В этом году Московскому Губернскому колледжу искусств /МГКИ/ исполняется 70 лет. Мы побеседовали с заведующей отделением «Современный танец» МГКИ — Юлией Александровной Герасимовой.
ИНТЕРВЬЮ
Юлия Александровна Герасимова — заведующая отделением «Современный танец» Московского Губернского колледжа искусств /МГКИ/, кандидат педагогических наук
Юлия Александровна Герасимова
Юлия Александровна, расскажите, как появилось отделение современного танца в МГКИ?
— Отделение современного танца существует с 2005 года. Это самое молодое отделение в нашем колледже. И команда педагогов тоже молодая, средний возраст 34-36 лет. Ну, вот я постарше только (смеётся) и ещё два педагога. Появилось оно благодаря нашей администрации – директору МГКИ Хусеинову Равилю Алиевичу и замдиректора по учебной части – Лидогостеру Александру Борисовичу. Они поняли необходимость в этом и предложили мне организовать отделение «Современный танец». Спросили, какая форма обучения будет лучше, я ответила, что если такое отделение открывать, то это должна быть только дневная, ни в ком случае не заочная форма, т.к. обучение профессии — хореограф — требует больших физических затрат, не говоря уже об эмоциональной стороне.
И с тех пор вы являетесь заведующей отделением «Современный танец»?
— Да, с самого начала.
Так вы можете рассказать, как всё было с самого начала?
— Начиналось всё это очень сложно, с нуля. О нас тогда никто не знал. И поначалу мы были полностью коммерческим отделением. Приходилось очень туго, не было ни одного бюджетного места, а план набора был! Рекламой мы практически не занимались, потому что не знали, как это делать. А должны были набрать не менее 15 человек. И, знаете, они пришли. Я им очень благодарна за то, что они нам доверили себя. Можно сказать, эти студенты стали первопроходцами. Это было на самом деле очень искреннее обучение. И вот так постепенно мы развивались, сейчас уже пришли совсем к другому результату, когда при поступлении большой конкурс. У нас появились бюджетные места! Хоть процент и небольшой (8-10 мест), но так сейчас везде, потому что, к сожалению, бюджет сокращается.
те самые первопроходцы
Отделению уже больше 10 лет, скажите, за это время появились ли в нём свои традиции? И как здесь будет правильно спросить: традиции отделения «современный танец» или в целом хореографического отделения?
— Да, смотря, что здесь имеется в виду. Ну вот, например, традиции — встречи выпускников в определенный день у нас, к сожалению, пока нет. Наверное, это потому, что наши выпускники всё равно к нам постоянно приезжают. Ведёшь урок, вдруг в класс заглядывает мордашка, которая выпустилась два-три года назад и даже больше. Кто-то из них учится за границей, кто-то в Институте Культуры напротив, кто-то приезжает из другого города. И, слава богу, что они возвращаются. А некоторые возвращаются в качестве педагогов. Ведь многие преподаватели нашего отделения — это выпускники колледжа. Конечно, мы подтянули и другие силы, но примерно половина — это мы «все здесь учились». А так наших выпускников, где только не встретишь: кто-то ставит универсиаду в Казани, кто-то работает в телевизионных проектах, кто-то в театре — это все очень востребованные специалисты, без ложной скромности. Они молодые ребятки, но много чего уже доказали. В 2018 году Московскому Губернскому колледжу искусств исполняется 70 лет. У нас будет большой юбилейный концерт, подготовка к которому уже идёт. Надеюсь, многих своих ребят там увидеть! А если возвращаться к теме традиции — у нас есть праздник посвящения в студенты.
Расскажите, как вы посвящаете в студенты?
— Это проходит в конце октября и похоже на выплеск фантазии и хулиганства студентов (но в разумных пределах). Каждый курс готовит свое представление, капустник. Те, кто уже учатся, готовят капустник для тех, кто только поступил. Ребята рассказывают обо всём своими глазами, мы стараемся, чтобы это было ярко, но в то же время никого не обидело. Ну, потому что иногда они «теряют рамки». Мы немного их направляем. Чуть-чуть.
Чем именно примечателен этот праздник для всех?
