ЛЕОНИД КИСИЛЬ. Большое интервью.

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE, ВСЁ | 0

Краткая справка:

— выпускник АРБ имени А. Я. Вагановой

— 10 лет танцевал в труппе Михайловского театра

— работал в Театре Бориса Эйфмана в качестве заместителя художественного руководителя

— в 2011 году стал лауреатом международного конкурса артистов балета

— в 2014 году давал мастер-классы в США, Канаде, России. Участие в мастер-классах позволило ученикам поступить в профессиональные хореографические

высшие учебные заведения США и Канады

— в 2017-18 гг. совместно с арт-центром «Сент-Мишель» осуществил постановку балета «Щелкунчик» в Брюсселе и Берлине

— в 2018 году открыл собственную студию хореографии «Балет на Фонтанке»

В театре Эйфмана Вам довелось делать свои индивидуальные постановки с труппой, или Борис Яковлевич единолично осуществляет все постановки?

Борис Яковлевич руководит театром, он же в основном и делает все постановки. Но есть заместитель художественного руководителя и ассистенты,
которые помогают с руководством труппой. В своем театре ставит только
Эйфман.

У Вас еще есть диплом юриста ИНЖЭКОНа. С какой целью Вы его получали? Это образование получали параллельно с балетным и для чего?

Мне всегда была интересна тема авторского права как в балете, так и в искусстве в целом. Поэтому, параллельно с обучением на бакалавриате в Академии я одновременно поступил в ИНЖЭКОН на специальность «Юриспруденция», а далее в аспирантуру СПБГУ, где писал диссертацию по теме «Международное авторское право на балетные постановки». Тема актуальна для меня и по сей день, ведь я сам преподаю и делаю постановки. К сожалению, в нашем деле часто встречается плагиат.

Чтобы одна профессия помогала другой?

Да, одно без другого сейчас невозможно. В мировой практике сейчас у каждого есть свой менеджер: у спортсмена, у актера и даже у оперного певца. Но в России артист балета вынужден продвигать себя сам. Эта тема была затронута и на недавнем Международном Культурном Форуме в Санкт-Петербурге.

А есть ли необходимость менеджеров в балете? Ведь менеджер может и мешать артисту?

Николай Цискаридзе говорит, что очень часто с самого начала учебы в Академии некоторых учеников «ведут». Таким образом артист в свои 20-21 год может станцевать уже всевозможные партии. Но куда двигаться дальше и как развиваться? Нельзя утверждать, что это хорошо и правильно. Для некоторых партий нужно дорасти в прямом смысле. Не все могут быть одновременно и принцами и революционерами. Вот здесь и нужен грамотный менеджер, который не позволит быстро сломаться ни физически, ни морально. Профессиональный менеджер способен помочь построить артисту отличную карьеру, учитывая что большие гонорары в этой профессии имеют далеко немногие.

Это правда, что в Большом Театре у артиста кордебалета оклад где-то примерно 20 000 рублей?

Официальный базовый оклад в любом театре очень маленький. Дополнительно к нему обычно выплачивают премии, надбавки и так далее.

Гастроли приносят деньги?

Да, безусловно. Артисты всегда очень радуются гастролям. Во-первых, это возможность посмотреть другой город, страну или даже континент. Во-вторых,это шанс заработать. Ну, а в-третьих, это всегда новые знакомства и перспектива новых гастролей в дальнейшем.Но, например, Михайловский театр отказывается от гастролей. Намного выгоднее давать как можно больше спектаклей дома, в Санкт-Петербурге, чем вывозить куда-то огромную труппу. Самим артистам значительно выгоднее ездить на большие гастроли, нежели руководству театра.

Многие Ваши коллеги говорят о том, что упал и уровень постановок, и уровень исполнителей. Согласны ли Вы с этим мнением, и с чем, по-Вашему, это может быть связано? Либо это такой сейчас уровень культуры, или это как-то связано с режиссурой и постановкой спектаклей? C общей подготовкой хореографов? Что нужно сделать, чтобы уровень соответствовал и что должна включать в себя подготовка?  

Я бы не сказал, что уровень сильно упал. Просто произошла смена поколений. Например, есть такая тенденция в крупных ведущих театрах, где почетные руководители не уступают свое место, а продолжают руководить и ставить сами очень долгое время. Как Григорович в Большом театре, например. Молодое же поколение не приобретает этот опыт, они ищут другие площадки для творческой реализации и развития. Так, например, в Мариинском театре сейчас работает Мастерская молодых хореографов и, я считаю, это замечательно, что есть такая отличная возможность проявить себя. Что касается, общей культуры. Для меня она наоборот только растет благодаря таким хореографам, как Ратманский. Его постановки – это шедевры. И зрителями воспринимаются очень благоприятно. Это неудивительно, ведь он проработал в Мариинском и Большом театрах, в Европе и 10 лет в США, где поднял уровень ABT (Американский Балетный Театр). 

