American Smooth

размещено в: STAGE, ЭКСПЕРТЫ | 0

Статья Виталия Тозика про историю американского смуса.

Виталий Тозик, руководитель танцевального клуба «Парадокс», автор научных статей о танце. Опыт преподавания танцев более 20 лет, организатор танцевальных турниров, в данный момент преподает в США.


Стиль American Smooth вызывает множество мнений и разночтений. Информация, которую можно найти в открытых источниках, достаточно однообразная, в основном, сравнивающая этот американский стиль танца с европейской программой.

Итак, American Smooth — это современный самый молодой стиль бального танца. Его программа состоит из четырех танцев: вальс, танго, фокстрот и венский вальс. Первое, чем он отличается от европейского стандарта — разнообразие контактирования в паре и, вследствие этого, большая вариативность танцевальных позиций. Техника элементов и шагов (работа стопы, свинг, свей, спуски-подъёмы и т.д.) схожа с европейской техникой. Уточню, идентичность техники не стопроцентная. Я встречал забавные нелепые высказывания о том, что Smooth — это смесь латиноамериканской программы и европейского стандарта, или то, что техникав этом виде танца — от стандарта, а взаимодействие, как в латине.

©фото из архива Татьяны Селиверстовой

История американского смуса

Не очень богато представленная история American Smooth сводится к упоминанию Фреда Астера (Fred Astaire) и Артура Мюрей (Arthur Murray), одноименные компании (франчайзинговые танцевальные студии) посодействовали проведению первых соревнований по American Style. Официальное начало соревнований в американском стиле принято относить к 1971 году. Затем, в 1984 году, прошел первый чемпионат, где American Smooth стал отдельной танцевальной программой и в 2016 году показательные соревнования по Smooth прошли на знаменитом Блэкпульском фестивале (Великобритания).

Существует версия, что American Smooth произошел от классических бальных танцев, привезенных в Америку из Европы. По большому счету это правда. Но давайте разберемся, к примеру, с фокстротом, который входит и в программу Smooth, и в стандарт. Да, это была как бы копия вальса, но на американский манер и вообще под другой характер и размер музыки. А сегодня все бальники подтвердят, что фокстрот — это король среди всех танцев. Влияние американской культуры того времени было огромным. Плантационные танцы, линди (линди хоп), тэп (степ), кубинские танцы или островные также всегда были популярны в Америке. Далее Айседора Дункан, новая философия танца и танцевальных образов.

В 1910-20-х годах создалась предпосылка танцевального бума в США. Многие специалисты считают, что именно из социальных танцев развился такой стиль как American Smooth. Американские дансинги были немыслимо популярны. Дансинг с профессиональными партнёршами — развлекательное заведение, где мужчины могли нанять женщин потанцевать с ними за деньги. Они появились в Сан-Франциско чуть более столетия назад. Раньше бальные танцы были развлечением, доступным только элите, но благодаря этой новой концепции, люди рабочего класса тоже смогли кружиться в танцевальном зале.

©фото из открытых источников

Но эти дансинги имели мало общего с балами, к которым привыкли высшие сословия: они были неофициальными и неистовыми, а купить билет на танец можно было по цене всего 10 центов за каждый. В 1920-30-х годах общество помешалось на танцах. В одном только Нью-Йорке к 1931 году насчитывалось более 100 дансингов, которые обслуживали до 50 000 посетителей в неделю. Дансинги привлекли разношерстную толпу любителей развлечений, у которых раньше не было возможности потанцевать с женщинами в танцевальном зале. В 1932 Пол Г. Кресси из Чикагского университета заметил, что постоянными посетителями дансинга были особые социальные слои общества. В обзоре под названием «Дансинг: Социологическое исследование коммерциализированного отдыха и городской жизни» Кресси писал:

«Постоянные посетители дансингов — разношёрстная толпа. Некоторые — неотёсанные, шумные молодые люди, занятые в основном исключительно своими сигаретами. … Другие — мужчины средних лет, а их опущенные плечи и шаркающая походка красноречиво рассказывают о постоянном тяжёлом ручном труде. Иногда они говорят на английском языке. Чаще их жаргонный английский выдаёт в них европейских иммигрантов… Среди прочих встречаются элегантно одетые невысокие филиппинцы».

Как видим, эмигранты оказали огромное влияние на бальные танцы, в данном случае, на социальные.

Считается, что первые методики этого стиля стали использовать бродвейские танцоры и учителя танца Верн и Ирен Касл (Vern & Irene Kastle). И, чуть позже, Артур Мюрей (Arthur Murray) описал базовые элементы социального танца в своих первых книгах. Насколько мне удалось ознакомиться с различными программами обучения Smooth, бронзовый уровень берет начало из методик Артура Мюрея (Arthur Murray).

В США, особенно во Флориде, вы сможете найти студентов — так называют леди, которым за восемьдесят лет, но они до сих пор танцуют на конкурсах и посещают танцевальные студии каждый день. С некоторыми из них мне удалось побеседовать, тем более, что это и мои студенты. Триш Джордано (Trish Giordano), коренная жительница Нью-Йорка, рассказала ссылаясь на свидетелей более старшего поколения, что танец такого типа как смус мог появиться в 10-х годах прошлого века. В то время нравы были более консервативными, чем в Европе, и девушки не могли долго танцевать в непосредственной близости с партнером, поэтому стали использовать «раскрытия», повороты под рукой и другие элементы, присущие американскому смусу.