— Ты видишь ребят по-другому. У меня был студент, неформальный лидер, весь такой дерзкий, в татуировках. А когда началась подготовка к посвящению в студенты, именно он организовывал ребят. Писал тексты, я видела, как ему это было интересно и важно, чтобы всё получилось хорошо. Это и есть самый лучший момент: видеть, как раскрываются ребята. Атмосфера получается очень эмоциональная, семейная. В этом году студенты заставили педагогов танцевать крамп. Мы тоже умеем веселиться, и все вместе смеёмся до слёз.
Торт от преподавателей на Посвящение в студенты
С педагогом Бурдасовым М.С.
А сколько курсов всего?
— У нас четыре курса. Над каждым работает целая команда педагогов по различным дисциплинам: джаз танец, классический танец, модерн, степ, хип-хоп и др. Помимо этого у каждого курса есть куратор.
Существует ли у вас традиция поздравления с первым выходом на сцену?
— У нас существует достаточно большая концертная практика – мы выступаем и в Кремлевском дворце, и в Крокус Сити Холле, и в СК «Олимпийский», других площадках. И на премьерных выступлениях студентов всегда поздравляем их. Но такой отдельной традиции нет. Очень ярко всегда проходит вручение дипломов. Выпускники приглашают своих друзей, родителей, все радостные, красивые, поют, танцуют, дурачатся. Вручение, также как и экзамен, проходит в стенах колледжа, в актовом зале. Единственное, государственный экзамен по композиции и постановке танца мы проводим на других сценических площадках, потому что в колледже, к сожалению, маленькая сцена, не позволяющая полностью показать постановки ребят.
А не пробовали вы сотрудничать с театрами Москвы, Подмосковья?
— Мы обращались, конечно. Но, к сожалению, это всё касается вопросов аренды, для нас это пока дороговато.
Ну, а есть ли внутри вашего педагогического коллектива свой манифест, принципы, которые вы транслируете своим студентам?
— Сложно так сформулировать — манифест. Мы просто говорим детям: у нас учиться тяжело, но интересно. Это два полюса: тяжело и интересно. Потому что кто-то бывает не готов, думает, здесь как в ансамбле самодеятельности: приходишь три раза в неделю позаниматься по 1,5-2 часа, плюс общеобразовательные предметы и всё. Нет. Ты пребываешь здесь круглый день. И это рутина. Только поначалу праздник — в начале учебного года и после каникул. А на самом деле тяжелая профессия и очень рутинная. Ты каждый день занимаешься одним и тем же, каждый день у тебя – день сурка.
Ну и важно, наверное, ещё то, что дети на примере педагогов видят, чего можно добиться. Дети смотрят на нашего педагога – Анатолия Владимировича Войнова – очень востребован. На Максима Сергеевича Бурдасова – тоже очень востребован. Или, вот, смотрят на Антона Александровича Скрынникова – ой, какой замечательный номер поставил! На Светлану Анатольевну Лутошкину – и хореограф в «Танцах на ТНТ», и балетмейстер других больших проектов. Телевизор включишь — и тут знакомые лица: и преподаватели и выпускники. Студенты делают для себя выводы, видят, как это интересно и да, позволяет заработать. Понятно, что это не банковское дело и не нефть, но ты занимаешься тем, что тебе по-настоящему нравится.
Благодаря этой профессии можно посетить другие города и страны, быть среди творческих и талантливых людей. Это открывает огромные горизонты! Вот, что мы транслируем детям. Это самый главный наш посыл — классная, достойная, интересная профессия! Да, сложная, очень сложная. Во многом придется бороться с собой. Где-то ты всплакнёшь, потеряешь уверенность в себе, засомневаешься. Но тебе придётся идти вперед, если ты готов к этому.
Педагог Светлана Анатольевна Лутошкина
Небольшое лирическое отступление:
К нам приходят молодые парни и девушки в уже взрослом возрасте и говорят: вы знаете, меня родители не пустили в своё время в эту профессию, а я очень хотела. Сказали, вот получишь диплом с “нормальной” профессией, а потом занимайся, чем хочешь. И вот они получили, приходят, а уже поздно. Это не трагедия, конечно. А вдруг мир потерял очень хорошего специалиста.