Я слышала мнение, что Ратманский всегда ставил классику, как она изначально была задумана. А Григорович как раз ставил свое, то, что он хотел.  

Ратманский всегда ищет основы, зерно смысла. Его идеи мне очень близки. Я своим ученицам (школы «Балет на Фонтанке» — прим.) недавно читал лекцию на эту тему. Мы разбирали истоки возникновения балета и идею, которую он всегда нес, а также как он видоизменился и во что превращается сейчас. Ратманский как раз сохраняет эту изначальную идею, но адаптирует ее под современного зрителя. В этом и есть, на мой взгляд, настоящее искусство. Иногда он ставит неоклассику, а иногда восстанавливает старые балеты, но все это всегда выглядит свежо и актуально. 

Как раз на днях я водил своих учениц на балет «Конек-горбунок» в постановке Ратманского. Мы увидели декорации в авангардном стиле, но при этом классическую хореографию. Хорошую, идеальную такую хореографию. А, например, хореография вариации Царь-девицы – это неоклассика. Без каких-либо кривляний и дополнений. И он смог все это воплотить в одном спектакле. Разве это не гениально?  

А есть молодые хореографы и исполнители, которых бы Вы отметили? Новые имена? 

Конечно, это в первую очередь Владимир Варнава. Совсем недавно у нас с ним был интересный разговор как раз на тему современных постановок. Хорошо растут в творческом плане такие постановщики как Илья Живой и Максим Петров. Много интересных постановок у Ксении Зверевой и Антона Дорофеева. Талантливых ребят действительно много. Другой вопрос, что не все могут пробиться. У меня есть много знакомых из Консерватории, которых приглашают на постановки в провинциальные города, но в большие театры их, к сожалению, не пускают. 

Я думаю, что в крупных театрах большая конкуренция. И сейчас многие вузы выпускают специалистов. Есть Академия имени Вагановой и Московская Государственная Академия хореографии. Но кроме них так же есть непрофильные и региональные ВУЗы, так же выпускающие хореографов и исполнителей. Например, специальность «педагог-хореограф», не обязательно по направлению классического балета, есть в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Санкт-Петербургском Университете Профсоюзов.  

Так некоторые уходят из Консерватории и идут в Университет Профсоюзов, чтобы просто получить диплом. Они отучились 1-2 курса, получили хорошие баллы и ушли, потому что в другом ВУЗе проще.  

В Университете Профсоюзов, я знаю, изучают и народные танцы, и классические, и бальные. Всего по чуть-чуть. С другой стороны, какой это уровень.  В Университете Культуры то же самое. И эти люди, которые выпустились,  они могут преподавать и балет, и современные танцы, и бальные. И страдает как всегда качество.  

Я Вам приведу такой пример. Сейчас открывается огромное количество студий растяжки. Они специализируются только на растяжке. Других направлений у них нет. Там, как правило, преподают девушки, которые имеют МС или КМС по художественной гимнастике. Но, никто не знает, что КМС она, например, получила в 10 лет, потом со спортом закончила, а в 20 лет решила вернуться, но уже как тренер. Не имея профильного образования, они начинают сажать на шпагат одинаково как ребенка, так и взрослого человека, а о разнице в гибкости мышц и суставов они будто и не слышали. 

Но это бизнес… 

Мы с Вами говорим про то, что очень много выпускников. И артистов очень много выпускается. 

А нужно ли такому количеству выпускников творческое образование?  

Я всегда говорил, что балет – это элитарное искусство. И артистов априори не должно выпускаться много. У нас в Санкт-Петербурге три государственных театра с балетными труппами – Мариинский, Михайловский и Театр Бориса Эйфмана. Еще есть Академический театр балета имени Леонида Якобсона.  

Официально в труппе Михайловского театра – 150 артистов балета, в Мариинском – чуть больше. Из Академии имени Вагановой ежегодно выпускается 20-30 артистов. И сейчас еще Академия танца Эйфмана будет выпускать. Куда пойдут все эти 40-50 человек, при том, что штат театров сильно ограничен? 

Разумеется, есть частные маленькие труппы. Но они сегодня есть, а завтра –нет.

