Сегодня в издательстве Garage выходит вторая книга из серии Garage dance — перевод культовой уже «Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн» Салли Бейнс. Первая книга в серии была «Память крови. Автобиография» Марты Грэм – главы модернистского движения в танце. Эта серия истинное счастье для танцовщиков и танцеведов, потому что их перевод на русский язык осуществляется впервые, хотя, к примеру, «Память крови» вышла в 1991 году! Конечно, кто-то уже прочел их в оригинале, но не все владеют английским достаточно хорошо. Книг о танце на русском совсем немного, и такая серия должна была появиться уже очень давно.
Составителем и научным редактором серии выступила Вита Хлопова, перевод книги Грэм сделала Вера Щелкина. Книга хоть и называется «автобиография», но понятно, что 96 лет великой танцовщицы и хореографа, создавшего 181 балет, там полностью не охватишь. И Марта Грэм написала поэтическую версию своей жизни, освещая только самое важное для нее – это могут быть сны, размышления, незначительные случаи, но конечно, здесь много о танце, как она считает надо его исполнять. И значительная часть книги посвящена любви и страданиям всей ее жизни – Эрику Хокинсу, отношения с которым повлияли на ее творчество.
«Искусство вечно, так как оно открывает внутренний пейзаж человеческой души». В книге марта раскрывает свой «внутренний пейзаж» перед читателем, и не остается сомнения, что все это она делает искренне.
Мы публикуем небольшой отрывок из книги:
«Люди часто спрашивали меня, почему я выбрала судьбу танцовщицы. Я не выбирала ее. Я была избрана стать танцовщицей, и с этим живешь всю жизнь. Когда юноша или девушка спрашивают меня: «Как вы считаете, мне нужно танцевать?» — я всегда отвечаю: «Если ты задаешь этот вопрос, значит – нет». Начинать эту карьеру можно только тогда, когда у тебя есть лишь один способ оживить жизнь для себя и других… Вы узнаете чудеса человеческого тела, потому что нет ничего более чудесного. Когда вы в следующий раз взглянете в зеркало, просто посмотрите, как уши посажены на голове, как проходит линия роста волос, подумайте о маленьких косточках внутри вашего запястья. Это чудо. А танец – торжество этого чуда.
Я чувствую, что сущность танца – это выражение человека, ландшафта его души. Надеюсь, что любой мой танец открывает что-то обо мне или о том чудесном существе, каким может быть человек. Танец открывает неизвестное – мифы, легенды или ритуалы, которые возвращают нам память. Это вечный пульс жизни, абсолютное желание. На репетициях, а они у нас каждый день, есть танцовщики, особенно мужчины, которые не могут стоять неподвижно. Один танцовщик в моей труппе не может не двигаться, он не умеет по-другому. Кажется, иногда он не знает, что именно делает, но это другой вопрос. Сущность его внутренней жизни побуждает его танцевать. У него есть эта жажда. Каждый танец – это своего рода график температуры, график сердечного ритма. Жажда – чудесная вещь, из нее и рождается танец».
«Жажда жизни» — любимое исландское выражение Грэм, которым она описывала свою жизнь.
Нина Кудякова