О постоянных и переменных величинах фестиваля современной хореографии Futurum

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

На страницах Dozado, пожалуй, наиболее полно отражена история фестиваля современной хореографии FUTURUM, которую можно листать как книгу воспоминаний или живые наблюдения о развитии проекта с момента его появления на карте современного танца в России в 2018-ом году. 

Нынешнее интервью мы задумали как некий перевал, чтобы не спеша оглянуться назад, вместе проанализировать пройденный путь и вновь попробовать заглянуть немного вперед. Иными словами, поговорим с основателями фестиваля Иваном и Анастасией Кожевниковыми о постоянных и переменных величинах Futurum. 

©фото из личного архива Анастасии и Ивана Кожевниковых

Миссия фестиваля. Что изменилось за шесть лет?

Иван: Для нас миссия фестиваля кардинально не изменилась. С самого начала мы задумывали фестиваль как знакомство участников с искусством современного танца и продвижение молодых хореографов, чтобы о них узнали как можно больше людей из профессионального цеха и среди широкой аудитории.

Со временем появились дополнения — образовательная и конкурсная программы. Благодаря образовательной программе у наших участников теперь есть возможность не только показать себя на сцене, но даже заработать во время фестиваля, проводя собственные мастер-классы.        

Анастасия:  Обмен опытом во время мастер-классов также позволяет развивать профессиональное сотрудничество. К примеру, если мастерство и подход одного из участников кого-то заинтересовал, можно завязать с ним партнерство, пригласив к себе в студию или в театр в качестве хореографа, исполнителя.

Иван: Это одно из наших правил — мастер-классы могут давать те, кто участвуют в фестивальной программе. Также мы приглашаем в жюри конкурсной программы экс-участников и действующих участников фестиваля. 

*(От редакции): Отбор работ на фестиваль (профессиональные коллективы) и на конкурсную программу (дети и взрослые) по-прежнему осуществляют его руководители — Иван и Анастасия. Но ещё есть конкурсное жюри, которое выбирает победителя каждый год.     

Значение слова «futurum» отсылает нас к определенному культурному течению, которое появилось в начале 20 века. Futurum символизирует устремленный взгляд в будущее, поиск новых форм, идей и подходов. Есть желание обновить смысл названия фестиваля FUTURUM спустя шесть лет?

Иван: Да, мы стремимся быть в авангарде, с устремленным взглядом в будущее. В большинстве своём, к нам приходят молодые хореографы с новыми идеями. Но со временем сложилось так, что фестиваль стал состоять из двух блоков. Первый, если можно так выразиться, ближе к людям, в сторону коммерческого контемпорари. А второй, как раз про танец, экспериментирующий с новыми формами и идеями. Мы бы хотели, чтобы фестиваль полностью состоял из таких работ, как во втором блоке. Но не находим пока достаточного количества соответствующих заявок. По нашим наблюдениям среди самой аудитории запрос на понятный и эффектный для восприятия танец очень высок. На такой танец зрителей приходит больше. 

Анастасия: Очень многое зависит от того, какие заявки приходят. Мы не приглашаем целенаправленно хореографов. Есть форма заявки, на которую может заявиться любой желающий. Поэтому каждый год фестиваль получается разным. Второй блок действительно держит фокус на инновационное, экспериментальное развитие танцевальной формы и идеи, а в первом блоке концентрируются работы эстрадные. Замечу, эстрадные по хореографии, идея в них играет не меньшую роль. Мы не возьмем на фестиваль номер, где есть только хореография, насколько бы сильной она не была. Идея, глубина её раскрытия и проживания необходима для хорошей постановки.

Мы сделали вывод, нельзя зацикливаться на чем-то одном. Futurum смотрит в будущее, и контекст таков, что современный танец разный, многогранный.            

Иван: За счет заявок мы получаем некоторый срез года о современном танце, который сейчас есть в России. 

Какие танцевальные традиции вам хотелось бы укоренить в рамках фестиваля Futurum?

Иван: Современному экспериментальному танцу, также как эстрадному и коммерческому тоже нужна большая сцена. При всем разнообразии танцевальных фестивалей, зритель у них по сути один и тот же. Зачастую складывается ощущение, что мы знаем буквально по именам нашу аудиторию. Пока современный танец не будет в театре и на главных площадках, традиции не будут укореняться. По тому срезу о современном танце, который мы получаем каждый год за счет заявок, ясно, что оба направления существуют параллельно. И нам интересно их продвигать. Мы не хотим отказываться от эксперимента. Наш зритель находит для себя что-то как в первом отделении, так и во втором. Иногда даже получается так: посмотрев эстрадный танец, зритель втягивается и готов воспринимать эксперимент. 

