Фото: Владимир Вдовенко, теоретическая модель абсолютной свободы, ольга пона, золотая маска, dozado

Свобода и мужчины на «Золотой маске»

размещено в: STAGE | 0

7 апреля в рамках фестиваля «Золотая маска» в ЦИМе показали две работы, номинированные в категории «Современная хореография» — «Теоретическая модель абсолютной свободы» театра современного танца Ольги Поны (Челябинск) и Five театра танца нОга (Омск).

Фото: Владимир Вдовенко, теоретическая модель абсолютной свободы, ольга пона, золотая маска, dozado
Фото: Владимир Вдовенко

Работа Ольги Поны – размышление на тему возможностей человека и машины – кто свободнее в движениях? Кого из них что ограничивает? Машиной в данном случае выступает кинетический объект Николая Панафидина – шарнирная конструкция, напоминающая структуру молекулы, вращающая своими «атомами» в одной плоскости. Этот объект стоит на пустой белоснежной сцене и в какой-то момент начинает вращение —  палочки, соединенные кружочками, крутятся как  акробаты на трапеции, и ни одно движение по идее не повторяется. Вот вам Теоретическая модель абсолютной свободы( будто говорит хореограф), а теперь посмотрите, что может человек – ограниченный опытом ума и тела.

Фото: Владимир Вдовенко, теоретическая модель абсолютной свободы, ольга пона, золотая маска, dozado
Фото: Владимир Вдовенко

На сцене по очереди появляются четыре танцовщика в белом (Мария Грейф, Татьяна Сущенко, Мария Абрамова, Дмитрий Чегодарь), которые выворачивают все свои части тела во всех направлениях, иногда поглядывая на объект. «Теоретическая модель» будто задает им планку вначале – а вы так можете? И они те незапрограммированные опытом движения, проворачиваясь во всех суставах. В стерильно белом пространстве этой лаборатории движения  они соединяются и распадаются как атомы, при этом гнутся во все стороны, словно сделаны из резины. И в этом соревновании  с машиной они явно выигрывают – глядя на них, кажется, что она делает одно и то же. Это сорокаминутная медитация на тела танцовщиков и настоящая кладезь для тех, кто ищет новые движения.

Фото: Владимир Вдовенко, теоретическая модель абсолютной свободы, ольга пона, золотая маска, dozado
Фото: Владимир Вдовенко

Брутальная работа Ольги Горобчук Five исполняется  пятью танцовщиками  (Святослав Брайченко, Павел Грибанов, Дмитрий Скиданов, Егор Коваленко, Дмитрий Анушенко). «Пять вещей, которые ты должна знать о мужчинах». Первая – работа для них на первом месте. Поэтому они всегда очень серьезные, собранные и что-то делают – ходят в прямоугольниках света туда-сюда в деловых костюмах, сосредоточенно и напряженно. Однако от работы и беготни их начинает потрясывать.  Вторая – иногда им необходимо снять рабочую маску и расслабиться, побыть собой. Танцовщики скидывают башмаки и по-лебединому семенят через сцену , лирично помахивая руками, закидывают пиджаки за кулисы, один из них даже закуривает и вальяжно выгибается на полу с сигареткой в зубах.

Five_Alexandr_Marashan1, ольга горобчук, омск, золотая маска, dozado
Фото: Александр Марашан

Третья – каждый мужик хочет быть крутым ( или хотя бы казаться). Пятеро на сцене начинают друг друга толкать как в потасовке, показывая свое доминирование, потом встав в линию, начинают дружно  вытоптывать, отпуская полностью себя в танце. Четвертая – мужчинам тяжело. От работы, серьезности, ответственности и прочих мужских забот. Уставшие, они лезут в петли из галстуков, которые спускаются сверху, словно в удавку. К тому моменту просыпается неведомая раньше жалость к мужскому полу – просто обычно  не принято их жалеть. Пятая – мужчины ранимы. Как улитки – сверху твердый панцирь, чтобы защитить себя. Танцовщики с трудом стягивают прилипшие рубашки словно броню, в динамиках барабанит дождь по железной крыше, а они жмутся в одну кучку, прикрываясь руками, пытаясь защитить себя от мира.

Five_Alexandr_Marashan1, ольга горобчук, омск, золотая маска, dozado
Фото: Александр Марашан
Five_Alexandr_Marashan1, ольга горобчук, омск, золотая маска, dozado
Фото: Александр Марашан

Текст: Нина Кудякова

Фото: предоставлены «Золотой маской» (Владимир Вдовенко, Александр Марашан)