Сценическая жизнь Анны Павловой началась с Мариинского театра и охватила весь мир, она запомнилась как артистка, в которой сочеталась хрупкость тела и стальной характер, как «русский лебедь», движения которого заставляли замирать дыхание тысяч людей. Ярчайшая звезда балета, положившая на алтарь искусства всю свою жизнь.
Самая худенькая победительница
Судьба выделяла Анну Павлову с первых же дней жизни, но далеко не тем, что сулило бы ей успех. Из-за не сложившегося семейного счастья матери девочке приходилось придумывать «официальные» истории об отце, который не жил с семьёй. Из-за слабого здоровья она чуть не лишилась своей мечты — балетной школы, занятия в которой подразумевали физическую нагрузку, которую организм 10-летней хрупкой девочки мог бы не вынести. Из-за худобы она каждый день слышала критику от одноклассниц и преподавателей, считавших её не очень подходящей для балета, и ей приходилось пить рыбий жир, чтобы хоть как-то набрать вес. А из-за статуса дочери прачки девушка не могла рассчитывать на брак с любимым человеком, аристократом Виктором Дандре, и довольствовалась тайными отношениями…
Кажется, весь жизненный расклад — против Анны. Но просто удивительно, насколько уверенно Павлова преодолевала все эти сложности. Даже слово «преодолевать» по отношению к ней не подходит. Она как будто не замечала трудностей, а видела только свою мечту. Мечту о танце. Попав в восьмилетнем возрасте на балет «Спящая красавица», девочка решила, что непременно станет известной балериной, и два года ждала зачисления в балетную школу. Перед её желанием танцевать меркли даже сложные условия занятий и жизни в училище, изнуряющие упражнения. По окончании школы Анна сразу была зачислена в труппу Мариинского театра, дебютировав в балете «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни.
На одной из фотографий Анны того времени можно увидеть подпись «Павлова II-я”. Дело в том, что в Мариинке уже была одна Павлова, более известная, и поэтому Анне дают второй «порядковый номер». Но очень скоро о цифре два можно забыть: Павлова получает всё более значимые роли, и постепенно завоёвывает известность у публики своей необычной, лёгкой манерой танца и артистизмом. А Виктор Дандре, покровительствуя красивой балерине, снимает для неё квартиру с залом для тренировок, что считалось просто роскошью для начинающих артисток. В 1908 году она впервые едет с гастролями за рубеж и выступает в знаменитых Дягелевских сезонах.
«Я увидел откровение неба»
Помимо внешней хрупкости и внутренней железной воли Анну Павлову отличало сильное творческое начало. В каждую свою роль она вносила воздушность и грацию, присущие только ей, смело обращалась с музыкой в собственных постановках, выбирала те элементы и костюмы, которые особенно подчёркивали её индивидуальный стиль. Под влиянием её танца рождался новый тип балерины.
Танцовщик Сергей Лифарь вспоминает, как он в первый раз увидел Павлову на сцене: «С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару».
Но как же обманчива была лёгкость этого дара! За ним стояла жизнь балерины, похожая на монашескую. Сама Анна писала о своём призвании: «Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы».
Именно в поисках таких людей, переживающих горести и заботы, Анна при поддержке Виктора Дандре создаёт свою собственную труппу и едет с гастролями по всему миру. Она первая привозит классический балет в Северную и Южную Америку, в Японию, Сиам, Восток, Индию… Она выступает там, где, кажется, один вид женщины в открытой балетной одежде должен вызвать негодование. Но Павлова покоряет своим танцем публику в каждом городе, где выступает.
Памятники при жизни
Этой удивительной женщине уже при жизни был поставлен памятник в Лондоне. В 1910 году Анна Павлова выступала на открытии театра Виктория Палас, и импресарио театра Альфред Батт был настолько поражён её танцем, что решил установить ей памятник на куполе театра. Вы и сегодня можете увидеть скульптуру, возвращённую на прежнее место после реставрации Виктория Палас. Именно не на земле, а где-то под небом он и должен находиться, чтобы соответствовать оригиналу.
Но самый главный памятник балерине оказался нерукотворным. Его создали музыка Камиля Сен-Санса, постановка Михаила Фокина и хореография самой Павловой. Павлова с Фокиным готовили танец к благотворительному вечеру, и, зная, как артистке идут воздушные образы (она сама ставила миниатюры «Стрекоза», «Калифорнийский мак» , «Бабочка»), балетмейстер создаёт для неё сценический образ лебедя из «Карнавала животных». Выходя из темноты сцены навстречу зрителям в белоснежном одеянии с алым рубином, похожим на каплю крови, балерина за несколько минут проживала трагическую историю жизни. Стоит отметить, что изначально тема смерти не звучала в музыке Сен-Санса, она появилась лишь в исполнении Павловой. Эта нота оказывала сильнейший эффект, на зрителей, которые ещё долго не могли забыть смерть хрупкого существа… Камиль Сен-Санс был удивлён талантом русской балерины и признался ей: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»
Ещё больше он удивился, когда увидел, как Павлова играет с лебедями в своём поместье, нежно обнимая их шеи. Дело в том, что на самом деле лебедь — очень жестокая птица. Но Анна Павлова приручила этих животных. Так же, как до этого «приручала» и зрителей, и ставшего мужем Виктора Дандре, и усталость от каждодневных гастрольных выступлений.
Танец длиною в полвека
Кто бы теперь узнал в смелой грациозной балерине хрупкую дочку прачки! Анна Павлова уже давно — желанный гость по всему миру, её фотографии с лебедем на коленях печатают в качестве открыток, молодые балерины стараются повторить её сценический успех. Сама же она так определяла свой профессиональный секрет: «Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству».
Анна Павлова танцевала всю свою сознательную жизнь — с 10-ти лет до последних дней. Наверное, судьба решила всё-таки прекратить круг несовпадений и сделала так, что Павлова не узнала, как выглядит жизнь танцовщицы на пенсии. Она умерла 23 января 1931 г. от плеврита, в который переросла перенесённая на ногах простуда, не дожив несколько дней до 50-летия. Угасла настолько быстро, что даже не успели отменить очередной концерт. Существует легенда, что перед самой смертью Павлова попросила приготовить для неё костюм лебедя, как будто воплотив коронный танец в собственную жизнь. Было это на самом деле или нет — но её всегда будут называть «Русским лебедем», а настоящее имя фигурировать не только в премиях и постановках (балет «Моя Павлова» Р. Пети), но и в самых неожиданных местах: в названиях европейских пирожных и сорта белоснежных тюльпанов, которые ей вручили зимой в Брюсселе, за несколько недель до кончины. Их тоже, наверное, можно считать хрупким памятником великой балерине.
Текст: Светлана Кондратьева