Отдельно хочется сказать про общение со зрителем со сцены: мы в поиске форматов, но пока коммуникация сложная. Зритель скорее отмалчивается, чем готов общаться и открыто высказывать свое мнение. Хотя некоторые подходят после показов, и дают обратную связь. Это взаимодействие еще предстоит выстраивать. У нас даже появилась идея проводить пресс-конференцию по итогам фестиваля, чтобы можно было вместе обсуждать увиденное.   

На Futurum V впервые появилась детская программа. В этом году она стала смешанной, так как возрастные рамки расширились, и теперь конкурсная программа идет 2 дня. Каким вы хотите видеть творчество детей на сцене?

Иван: Самый маленький блок в конкурсной программе — 9-11 лет. И как ни странно очень много грустных работ ставится на детей. На следующую возрастную группу номера идут уже посветлее, но все равно общая тенденция такая: все ранены грустью. И фестивальная программа, к сожалению, не исключение.  

Анастасия: Нам очень хочется видеть хороший технический уровень в детской программе и ясно выраженную идею, которая раскрывается через танец. 

Иван: Да, верно, помимо техники важны драматургия или эмоция, чтобы не было движения ради движения.     

Анастасия: На ребенка довольно сложно ставить сольные номера. Нередко среди заявок встречаются ситуации, когда ребенок сильный, но на уровне идеи танец совершенно не раскрывается. 

Иван: Важно, что в нашей конкурсной программе нет лауреатства, а только один победитель в номинации солист, дуэт и коллектив. Дополнительно есть еще танцевальные премии. Мы хотим, чтобы среди участников развивалась здоровая конкуренция, поэтому образовательная программа рассчитана так, чтобы все знакомились друг с другом. Дети смотрели на взрослых и наоборот. Тогда каждый получает от процесса и удовольствие и развитие. 

Анастасия:  Как показывает практика, если убрать конкурсную составляющую, то некоторые коллективы не хотят ехать только ради развития, новых знаний или знакомств. Но те, кто уже получил достаточный опыт участия в фестивалях, сразу понимают и по достоинству оценивают идею одного победителя (за каждый номер получать лауреатство уже не привлекательно). 

Иван: Я заметил, что благодаря образовательной программе, детям становится не так обидно за проигрыш. Она стирает чувство зависти. 

Анастасия: Немаловажно, что конкурсная программа позволяет показывать участникам не только отдельные номера, но и целые спектакли хронометражем до 20-30-ти минут. В отдельных номерах и в полноценных спектаклях участникам помогают выставить на сцене профессиональный свет, что поднимает постановку на более высокий уровень.

Поговорим о творческой свободе и конформизме. С чем вы сталкиваетесь больше, когда отбираете работы участников? 

Анастасия: Мне кажется, на нашем фестивале много свободы. Это касается выбора тем: мир, война, боль, домашнее насилие, — обо всем этом наши участники говорят. Но нередко бывает, что хореограф может заложить одну мысль, а зритель увидит совершенно другую.

Иван: Любопытно, в прошлом году я поставил спектакль “Регистрация дыхательных движений”, который сегодня звучит злободневно, но тогда его мало, кто понял. 

О чем был Ваш спектакль?

Иван: Много пластов: про утекание мозгов на Запад, про образ диджея, музыке которого приходится всем подчиняться. Спектакль выложен в Вк, его можно посмотреть онлайн. 

Но в этом может быть некоторый упрек в сторону автора. Если зритель уходит после спектакля не поняв, о чем постановка, на кого сетовать: на хореографа или на зрителя?

Иван: Попробую ответить так: в основном зритель приходит отдохнуть. А у современного танца изначально цель была другая, чтобы зритель уходил и думал. Мы вышли из подвалов и камерных площадок, на которых говорили о своих внутренних проблемах и сильных переживаниях. Сейчас вектор меняется. Важно, чтобы зритель получил эмоцию. Он может ничего не понять, но рефлексия на тему того, а что за эмоцию я получил также важна для зрительского опыта.             

Анастасия:  Постановки и профессиональный уровень хореографов очень разные. Есть те, кто умеет сделать свою постановку законченной и понятной для зрителя, а есть те, кто этого не умеет, потому что, например, не знаком с режиссурой. Почему для меня так важен пример с театрами: там есть режиссер, хореограф и целый штат людей, работающих над постановкой — свет, звук, костюмы. Но чаще всего из-за отсутствия финансирования обо всем этом вынужден думать один человек. И не всегда хореограф может так развиться, чтобы уследить за множеством деталей. У кого-то получается привлечь нужных специалистов. Но это в том случае, если имеется уже определенный бэкграунд и профессиональные знакомства. Получается, человек — оркестр, это не всегда хорошо. 