Но, тем не менее, балетное образование очень популярно в России. Родители стараются пристроить детей в хореографические училища.  

Да, я тоже наблюдаю массовый интерес к балету и мне это, разумеется, нравится. Над популяризацией балета хорошо сработала медийность Николая Цискаридзе. Увеличилось количество поступающих и в Академию Вагановой и в Академию Эйфмана. Это хорошо для конкуренции. Но, опять же, что делать с этим количеством выпускников потом – не знает никто. Кто будет открывать новые театры? 

Да, согласна, новые театры нужны. Тем более, что спрос есть, что бы ни говорили. Я сама это вижу, когда прихожу куда-то на спектакль. Всегда все места раскуплены. Люди покупают билеты за любые деньги.  

Михайловский театр – это единственный государственный театр в нашем городе, который работает в плюс. Кехман сделал так, что этот театр приносит прибыль. Вообще, театр — это изначально убыточная вещь. Это огромное здание его нужно содержать. На свои деньги ты его не построишь, если ты не меценат с огромным состоянием. Сейчас есть частные труппы на 5-7 человек, которые ставят современные балеты, снимаются в кино и всё. А в гостеатрах нет мест. В Михайловском театре ставит Начо Дуато. Он шикарный хореограф, но сколько ему уже лет? Он сделал себе имя. 

Я читала, что его «Баядерку» поклонники балета очень ругали. Он очень много убрал, если сравнивать с классической постановкой этого балета.

Если говорить про его постановку «Спящей красавицы» или «Щелкунчика», то там есть моменты, отличные от привычной всем постановки. Его всегда отличает визуальная составляющая – это декорации, костюмы, освещение, а также работа с  музыкальной составляющей. У него очень хорошая команда. Но в плане хореографии его «золотые» годы пришлись на 90-е, на мой взгляд. Именно тогда он поставил свои самые известные шедевральные балеты. 

А Шемякин, например? Я была на его балете «Щелкунчик»  и видела, что люди уходили из зала после первого акта, настолько им непривычна была его постановка. Я тоже ожидала совсем другой балет увидеть. 

Шемякин – в первую очередь, известнейший художник. Мне нравится его «постановка» «Щелкунчик». Там очень интересные декорации, художественное видение балета и хореография постановщика. Когда я учился в Академии, я принимал участие в постановке этого спектакле, и видел изнутри как задумывался и ставился спектакль. А вообще сам по себе театр, на мой взгляд, должен нести образовательную функцию.  

Вот я к этому вопросу и хотела подвести. Должен ли спектакль подстраиваться под вкусы публики или все же нести свою изначальную идею, как он изначально был задуман? Нравственную идею? 

В Америке, например, нет такого понятия как спектакль. У них цирк, балет, представление – все это называется «шоу». Функция у него, как мы догадываемся, соответствующая – развлекать. У нас же есть четкая разница между шоу и спектаклем. Спектакль делается не для потехи ради. В него изначально заложен другой смысл и функция. Направлять зрителя, рассказывать ему историю, заставить задуматься – вот что должен делать спектакль. 

А какими методами можно воспитывать современных людей? Заставить их самообразовываться, развиваться, думать самостоятельно, анализировать? Мне кажется, что современными людям иногда не до этого, они так поглощены и работой и бытом. И все в интернете…  На Культурном форуме Константин Богомолов говорил как раз, что интернет снижает качество и восприятия искусства, и критики. Что искусство — оно не должно быть доступно, что его надо достигать как паломничество. А тот же Instagram снижает значимость искусства.  

Конечно, театр – это живой организм и восприятие спектакля из зрительного зала совершенно другое, чем перед экраном. Но я не могу сказать, что интернет снижает значимость искусства. Все зависит от того насколько разумно ты используешь этот инструмент. Я сам могу посмотреть спектакль в записи или видео с репетиций в Instagram. Даже YouTube можно использовать в образовательных целях. Кстати говоря, я тоже веду свой канал о балете. Да и студию свою я открыл в том числе, чтобы образовывать, чтобы научить обращаться осознанно со свои телом и нести балет в массы как искусство для думающих людей. Артист на сцене должен думать. Я на уроках всегда рассказываю, как элементы нужно ощущать телом, чтоб ученики думали, а не просто повторяли. Иначе это фитнес. 

Когда Вы сами выступали, что Вы пытались до зрителей донести? Какую идею?  

