ИНТЕРВЬЮ с Вячеславом Николаевым. «Способность обучаться – это и есть самый высший дар, который имеет человек»

размещено в: DANCING PEOPLE, DOZADO LAB, STAGE | 0
Второй год подряд в дни майских праздников в Петербурге проходит образовательный Фестиваль современного танца DAR. Несмотря на его «юный возраст», состав педагогов более чем серьезный: Герман Хауреги, в прошлом исполнитель, а сейчас педагог компании Ultima Vez, регулярно дающий классы на ImpulsTanz; Яра Мозес, танцевавшая в Batsheva, а затем вставшая во главе образовательной программы Hasadna; Милан Херич, более пятнадцати лет являющийся ассистентом Дэвида Замбрано и практически ежегодно преподающий на Deltebre Dansa.

Нагрузка на Фестивале также нешуточная: пять часов обязательных технических классов, плюс по желанию двухчасовая лаборатория. Семь часов практики в течение десяти дней – принимаю как вызов самой себе, а в перерывах еще и интервью с педагогами, беседы со студентами и организаторами.

Итак, ранее утро. Петербург. По набережной Обводного канала приближаюсь к фасаду фабрики «Красного треугольника». Историческое здание из красного кирпича позапрошлого века наталкивает на сравнение со знаменитым Арсеналом, где проходит фестиваль ImpulsTanz. Огромные залы: окна в пол (а из них покатые питерские крыши и кусочек набережной), из соседних залов доносятся звуки ударных и гитарные риффы (в соседних помещениях расположились музыкальные репбазы). У столика оргкомитета проходят регистрацию, некоторые уже разминаются, многие радостно обнимают давних знакомых. Смех, гвалт, суета первого дня.

Среди танцовщиков, то здесь, то там появляется высокий молодой человек – приветствует одних, перекидывается парой слов с другими, одновременно с этим успевает настраивать технику и решать насущные вопросы. Через несколько минут он же берет слово на открытии Фестиваля. Это Вячеслав Николаев – один из основателей Академии современного танца (Dance Academy RussiaDAR), которая является организатором Фестиваля.

«Я бы никогда не подумала, что Вячеслав и есть главный человек в Академии (в смысле, что он совсем не похож на директора»), – улыбается одна из участниц. «Слава может найти общий язык с каждым и, кажется, способен разрешить любую ситуацию», – сообщает другая студентка, приезжающая на фестиваль уже во второй раз. «Ему удается создать вокруг тонкую душевную атмосферу, и в ней всегда обретаешь собственную вдохновленность», – делится впечатлениями от работы с Вячеславом одна из сотрудниц Академии.

За десять дней  у меня будет возможность убедиться в правдивости столь лестных отзывов, а также побеседовать с Вячеславом об истории Академии, возможностях, которые открывают образовательные фестивали перед участниками, сложностях, с которыми сталкиваются организаторы и встрече с Вимом Вандекейбусом.

Быть проводниками…

Отвечая на вопрос о задачах и целях Академии, Вячеслав говорит о важной роли  посредника или, лучше сказать, проводника: быть проводником между российским современным танцем и мировым сообществом; навести мосты между профессионалами и людьми, влюбленными в танец; создать условия для творческого взаимодействия педагогов и студентов. С этими мыслями постепенно вызревала идея Академии, еще в 2006 году, когда Вячеслав выступал организатором батлов по уличным танцам и привлекал к участию в них танцоров из Франции.

Танцевальный лагерь DASS 2017 в Израиле

Первым же шагом стало создание школы в Петербурге, в которой обучение проходит по семестрам и просто не существует понятий «абонемент» или «разовое занятие». «С самого начала мы стремились привлечь педагогов, которые обладают знаниями и людей, которые тянутся к этим знаниям, поскольку существовал огромный разрыв между профессиональным миром и теми, кто в силу разных причин не получил хореографического образования, но для кого танец – это нечто большее двух раз в неделю, в свободное время», – вспоминает Вячеслав. – Профессиональные педагоги не были готовы преподавать любителям, не потому что не хотели, а по причине отсутствия системы, при которой они не растрачивали бы свои силы впустую, вынужденные учитывать интересы тех, кто ходит время от времени и каждый раз подстраивая материал под вновь пришедших».

В залах Ultima Vez

После организации школы в Петербурге начали развивать еще одно направление –выездной танцевальный лагерь DASS (Dance Academy Season School).  «Переломным моментом для нас послужила поездка в Брюссель в 2016 году, поскольку в течение двух недель наши студенты имели возможность заниматься в штаб-квартире Ultima Vez, с постоянными педагогами компании.

Это были Лаура Арис, Иньяки Аспелага и Марта Коронадо: три очень зрелых педагога, у каждого за плечами богатый опыт исполнительской и преподавательской деятельности. Они служили авторитетом для всех без исключения (а в этой поездке среди наших студентов подавляющее большинство были сами преподаватели, хореографы и танцовщики). В зале проводили по десять часов, работали до предела, можно сказать, жили жизнью труппы Вима Вандекейбуса.