Так что манифеста нет, мы просто говорим детям — эта профессия интересна и востребована. Во-первых, ты занимаешься любимым делом («Если вы хотите ни дня не работать – занимайтесь любимым делом»), во-вторых, этим можно зарабатывать. И, конечно, всегда есть перспективы.
Педагог Максим Сергеевич Бурдасов
Как формируется в колледже учебный план?
— Когда мы организовывали отделение, то представляли, какие дисциплины у нас должны быть. Обязательно классический танец, танец модерн, джаз танец, хип-хоп, акробатика и для развития, координации и характера – народный танец – в небольшом количестве, но должен быть! Естественно композиция и постановка танца. Мы понимали, что дети, которые выпускаются с нашего отделения, должны быть конкурентноспособными! Никто розовые очки ребятам не одевает, здесь придется за себя бороться! Они должны чётко представлять, что сегодня такое современная хореография и пропустить её через свое тело.
Педагоги Войнов Анатолий Владимирович и Герасимова Юлия Александровна
Конечно, есть образовательный стандарт, мы не имеем право выходить за него. Но помимо этого ещё несколько дисциплин, которые мы сами включили, потому что «степа», например, в образовательном стандарте нет, а он необходим! Его практически нигде не изучают, те же самые бродвейские мюзиклы, которые к нам приезжают и ставятся, а наши ребята этим уже владеют! Хип-хопа также в общеобразовательном стандарте нет, а он необходим в современной жизни.
Педагог Антон Александрович Скрынников
По каждой дисциплине есть программа?
— Да. И когда мы это только организовывали, как люди творческие, не связанные с бумажками, мы сломали голову! Сейчас уже привыкли, повзрослели! Программа создается на все года обучения, на каждый отдельный семестр. Большинство программ мы делаем сами. Понятно, что по классическому танцу есть каноны, по народному тоже. А в программах по джаз-танцу, танцу-модерн, степу, хип-хоп – уже наши собственные разработки. Ну, и для программы по композиции и постановке танца, хоть и есть некоторые каноны, всё равно нам пришлось очень много перелопачивать материала. Вообще, по современному танцу не так много образцов методической литературы.
Практикуете ли вы, чтобы к вам приезжали мастера разных направлений с обучающими мастер-классами?
— Да, мы начали это практиковать. В прошлом году к нам приезжали – Сергей Владимирович Смирнов (с классами по композиции) и Ашот Назаретян (классы по технике) из Эксцентрик балет (г. Екатеринбург). Приглашали к себе на постановки Павла Глухова, Александра Могилева, Дмитрия Масленникова. Нам очень важно, чтобы дети варились не только здесь, в атмосфере колледжа, мы называем это «добавить новый почерк». Кроме того, мы стараемся вывозить наших студентов на конкурсы. Правда, к сожалению, это бывает не так часто. Но мы стремимся вывозить их на конкурсы, и достаточно сильные, чтобы детки посмотрели уровень, понервничали, а педагоги могли проанализировать свой репертуар и направление развития. Да, у нас есть большое количество высоких наград с различных конкурсов, но нет такой самоцели – приехать, чтобы взять Гран-при. Нет, нам нужно, чтобы дети посмотрели на себя и мы, как педагоги, увидели свои достоинства и ошибки, и исправляли их.
На конкурсе
А что можете сказать про самих студентов. Они меняются, меняются ли их приоритеты со временем? Скажем, студенты пять лет назад и сейчас.
— Сложно сказать. Может, это мы меняемся. Сейчас, конечно, все они приходят технически очень продвинутыми (интернет, разные гаджеты), мне, например, это сложно. Но в нашей профессии всё-таки важен интеллект, нацеленный на творчество. И ещё важно понимать то, что когда студенты учатся – они могут раскрываться совершенно по-новому. Вроде взяли со средними способностями, а он так рванул, как начал работать! Бывает, человек пришел какой-то настороженный, а потом такие идеи на постановке танца предлагает. У меня студент учился из Кемеровской области, город Мыски (до его приезда я вообще не знала, что есть такой город). Он брейкер и приехал заранее показаться. Когда мы его смотрели – данные у парня очень ограниченные. Тогда я его спросила: «Рома, а что ты сейчас читаешь». Он ответил: Чехова. «А до этого?» — «До этого читал Гоголя, мне так понравилось, что я всего его перечитал». Потом на вступительных экзаменах мы решили парня всё-таки взять. Какие он идеи мне потом показывал, как он их воплощал! Т.е. мы взяли мальчика с настороженностью (может быть он пойдёт?!), а потом в нём такой характер раскрылся. То, что он ставил, было очень самобытно!