Иван: Есть еще одна проблема, она заключается в том, что в хореографических вузах не преподают драматургию. В эту сторону начинается определенное движение, но когда мы учились, ничего подобного не было. Нас не учили тому, через какие художественные средства можно воплощать собственные идеи. Хотя эти знания можно почерпнуть через кино. Надо только переложить их для танцовщиков и хореографов.

Чем вам запомнились участники Futurum VI?

Андрей Разживин из Самары представил завораживающее «Соло для ваших глаз», полное лирики и самовыражения. Трогательный дуэт Анны Маркеловой и Алексея Морозова из Москвы «Посидим, помолчим» не оставил, кажется, равнодушным ни одного зрителя. Московский танцевальный театр «Звон» в постановке «Точка внимания» заставил задуматься о природе внимания и его роли в нашей жизни.  Тема любви и неразделенных чувств нашла свое отражение в спектакле Лилии Симоновой (Москва) «Я к вам пишу, а вы молчите…», созданном по мотивам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Артисты DNA dance company из города Киров в постановке «Э}{О» исследовали тему феномена эха. 

Театр танца «М’Арт» из Архангельска представил спектакль «Сила притяжения» о сложных взаимоотношениях, притягивающих и отталкивающих людей друг от друга.  Дуэт Руслана Летунова (Тамбов) и Даниила Кирилко (Пенза) «Гёмбёц для Айвазовского» удивил необычным сочетанием танца, геометрических форм и музыки. Полина Краснова из Москвы в сольном номере «Пар над не сваренным рисом» продемонстрировала невероятный контроль над телом и виртуозную технику.  Марина Ижецкая и Иван Сачков из Санкт-Петербурга с юмором рассказали о сложностях парной работы в танце в спектакле «PRO отношения». Paivast dance company (Москва) обратились в своей постановке «Part 5. Euphoria» к теме насилия и поиска прощения.

Особое место в программе занял спектакль  «Такесика.Игра.» Театра современного танца «Всем телом» (Москва) – специального гостя фестиваля. Артисты исследовали язык прикосновений, создав на сцене чувственный и метафоричный перформанс. 

Ваши планы на следующие пять лет. Или загадывать бесполезно? Нужна ли фестивальная стратегия на будущее?

Иван: Многое упирается в финансы. Сейчас мы себя финансируем сами, а хотелось бы найти партнеров. Но главное, хочется полных залов на фестивальной и конкурсной программе. Потому что есть много интересных участников, в том числе и среди детей. Они практически не уступают взрослым. Еще мы будем думать над тем, как вовлечь зрителей. Как расширить образовательную программу. Например, очень хочется добавить лекторий и отдельный блок — спектакли от участников. Правда, это довольно дорогостоящее мероприятие, но оно того стоит. 

Анастасия: Фестиваль современной хореографии Futurum растет и развивается, и всегда ищет новые возможности для танцоров и педагогов. В ближайшей перспективе, в 2024-2025-ом году участников ждут:

Интенсивы: В марте и мае 2025-го года мы проведем тренинги по современной хореографии.
Лаборатория: В рамках лаборатории участники (отбор по видео) будут создавать новую постановку с куратором, которая будет представлена на фестивале Futurum.
Онлайн-лаборатория для педагогов: Мы запустим онлайн-лабораторию с разбором важных аспектов постановки: свет, музыка, костюм, композиция. Педагоги смогут поставить свой номер с обратной связью от кураторов.
Futurum Показы: В течение года мы проводим показы работ длительностью от 15 минут.
Mango Fest: Новый фестиваль современного и эстрадного танца! Он отличается от Futurum наличием элементов эстрады. Например, соло в африканской тематике не прошло бы отбор на Futurum, так как идейно он более эстрадный. Mango Fest даёт возможность сильным номерам эстрадного характера получить сцену.

В далекой перспективе, хочется, чтобы фестиваль длился минимум неделю, и в него входили бы уже существующие форматы: фестивальная, конкурсная и образовательная программы, а также вечерами можно было посещать спектакли. Еще у нас есть такой формат как индивидуальное общение участников с жюри. Это занимает много времени и человеческого ресурса, но очень важная часть в фестивальной коммуникации, которой мы гордимся. 

Таким мы увидели перевал фестиваля современной хореографии FUTURUM.

Дальше: смотрим в будущее бесстрашно! 

Контакты организаторов фестиваля: © FUTURUMFEST.RU

©Dozado 2024