Мы не сможем найти точной даты рождения American Smooth. Но очевидно, что появление и развитие стиля танца с безграничной свободой, яркой визуализацией музыки, элегантностью и экстравагантностью под названием American Smooth, было обусловлено историческими предпосылками.

Смус сегодня

Понять, каковы особенности техники смуса сегодня, мне помогли две собеседницы, известные эксперты в этой области: Татьяна Селиверстова (США), трехкратная вице-чемпионка мира и Соединенных Штатов, бронзовый призер Чемпионата Великобритании по American Smooth, и Валентина Костенко (США), чемпионка мира и Соединенных Штатов по American Smooth.

Я задал вопрос многократной чемпионке Мира по латиноамериканским танцам Гейнор Фейервезер (Gaynor Fairweather): «Что помогло Вам добиться высочайшего уровня танцевания? В чем секрет успеха?» Она ответила просто: «Мне просто повезло во всем, с партнером, с учителями, с конкурсами». Что вы, Валентина, скажете по этому поводу?

Валентина Костенко: О нет, в моей ситуации не было везения с опытными партнерами, с конкурсами. Только бесконечные тренировки, изучение танца настолько, насколько это было возможно. Я пришла в бальные танцы в 15-16 лет после балета и народных танцев. Мой первый партнер был баскетболистом, все это начиналось не очень серьезно. Я меняла учителей, менялась сама. Придя из балета, я была в совершенно другой специфике танца, слишком «легкая», слишком выворотная, одним словом, пришлось много работать.

Только в 19-20 лет я смогла начать танцевать программу 10 танцев на конкурсах (так называемое «двоеборье», 5 латино-американских и 5 европейских танцев). Потом я изучала всевозможные стили танца — джаз, модерн, хип-хоп. Я изучала все, что только могла. Да, конечно, были хорошие учителя из Великобритании и США. Далее я смогла достичь неплохих результатов даже на Блекпуле. Я думаю, мой успех в Smooth обусловлен моей универсальностью в большом количестве танцевальных направлений и, конечно, тяжелым трудом.

©фото из архива Валентины Костенко

У Татьяны была немного другая история — она пришла в American Smooth уже высококлассной танцовщицей 10-ти танцев. Но также в детстве был балет, потом увлечение другими видами — модерн, контемпорари и хип-хоп. Интересная деталь ее карьеры — это создание собственного стиля.

Татьяна Селиверстова: Это не было чем-то совершенно новым в American Smooth. Но я считаю, что каждый танцор должен быть индивидуален. Нам не хотелось быть похожими на всех, изучать то, что уже было пройдено всеми. Макс (Максим Синица/Maxim Sinitsa) просто включал музыку, и я пыталась интерпретировать ее. Таким образом, появлялись какие-то новые движения, пластика. Потом с этим материалом мы приходили к учителям, и они уже «упаковывали это в более продаваемый вариант». Я думаю, успех был в том, что мы не отступили от своего выбора, от своих инноваций, несмотря на критику многих тренеров и судей и даже поплатились хорошими результатами.

©фото из архива Татьяны Селиверстовой

Очевидно, что свобода, разнообразие, возможность выражать себя, быть непохожим на других — основной секрет популярности Smooth?

Валентина Костенко: Первый отличительный момент для правильного понимания Smooth — это достаточно свободный корпус. Заметьте, открытая позиция все больше и больше превалирует в последнее время. Пластичный позвоночник открывает перспективы для выражения эмоциональности, артистизма, также увеличивает технические возможности. Я не хочу сказать, что корпус пластичен, как плеть, мы должны координировать с партнером и «не переборщить» с пластикой, соответствуя характеру музыки. Но мы не имеем таких ограничений, как в стандарте, где мы заключены в рамки, и вся экспрессия и пластичность ограничена ими, а также определенной традиционной манерой. Поэтому в одном финале по American Smooth мы можем увидеть шесть разных вальсов.

Что же такое American Smooth?

В американском смусе музыка практически такая же, как в стандарте. В вальсе очень традиционная манера, спуски – подъёмы, обусловленные свингом. Будем говорить, механика ног и традиционные наклоны в медленном вальсе останутся навсегда в любом стиле. В вальсе из программы современного Smooth мы можем наблюдать пластику и свободу в корпусе, огромное количество всевозможных линий и поз, различные стилизацию руки пор-де-бра (Port de Bras), вращений, обводок, спинов, более разнообразные интерпретации ритма. Тоже самое можно сказать про венский вальс, учитывая, что в American Smooth он медленнее, а значит, возникают дополнительные возможности, присущие медленному вальсу. Но в американском венском вальсе очень часто присутствует «блюзовость», вы почти никогда не услышите Штрауса или Кальмана на конкурсе по Smooth.

