gala, жером бель, dozado, net фестиваль

Gala Жерома Беля: естественный танец

размещено в: STAGE | 0

5 декабря в рамках фестиваля NET на основной сцене  Театра Наций прошел спектакль Жерома Беля Gala. Это совместный проект Театра Наций, Фестиваля «NET» и Французского культурного центра. Постановка уже была показана во многих странах Европы, и вот наконец, добралась до России. В каждой стране постановка рождается заново, поскольку в ней участвуют танцовщики той страны, в которой проходит показ. Единым остается разношерстность состава – все должны быть очень разными – по возрасту, комплекции, росту и возможностям. Ребенок, пожилой человек, артист балета, человек без танцевального опыта и т.д.

gala, жером бель, dozado, net фестиваль

Каждый уникален – эта простая истина осознается во время просмотра. Во всяком случае, мною. Потому что у каждого зрителя своя реакция на происходящее на сцене, что обычно и пытается сделать Жером Бель, хореограф-художник, которого причисляют к французскому направлению  не-танца.

Бель говорит: «Моя работа не просить перформера танцевать, это сознание аудитории танцует». ( theoryandpractice.ru)

Gala начинается с показа различных пустых сценических  площадок –театральные залы, греческие амфитеатры, трибуны на пляже и просто ряды стульев в парке. Нет ни зрителей, ни артистов, только разнообразие мет для показа, демонстрации, театра, танца – каждому предлагается самому достроить картинку и подумать о сценическом пространстве вообще. Однако большинство зрителей  Театра Наций начало хихикать и  аплодировать, а потом даже и выкрикивать с места, требуя «начала спектакля».

Наконец, включается музыка и каждый танцор по очереди выходит на середину сцены и делает вращение. Делают как умеют. Большинство делает технически неправильно – не в ту строну. Учитывая то, что они еще и одеты кто во что горазд ( здесь высмеивается «униформа» многих гала-концертов – яркие лосины, обилие блесток и страз, леопардовые купальники и прочая сценическая нелепость), то зал смеется в голос при виде каждого персонажа. И только когда выезжает девушка на инвалидной коляске, все притихают и ,возможно, начинают задумываться «А вдруг тот парень, над которым я сейчас смеялся, тоже с особенностями развития?»  И дальше уже в голове каждого начинается рефлексия: А можно ли над ним смеяться? Он специально так делает или просто по-другому не может? Это танец или стеб? Танец – это когда исполняют профессионалы или любой может быть танцором? Вопросов много, и как того и добивался  Бель, сознание зрителей танцует на протяжении всего Gala. Свет в зрительном зале не выключается, так что исполнители могут видеть реакцию смотрящих на них. Это не останавливает тех, кто гоготал весь спектакль или даже уходил из зала.

gala, жером бель, dozado, net фестиваль

А тем временем на сцене продолжается расчленение, со смаком и иронией, такой формы танцевальной репрезентации как гала. Вальс, поклон, потом соло, за ним коллектив – все части гала-концерта  предлагает повнимательнее рассмотреть  Бель. Сравнить, как смотрится отдельно соло, и как та же хореография будет выглядеть, исполняемая коллективно. Как танцует человек, обладающий или нет определенными навыками, и как танцуют те, кто пытаются повторить его движения.

Пусть остальные не в силах повторить пируэты балерины, но и она не в может танцевать как каждый из этих людей на сцене, — не может двигаться в джазовом стиле или сделать волну корпусом как девушка в инвалидной коляске. У каждого своя уникальная пластика, и танец каждого прекрасен, потому что наполнен индивидуальностью исполняющего и не может быть повторим никем. Девушка в коляске не может лечь на сцену, бритоголовая девушка не может размахивать волосами, а балерина не может крутить палкой.

Зрители по разному реагируют, кто-то гогочет от каждого нелепого движения, кто-то понимает, что некоторые люди на сцене с особенностями развития. И зал заметно оживляется и приходит в восторг, когда солирует профессионал, и притихает, когда соло исполняет человек с особенностями.

Тело в танце не может обмануть, по движениям человека мы понимаем какой он на самом деле. И эти люди искренни в своем танце, им нечего скрывать, стесняться, пытаться казаться кем-то еще, и этому у них нужно поучиться.

gala, жером бель, dozado, net фестиваль

Текст: Нина Кудякова

Фото: Сергей Петров