Так как большинство спектаклей являются сюжетными, то в первую очередь мне хотелось передать те чувства и эмоции, которые испытывает мой герой. Ту идею, с которой мой персонаж вышел. Но даже в бессюжетных балетах есть определенный сюжет. Они всегда о чем-то, для чего-то или почему-то.   

Вот, например, «Дон Кихот». Он же не просто дурной старик, у него есть своя идея, свой смысл. То есть хореография персонажа и движения должны быть наполнены этим смыслом. Я, как исполнитель, должен это все через себя пропустить, понять, почему он это делает и рассказать.  

Например, сейчас популярны «Танцы» на ТНТ. Многие восхищаются участниками. А давайте поглубже копнем: а танцы ли это? Любой танец – это текст. Это не просто так. А если Вы просто пришли подрыгаться, перешли, перекувырнулись – это классно, это хорошо смотрится, это акробатика, но это не танец.  

Я хотела вернуться снова к теме образования. Какими качествами должен обладать современный артист, чтобы быть 100 % востребованным?  Физическая подготовка, само собой. Начитанность и образованность. Что еще?  

Есть такой фильм «Кошечка» с Михаилом Ефремовым, где он играет бешеную балерину. По-моему, это гениальный фильм. Очень иронично, порой утрировано,но очень правдиво рассказана история о непризнанном таланте. На моем опыте не раз встречались невероятно талантливые люди, которые танцевали в последней линии кордебалета или носили реквизит. Поэтому в профессии очень важны успех и связи. Даже будучи гениальным человеком сложно построить карьеру без продюсера или навыков построения связей и поиска важных профессиональных контактов.

Если говорить о русской школе балета, то дети с первых классов изучают несколько направлений, получают подготовку и по классическому танцу, и характерному танцу, историко-бытовому и модерн, а в Академии Эйфмана еще и бальному, и по акробатике. Учить детей в Академии Русского балета, однозначно, умеют. Единственное, как мне кажется, не хватает современных направлений танца во время обучения, хотелось бы больше учебных часов, при том, что программа обучения и так большая. 

А что ни в коем случае нельзя делать по отношению к ребенку, и со стороны родителей, и со стороны педагогов? И если говорить о балетном образовании? Тот же Полунин в интервью говорил, что хочет уйти от старой «советской» системы, где очень жестко относились к детям. Иногда читаешь у кого-то, что и орали, и орали матом, и выгоняли из зала, и могли ударить на занятии.  

Это хороший вопрос. Я как раз сейчас активно его изучаю, так как планирую в своей студии набор в детские группы. В США и Канаде я уже работал с детьми и понимаю насколько это ответственно. С детьми нужно уметь общаться, а орами и криками от них ничего не добьешься. Педагог должен зажечь искру в ребенке и разглядеть его сильные стороны. Ведь в отличие от взрослых, которые сами делают выбор, детей приводят заниматься балетом не всегда по их воле. А задача педагога – пробудить интерес к этому искусству. Тут уже к каждому подход индивидуальный. 

А Ваш педагог в Академии был жесткий? У кого Вы учились?

У меня был в каком-то роде экспериментальный класс. Педагоги менялись, а наш выпуск был последним, который учили по старой методике. Класс состоял из детей артистов балета, кроме меня и еще одного человека. Учителя многих знали с детства, поэтому и атмосфера сложилась более доверительная. Но в подготовительной группе у нас был очень интересный педагог, который не только шутки травил, но и мог пятерней по мягкому месту дать. Но никаких избиений или жестокого отношения. У нас ничего такого не было. 

То есть это иллюзия, когда говорят о жестокости в балетных училищах? Вас все же жестко воспитывали? 

Я тоже слышал, что многие говорят о какой-то жестокости в балете и даже сравнивают с армией. Но в основном это взгляд со стороны. Могу сказать, что порядки действительно отличаются от других школ. В 7:50 утра я уже был в Академии, а уходил домой иногда в 21-22:00. Правила были строгие. Кататься на коньках, например, было нельзя. Болеть дольше трех дней тоже. Зимних каникул почти не было, а суббота и воскресенье выходными не считались. Некоторым такой график, конечно, может показаться жестким, но для ребенка это же прекрасно. 

А я верю, что можно прийти в балет в 20 лет, много заниматься, поставить на это все, и в 30 лет не уступать уже по уровню выпускникам МГАХ и АРБ. Но, конечно, это должны быть и данные, и определенные жертвы ради искусства. Надо пахать. С утра и до вечера находиться в зале.  