Мне нравится описание американского танго Татьяной Селиверстовой. Она видит в нем три основных ингредиента: традиционное танго, аргентинское танго и фламенко. Конечно, можно добавить еще какого-нибудь аромата или перца, но мне нравится это лаконичное понятие танго.

Фокстрот. Чего я только не видел в американском фокстроте — и самба-роллы (фигура из танца самба, состоящая из левого или правого поворота с круговым движением корпуса), и «лунную походку», и вращения на пятой точке на паркете, в общем, все, что можно увидеть на Бродвее. Если быть серьезным, то американский фокстрот, конечно же, очень джазовый и веселый, хотя у хороших пар вы всегда увидите шикарное фокстротное движение, присущее стандарту.

А почему в American Smooth нет квикстепа (танец из традиционной европейской программы)?

Валентина: Ты знаешь, были многократные попытки включить квикстеп в эту программу, квикстеп как таковой или как альтернативный танец пи-боди (Peabody — танец, похожий на квикстеп, но имеющий американское происхождение, и предполагающий более свободное контактирование в паре). Но, оттанцевав четыре танца American Smooth, уже нет больше сил для квикстепа (смеётся). И мне так нравится, что программа заканчивается волшебным изумительным венским вальсом!

Татьяна: Это была бы просто катастрофа при таких скоростях и объемах, которые мы используем в Smooth (смеётся).

American Smooth в России

Татьяна, что вы скажете про American Smooth в России, какие основные проблемы? Мы понимаем, этот стиль слишком нов. Я вижу, что российские танцоры, исполняющие Smooth, немного закомплексованы латиной и стандартом, они не имеют такой насыщенной динамики, плавности и оригинальности.

Татьяна: Да, вы правы. Я работала несколько раз в Москве. Будем откровенны, конечно, не хватает учителей по Smooth, которые понимают этот стиль или хотя бы его профессионально танцевали. Многие вещи ребята изучают по видео и картинкам и, соответственно, у них недостаточно понятия «веса». В Smooth мы танцуем в основном на «pullconnection» (натяжении), и если в латине, например, мы стоим «на ноге», на балансе, то в Smooth партнер часто нас «сводит» с ноги и отправляет в другое движение. Переходы из одной позиции в другую, «перекладывание» рук — всё это очень специфично, это вызывает проблемы. Можно сказать, они чувствуют и умеют делать некоторые шейпы (растяжения верхней части корпуса), ломать свое тело, но иногда это выглядит пусто. Но надо заметить, с приглашением хороших специалистов, ситуация улучшается с каждым годом.

©видео из архива Татьяны Селиверстовой

С Валентиной у меня тоже было обсуждение специфики смены позиций корпуса, рук и ног. Она обращает внимание на общепринятую эстетику при исполнении классических элементов, таких, как ронд, арабеск, атитюд и так далее. Хотелось бы видеть красивые выворотные «выработанные» стопы, оформленные руки, соответствующие каким-то атрибутам стиля, не обязательно классики, это может быть модерн или «бродвей». Что касается позиций, то больше сложностей возникает при возврате в закрытую. Достаточно легко выполнить какое-нибудь раскрытие из стандартной стойки. А вот для возврата обратно необходимо иметь очень слаженное взаимодействие в какой-то из точек или визуальное и полный контроль движения, музыки и скорости, чтобы вход в контакт, даже на большой скорости, был плавный и незаметный.

Заключение

Когда мы говорим про American Smooth сегодня, мы должны понимать, что даже 20 лет назад он был еще совсем другим. Конечно, появлялись значимые личности, которые меняли развитие этого стиля в ту или иную сторону. Например, Ольга Фарапонова (Olga Faraonova), чемпионка США 1997 года первая привнесла элементы контемпорари, глубокие наклоны, растяжки, широту линий. Тони Редпат (Toni Redath), чемпионка 1999-2000 годов, начала танцевать на более глубоком натяжении и еще с большим объемом. Мишель Офисер (Michelle Officer), чемпионка 1996 года, была с балетным бэкграундом. Её танец выглядел как микс стандарта с балетом, как считает Татьяна Селиверстова. Но это тоже было определенное новшество.

Сама Татьяна со своим партнером привнесли в Smooth совершенно новые скорости и контрасты, особенно в танго и фокстроте, я уже не говорю про особую экспрессию Татьяны. Но она замечает, им пришлось немного пожертвовать объемными движениями, что имеет смысл для пар не очень высокого роста.

Валентина и Джонатан (Jonathan Roberts) были поистине грациозной парой с очень красивыми чистыми линиями, в их танце ярко прослеживалась мужская и женская линия, чего иногда не хватает современным парам.

©фото из архива Татьяны Селиверстовой

В заключение хочу высказать слова благодарности моим замечательным собеседницам и тренерам. Не упущу возможности похвастаться, что при их непосредственном участии, мне и моим студенткам в категории Про-эм (Pro-Am, профессионал-любитель) удалось выиграть недавно один из крупнейших турниров Миллениум (Millennium)!

©фото из архива Виталия Тозика

Исторический материал подготовлен с использованием статьи сайта atlasobscura.com «Why Men in the 1920s Paid Women for Spins Around the Dance Hall»

Виталий Тозик