Танцевальный лагерь DASS 2016 в Брюсселе

В перерывах между классами пили чай на той самой кухне, где обитают его танцовщики, могли наблюдать за процессом в зале – сверху, из кабинки, где обычно сидит Вим. Вряд ли мы ожидали его увидеть, но однажды… – Вячеслав улыбается, – я был свидетелем: идет обычный класс, и вдруг всё что происходит в зале – начинает как бы происходить с другим качеством, пробегает шепот «кажется там Вим». Нужно было видеть, как все включились в процесс!».

Чувствовать ответственность…

Продолжением идеи выездных школ стала организация Фестиваля в Петербурге – в мае он посвящен современному танцу, в январе – джазовому. «К этому моменту мы посетили более 14 городов мира, и везде, где бы ни были, набирались практических знаний о процессе организации образовательных программ, впитывали опыт компаний Ultima Vez, Batsheva, Vertigo, фестиваля Deltebre. Знакомясь с педагогами, мы налаживали контакты и получали рекомендации для последующей работы – это замечательный процесс вечного взаимодействия людей».

Команда Академии современного танца с педагогами Фестиваля джазового танца DAR 2018

И правда, если проследить историю: в 2016 студенты Академии занимались в залах Ultima Vez, а на следующий год Марта Коронадо приехала на фестиваль DAR. В 2017 Яра Мозес, бывшая танцовщица Batsheva и сертифицированный педагог Gaga, преподавала в выездном лагере в Израиле, в этом году она дает классы здесь, в Петербурге.

Танцевальный лагерь DASS 2017 в Израиле

На вопрос о сложностях, с которыми сталкиваешься, приглашая зарубежных педагогов, Вячеслав, не раздумывая, отвечает: еще полгода назад я непременно бы рассказал о них, но сейчас акценты сместились, и я хочу говорить не о сложностях, но об ответственности. Трудно не приглашать и решать ряд связанных с этим вопросов, но чувствовать ответственность за то что привозишь людей, у которых расписан каждый день, а график преподавания по различным школам и фестивалям известен на год вперед.

Каждый раз спрашиваешь себя: мы точно готовы и достойны занять их время, знаем ли как организовать все на безупречном уровне, умеют ли наши студенты соблюдать этику класса (например, в первое время действительно приходилось прикладывать усилия, чтобы все придерживались очевидного правила «не снимать урок на видео», и мне приятно, что сейчас уже не нужно напоминать об этом, значит – становится интереснее не забрать себе в копилку материал, но запомнить самому, пережить на уровне ощущений, не отвлекаться от того, что происходит в классе в настоящий момент).

 

Кто ты есть в каждый момент времени…

Пожалуй, еще не все осознают, что приезжая на образовательный фестиваль ты работаешь по полной. Это огромный труд, который может приоткрыть перед тобой множество дверей, – подчеркивает Вячеслав. – Например, если педагоги распределяют студентов по уровням, они каждый раз говорят «мы не знаем вашего прошлого и делаем выбор, наблюдая, как вы работаете в настоящий момент.

И в этом суть – кто ты есть в каждый момент времени. Невозможно получить титул «продвинутого танцовщика или педагога» и каждый раз «предъявлять» его в зале.  Здесь все зависит от твоей решимости, воли и включенности в любую секунду.

Фестиваль современного танца DAR 2017

Это также касается вопросов возможного трудоустройства и других моментов, связанных с профессиональным ростом, поскольку, скажу откровенно, по моим наблюдениям, русский танцовщик часто сидит и ждет прямого приглашения: вот будет набор в P.A.R.T.S или объявят audition в танцевальную компанию, но подобные возможности являются частью живого процесса.

Фестиваль современного танца DAR 2017

В рамках фестиваля мы не объявляем, что кто-то может порекомендовать студента на грант на обучение в европейской школе или заинтересоваться им как исполнителем, это может произойти само собой. Педагог замечает работу каждого, это обычная практика в Европе: если стремишься к конкретному преподавателю или хореографу, приезжай к нему на класс, подчас это оказывается лучше любого audition. Например, в прошлом году Марта Коронадо после своего класса дала нескольким студентам рекомендации для участия в Deltebre.

Не говоря уже о том что фестиваль – это всегда возможность создания творческих коллабораций.

 

Бездонное слово «дар»…

«Мы открылись как Академия современного  танца – и это серьезное название нам предстояло отстоять. Но гораздо быстрее, чем мы стали защищаться или на нас стали нападать или, быть может, ничего этого не было, возникла потребность в международном названии, поскольку мы сразу же стали выходить на зарубежных педагогов. Отсюда родилось Dance Academy Russia, однако мы долгое время не обращали внимания на символичность аббревиатуры нашего английского названия – DAR. Теперь, она прочно вошла в жизнь нашей компании: стала логотипом и включилась в название фестивалей – Фестиваль современного танца DAR и Фестиваль джазового танца DAR.

Фестиваль джазового танца DAR 2018

Слово «дар» бездонно в своих смыслах: талант, дарование и тут же подарок, подношение, что-то ценное, жизненно необходимое. И, я думаю, все эти смыслы важны в нашей работе: быть проводниками в области обучения современному танцу, ездить по миру, отслеживать тенденции и привозить в Россию лучших педагогов. На это направлены наши силы: предоставить людям возможность постигать все многообразие современного танца и трансформироваться через этот процесс. Ведь способность обучаться чему-либо, развиваться – это и есть самый высший дар, который имеет человек».

 

Мария Волкова

Фотографии предоставлены Академией современного танца