Мир (освещенный квадрат) начинает вращаться, человек пугается и спешно возвращает на голову коробку, от которой хотел было избавиться. Затем он привыкает к живому миру, его действия и вариабельность становятся статичными, предсказуемыми.В квадрат заходят другие люди, каждый несет в руках деревянную коробку – как самое ценное, содержащее все накопленное за нелегкую жизнь. Люди настороженно оберегают свои коробки и с опаской смотрят на других — вдруг отберут.
В остальном спектакль полон энергии, событий и эмоций. В захлестывающей динамике развивается действие, и в нем можно найти коллектив, дружбу, ссоры, вражду; как «тащат» одного, как наживается другой; как человек стремится обрести индивидуальность, отдаляется от коллектива и возвращается к нему. И ясно видна взаимосвязанность, как любое качество и действие откликается на всех участниках, и насколько по-разному откликается, насколько индивидуален каждый человек. Картина о современной жизни выглядит просто, без мудростей и пафоса, честно, но в итоге даже страшно – из-за своей правдивости.
Соло каждого из семи танцовиков похожи на пронзительные стихи в движении. Это автопортреты, в которых показан человек как он есть. Особенно впечатляет соло Алексея Нарутто: в нем видна своя форма, искренность, сила, продуманность, проработка и включенность, мощность и живописность «мазков» движений, ясность образа. В целом, за привычным состоянием «все в порядке», формулируемом окружающим и самому себе, кроется состояние напряженности, страха, поисков, потерянности, отчаянья. В самом деле, внешне работа-деньги-семья есть, соцсети создают образ успешности и счастливости, и трудно осознать, что за масками слов и селфи может стоять чувство пугающей, бесцельной, метущейся жизни. Что независимо от положения разные люди чувствуют одинокую жизнь, давящую, выматывающую. Есть темная сцена, пустота, только ты и такие же метущиеся люди, которые не всегда дружественны, иногда явно соперники — и все пронизывает напряжение, усталость, замученность…
Спектакль рисует весьма тяжелую картину существования, но в концовке найденная дружба спасает человека, дает ему надежную опору. Ответ можно назвать банальным, но ведь ценностно он абсолютно верен, а в повседневной жизни часто игнорируем.
Замечанием хочется отметить, что, несмотря на изобилие силы, динамики и энергии в постановке, в плане технических средств выразительности движениям иногда не хватает естественной грубоватой свободы, цинизма и простоты, архаичности. Движения для этого слишком выверены, внимательны и деликатны.
Спектакль поражает гармоничным соединением энергичности, искренности и мастерством техники. Для тех, кто любит красивый и неслезливый мужской танец, качественную технику contemporary dance. Постановка рисует историю современной жизни мужчин, которая пробуждает в сердце горячий отклик эмпатии, понимания и сочувствия. А что может быть ценнее возможности уйти от привычных масок и слов и понять другого человека от сердца к сердцу?..
Текст: Анна Жихарева
Фото:Балет Москва
Delmer Trajillo
Thank you for another magnificent article. The place else may anyone get that kind of info in such an ideal approach of writing? I have a presentation subsequent week, and I’m on the look for such information.