В дни празднования дня города Санкт-Петербурга Мариинский театр показал на новой сцене Мариинский-2 балет «Корсар» Мариуса Петипа, Петра Гусева на музыку Адольфа Адана.
Главные партии исполнили: Медора – первая солистка Елена Евсеева, Гюльнара – первая солистка Мария Ширинкина, Конрад – премьер Тимур Аскеров, Али – премьер Владимир Шкляров, Ланкедем – второй солист Максим Зюзин.
Премьера балета Адольфа Адана в хореографии Жозефа Мазилье – 23 января 1856 года, Парижская опера
Премьера балета в постановке Мариуса Петипа – 24 января 1863 года, Мариинский театр
Премьера редакции Петра Гусева – 29 апреля 1987 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Либретто. Пролог.
Картина первая:
Буря. Кораблекрушение. Трое смельчаков на парусном корабле борются с морской стихией. Парусник гибнет…
Картина вторая:
Лагуна.
Возле выброшенных волнами на берег обломков корабля – трое спасшихся юношей. Их находят девушки-гречанки. Медоре особенно нравится один из них – Конрад. Он рассказывает о себе, о своих друзьях Али и Бирбанто. Признается, что они – морские пираты, корсары.
Девушки сообщают о приближении отряда турецких солдат. Медора и Гюльнара прячут корсаров, но сами попадают в плен.
Работорговец Исаак Ланкедем, который выследил девушек и привел отряд, доволен. Он щедро расплачивается с офицером.
Корсары не в силах сейчас помочь гречанкам, но они клянутся их спасти.
Картина третья:
Рынок.
Ланкедем показывает собравшимся на рынке купцам своих невольниц. На почетном месте восседает Сеид-паша, желающий заполучить в гарем новых красавиц. Его внимание привлекает Гюльнара, и он покупает ее.
Работорговец показывает Медору. Она так хороша, что Сеид-паша готов купить ее за любую цену. В это время с корабля сходит знатный купец. Медора узнает в нем Конрада. Подав девушке знак не выдавать его, «купец» начинает торговаться, назначая неслыханно высокую цену. Сеид-паша поражен и предлагает богачу-незнакомцу назвать себя. «Купец» и его свита сбрасывают нарядные одежды и перед изумленными Сеидом-пашой и торговцами предстают вооруженные корсары. Они похищают Медору, невольниц, забирают с собой Ланкедема и уходят в море. Турецкая стража уже не может их остановить. Сеид-паша в бешенстве.
Картина четвертая:
Грот корсаров.
Корсары довольны богатой добычей, захваченной у купцов. В честь спасенных красавиц они устраивают праздник. Девушки любуются плясками корсаров. Медора, отвечая на просьбу Конрада, танцует с ним и его другом Али. Корсары восхищены красотой избранницы предводителя.
Девушки просят Медору уговорить Конрада отпустить их домой. Конрад соглашается, но Бирбанто и с ним другие корсары протестуют. Они требуют оставить девушек на острове. Начинается ссора. Конрад все же настаивает на своем. Вместе с Медорой они уходят проводить девушек на берег.
К корсарам подкрадывается Ланкедем. В обмен на свою свободу он предлагает помочь отомстить Конраду. Корсары согласны, и Ланкедем отдает им снотворное зелье. Обрадованный Бирбанто посыпает зельем цветы и велит Ланкедему передать букет Конраду. Хитрый Ланкедем отдает цветы Медоре, а девушка дарит их Конраду в благодарность за спасение подруг.
Конрад засыпает, корсары похищают Медору. Очнувшись, Конрад обнаруживает исчезновение любимой, он клянется найти и освободить ее.
Картина пятая:
Гарем Сеид-паши.
Сеид-паша любуется красотой Гюльнары. Новые невольницы, предлагаемые Ланкедемом, не нравятся ему. Тогда в прекрасный «оживленный сад», который образуют собою девушки, работорговец вводит Медору. Паша в восторге. Он покупает ее.
Под видом паломников во дворце появляются корсары. Паша приглашает «паломников» на вечернюю молитву, в одном из них Медора узнает Конрада. Улучив момент, корсары освобождают девушек.
Эпилог.
Картина шестая:
Море. На вольном корабле, несущемся под всеми парусами в бушующее море, – Конрад, Медора и их друзья…
©фото — АНДРЕЙ СТЕПАНОВ
©Dozado 2022