На уроках
Расскажите, какая у вас система оценивания студентов? По какому принципу отбираются абитуриенты?
— Мы очень рады, что к нам поступает много ребят из регионов России – Кемерово, Владивосток, Краснодар, Тула, Сыктывкар, Ростов-на-Дону, других городов. Эти ребята очень открытые, искренние. За время вступительных экзаменов абитуриенты проходят серьёзные испытания. По своему опыту мы поняли, что не всегда шикарные физические данные соответствуют тому, что нам нужно. Мы ищем индивидуальности, ребят, которые всесторонне развиты, обладают творческой «жилкой» и необходимым для профессии темпераментом. Мы пробуем давать разные задания, чтобы как-то раскрыть человека. Мы сделали вывод, не надо брать детей без темперамента, потому что такой студент не будет заставлять себя работать и бороться за себя. Скорее личное стремление делает из человека больше профессионала, чем физические данные. Хотя, конечно, прекрасно, когда в ребенке сочетаются и физические возможности и необходимые личностные качества. Мы, например, очень смотрим на второй тур, где абитуриенты показывают свой номер, импровизацию и проходят собеседование. Второй тур направлен на раскрытие творческого потенциала, проверку эрудиции, профессиональную направленность, ориентацию в нестандартной ситуации.
Абитуриенты
А как происходит аттестация выпускников?
— Выпускников мы стараемся оценивать объективно.
Это возможно?
— Возможно. Естественно за 4 года мы прикипаем к ним. Мы любим их. Но вот есть девочка или мальчик, который проучился с тобой 4 года, и ты понимаешь – да, он хороший ребёнок, но, к сожалению, это три! Потому что хороший человек – это не профессия. Мы не стараемся создавать картину шикарной успеваемости. Красный диплом должен быть заслуженным. И когда мне звонят с благодарностью за бывших студентов их работодатели, довольные результатами, мне это очень отрадно.
Выступления студентов
На ваш взгляд, каким должен быть современный танец? К чему он должен стремиться?
— В современном танце нужно стремиться к танцу. Мне не хватает танца как монолога, как движения. Не 15-минутное сидение на одном месте. Сейчас не редко абсурдизм выдают за гениальность. Пусть я скажу простые слова, но искусство должно в человеке вызывать хорошее, учить чему-то. Я не очень понимаю, когда создают спектакли с целью, чтобы зрителя затошнило. Зритель должен выйти и хоть какую-то шкурку с себя скинуть. Если я прихожу на спектакль хореографический – мне интересен танец, его эмоциональная составляющая, самобытность. В этом году я испытала культурный шок, когда побывала на спектакле «Песни последней травы» (Экцентрик балета под управлением Сергея Смирнова, г. Екатеринбург), где всё время ловила себя на мысли, что у меня, то голова кругами за исполнителем, то руки напряжены, то щеки втянуты. Не ожидала от себя такого (вроде бы наелась уже всего). Я была заряжена полностью, могла часами обсуждать это с коллегами, рассказывать студентам. Для меня важно, если появляется мой отклик на работу хореографа и танцовщиков. А не так давно мы со студентами посмотрели пластический спектакль Сергея Землянского «Материнское поле» (в театре Пушкина), после которого часть курса рыдала, часть – молчала, и часть – бурно обсуждала увиденное. Детей «пробило», затронуло за живое, не оставило равнодушными — и тематика и её пластическое воплощение – работа хореографа. Именно этого я жду от современного танца!
Сайт отделения «Современный танец МГКИ: moki-dance.ru.
Группа в контакте «Отделение «Современный танец» МГКИ: https://vk.com/club41755855
Страница заведующей отделением «Современный танец» МГКИ — Герасимовой Юлии Александровны: https://vk.com/id50203838
Фото из архива Ю.А. Герасимовой
Беседовала Светлана Польская
Dozado dance magazine