Все возможно, но помимо большого желания у вас изначально должны быть очень хорошие природные данные и способности. В гостеатрах так же требуется диплом о спецобразовании. Но даже если вас возьмут в театр, то в классическом балете реализоваться почти нет шанса во взрослом возрасте. Все таки пенсионный возраст в балете – это 38 лет.  

А ученики Вашей студии выступают где-то? На спектаклях или на конкурсах? 

Моей студии всего год. Ученицы пришли заниматься с нуля без какой-либо подготовки ранее и нам необходимо было дать им основу. Мы объяснили как работает тело и научили их выстраивать логику движений. Сейчас мы начинаем подготовку к своему первому спектаклю, который в планах показать уже к концу учебного года. Чуть позже мы планируем большой спектакль на сцене с костюмами, гримом и светом. Словом, работы много. Главное, что у учениц есть большой интерес. 

А у Вас только женщины занимаются или мужчины тоже есть?  

Удивительно, но мужчины тоже приходят. Например, одна ученица привела своего молодого человека. Ему понравилось, и он остался заниматься. Но основной интерес, конечно, больше у девушек. 

Моя знакомая, которая имеет свою студию в Америке, рассказала, что к ним в студию приходит типичный брутальный байкер в татуировках, и усами, спокойно переодевается и встает к станку и занимается. И никого это там уже не удивляет. Постепенно мужчины интересуются балетом. 

А какая цель у этих мужчин, для чего это им? Поддержание физической формы или развитие кругозора, дополнительное образование?

Как я уже говорил, балет – искусство думающих. Есть большое отличие от тренажерного зала, где просто можно прийти, накачать мышцы и уйти. Здесь вы думаете, ощущаете свое тело и лучше его понимаете. Мужчины приходят затем же зачем и женщины. Научиться понимать себя, свои чувства и ощущения. Ни один фитнес не даст вам так прочувствовать свое тело, как балет

А отличаются ученики, которые у Вас занимались в США и которые сейчас занимаются в России?  

По своему менталитету ученики сильно не отличаются. Основное отличие – это возраст. В Америке у меня на урок приходила женщина 70 лет, которая спокойно занималась в группе с молодыми девушками. А в моей студии занимаются ученицы в основном от 24 до 40 лет, есть и старше.  

А Вам интересно преподавать именно балет, или Вы так же рассматриваете возможность преподавать и другие направления?  

Я специализируюсь на классическом танце, классическом балете и классическом театре, поэтому преподаю именно то, что касается именно балета. Я считаю, что каждый должен делиться теми знаниями, в которых он уверен, в которых он профессионал. Поэтому вряд ли я стану преподавать джаз или рок-н-ролл. Но в моей студии есть направления contemporary, растяжка и репертуарный танец. На все есть свои педагоги с профессиональным опытом. К слову, так я для себя решаю вопрос с тем, куда девать талантливых и способных выпускников Академии. Я даю им рабочие места и возможность развиваться в преподавательской деятельности.

А у Вас есть хобби, отличное от балета?  

Не могу сказать, что у меня есть какое-то конкретное хобби как коллекционирование чего-либо, например. Но в то же время я не фанатично живу одним балетом. Я люблю встречаться с друзьями и сейчас гораздо больше ценю эти встречи, потому как раньше не было на это времени. Стараюсь посещать культурные мероприятия в городе, смотреть новинки кино, переключаться от работы в студии, чтобы не замыливался глаз. Иногда я пишу работы на юридическую тематику и помогаю людям в суде. Но сейчас все же, наверное, для меня лучшее хобби – это отдых. Лучше наедине с природой. 

Какие спектакли вы посоветуете посетить в Cанкт-Петербурге? Особенно тем, кто приедет в город на новогодние праздники?  

Традиционно на Новый год и Рождество в каждом театре идет свой «Щелкунчик». В Мариинском театре на него билетов уже нет, но можно посмотреть другие, например «Лебединое озеро», «Спартак» или «Конек-горбунок», от которого я до сих пор в восхищении. В Михайловском театре также рекомендую одноактные балеты Начо Дуато. Если в городе идет спектакль Бориса Эйфмана, то идите обязательно. Его спектакли нужно видеть! Еще выделю спектакли Юрия Смекалова: «Медный всадник» и «Пахита» в Мариинском. Не могу не отметить Театр Якобсона и их премьеру «Пиковая дама». Там же идут относительно новые «Жар птица» и «Спящая красавица» с интересными декорациями. Вот сразу столько спектаклей рекомендую.

Спасибо вам большое за беседу! 

АННА ВОРОБЬЕВА, специальный корреспондент, г. Санкт-Петербург

©Фото из архива Леонида Кисиля