7 апреля в рамках фестиваля «Золотая маска» в ЦИМе показали две работы, номинированные в категории «Современная хореография» — «Теоретическая модель абсолютной свободы» театра современного танца Ольги Поны (Челябинск) и Five театра танца нОга (Омск).
Работа Ольги Поны – размышление на тему возможностей человека и машины – кто свободнее в движениях? Кого из них что ограничивает? Машиной в данном случае выступает кинетический объект Николая Панафидина – шарнирная конструкция, напоминающая структуру молекулы, вращающая своими «атомами» в одной плоскости. Этот объект стоит на пустой белоснежной сцене и в какой-то момент начинает вращение — палочки, соединенные кружочками, крутятся как акробаты на трапеции, и ни одно движение по идее не повторяется. Вот вам Теоретическая модель абсолютной свободы( будто говорит хореограф), а теперь посмотрите, что может человек – ограниченный опытом ума и тела.
На сцене по очереди появляются четыре танцовщика в белом (Мария Грейф, Татьяна Сущенко, Мария Абрамова, Дмитрий Чегодарь), которые выворачивают все свои части тела во всех направлениях, иногда поглядывая на объект. «Теоретическая модель» будто задает им планку вначале – а вы так можете? И они те незапрограммированные опытом движения, проворачиваясь во всех суставах. В стерильно белом пространстве этой лаборатории движения они соединяются и распадаются как атомы, при этом гнутся во все стороны, словно сделаны из резины. И в этом соревновании с машиной они явно выигрывают – глядя на них, кажется, что она делает одно и то же. Это сорокаминутная медитация на тела танцовщиков и настоящая кладезь для тех, кто ищет новые движения.
Брутальная работа Ольги Горобчук Five исполняется пятью танцовщиками (Святослав Брайченко, Павел Грибанов, Дмитрий Скиданов, Егор Коваленко, Дмитрий Анушенко). «Пять вещей, которые ты должна знать о мужчинах». Первая – работа для них на первом месте. Поэтому они всегда очень серьезные, собранные и что-то делают – ходят в прямоугольниках света туда-сюда в деловых костюмах, сосредоточенно и напряженно. Однако от работы и беготни их начинает потрясывать. Вторая – иногда им необходимо снять рабочую маску и расслабиться, побыть собой. Танцовщики скидывают башмаки и по-лебединому семенят через сцену , лирично помахивая руками, закидывают пиджаки за кулисы, один из них даже закуривает и вальяжно выгибается на полу с сигареткой в зубах.
Третья – каждый мужик хочет быть крутым ( или хотя бы казаться). Пятеро на сцене начинают друг друга толкать как в потасовке, показывая свое доминирование, потом встав в линию, начинают дружно вытоптывать, отпуская полностью себя в танце. Четвертая – мужчинам тяжело. От работы, серьезности, ответственности и прочих мужских забот. Уставшие, они лезут в петли из галстуков, которые спускаются сверху, словно в удавку. К тому моменту просыпается неведомая раньше жалость к мужскому полу – просто обычно не принято их жалеть. Пятая – мужчины ранимы. Как улитки – сверху твердый панцирь, чтобы защитить себя. Танцовщики с трудом стягивают прилипшие рубашки словно броню, в динамиках барабанит дождь по железной крыше, а они жмутся в одну кучку, прикрываясь руками, пытаясь защитить себя от мира.
Текст: Нина Кудякова
Фото: предоставлены «Золотой маской» (Владимир Вдовенко, Александр Марашан)