В МАМТе снова премьерный вечер одноактовых балетов – «Брянцев/Гёке/Нахарин». 5 апреля показали «Призрачный бал», «Одинокий Джордж» и «Минус 16».
«Призрачный бал» — возобновленная работа бывшего хореографа балетной труппы МАМТа Дмитрия Брянцева, созданная в 1995. Приглушённый рассеянный свет, тюль по периметру, колышущиеся как от ветра. Пять пар-призраков вышагивают в вальсе. Пять дуэтов, каждой паре свой цвет – и в костюмах, и в освещении. Балет романтический во всех отношениях: Шопен самый явный представитель музыкального романтизма; балерины же почти не касаются земли в долгих поддержках и переносах, семенят в воздухе ножками, пока их юбки летают как крылья мотылька – типичные Сильфиды, «им только крылышек не хватало, так они порхали».
«Одинокий Джордж» Марко Гёке – самая молодая постановка из трёх – ей всего три года. Названа она в честь столетней черепахи, последней в своем подвиде Абигдонских слоновых, которая жила на Дарвиновской исследовательской станции на одном из Галапагосских островов и умерла в 2012, так и не оставившая потомства.
Хореография в постановке типичная для Гёке и сразу узнаваема: пилюще-режущие руки-ноги, кромсающие пространство, трясучка в руках, изоляция корпуса от ног. Плюс черепашьи гребущие лапки, хищное шипение и хрип задыхающегося животного. Накал и напряжение, которого много в движениях, усиливает «Струнный квартет №8» Шостаковича – знаменитое произведение «памяти фашизма и войны».
Сверху сваливаются заросли пластиковых водорослей, танцовщики медленно уходят за кулисы (в небытие), один из них предсмертно хрипит.
Хореографию Гёке долго смотреть тяжело, но в «Джордже» по времени как раз, и танцовщики потрясающе справились с хореографией.
А в марте на Флаконе была выставка «Крохотная смерть» фотографа Григория Шелухина, посвященная теме загрязнения земли и вод пластиковыми пакетами. На фото артисты МАМТа в целлофане соответственно.
«Минус 16» первая работа Охада Нахарина, перенесенная на московскую труппу. Это компиляция из старых постановок. Почти 20 лет назад его компания «Бат-шева» впервые исполнила ее в Гааге. Нахарин вообще ставит только на свою компанию, а на другие просто переносит уже созданные работы. «Минус 16» это просто номер как в каталоге, сам Нахарин не знает, почему он ее так назвал: «Это празднование танца».
«Когда мы учим движения, мы не говорим о смысле, мы говорим о диапазоне и текстуре движения, о деликатности, скорости, динамике», — говорит Нахарин в интервью для Laperson.
Постановка состоит из разных частей — отрыв под «Хава нагилу» сменяет лирический дуэт под Вивальди. Потом аккумулирующий энергию танец на стульях под пасхальную песню, где танцовщики скидывают в центр по одной вещи, снятой с себя, а потом уходят в зал и выбирают себе по зрителю, с которыми танцуют мамбу на сцене.
«Движение идет от инстинкта, способности посмеяться над собой, это связь наслаждения и усилий, которые затрачиваются во время танца»
И вроде закончили, занавес упал, ан нет — поднимается, а там они открываются в свое удовольствие. Здесь нет композиции, это нарезка, в свободной форме, и танцовщики чувствует себя также – свободно, танцуя и «празднуя танец» вместе со зрителями.
Текст: Нина Кудякова