Наедине с хореографом

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

У театрального фотографа Яны Горбачевой давно зрела идея — показать не только результат, который хореограф визуализирует на сцене, но и невидимый глазу зрителя процесс переживания хореографом своей постановки.

Так появилась серия фотографий с финалистами и победителями разных лет Конкурса молодых хореографов фестиваля Context — Эрнестом Нургали, Анной Щеклеиной и Ольгой Лабовкиной.

В этом году IX Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva вышел на новый уровень и выступил продюсером нескольких постановок своих финалистов: «Без имён», хореограф Эрнест Нургали, «Ренессанс 2021», хореограф-постановщик Анна Щеклеина, «Не будите спящую собаку», хореограф-постановщик Ольга Лабовкина.

Для молодых хореографов это оказалось возможностью создать спектакли с полномасштабными декорациями, костюмами, в соавторстве с российскими и зарубежными композиторами, художниками и сценографами, с участием танцевальных компаний и театров из Уфы, Воронежа, Казани.

Фотопортреты Эрнеста, Анны и Ольги были созданы буквально за несколько часов до премьеры их спектаклей на Вечере современной хореографии фестиваля Context. В этот же день Яна провела небольшое интервью с хореографами, задав им по три одинаковых вопроса. И, наконец, поймала в свой объектив сами постановки, только уже из зрительного зала.

По мнению Яны, так у нас появляется больше граней, чтобы взглянуть на мир, который создают хореографы.


ЭРНЕСТ НУРГАЛИ

©фото — Яна Горбачева

Эрнест Нургали начал свой путь на фестивале в 2017 году с участия в лаборатории Mind and Movement, которую фестиваль проводил совместно с Wayne McGregor Studio и стал победителем Конкурса молодых хореографов 2020 года. На вечере современной хореографии Эрнест представил спектакль «Без имён», поставленный для балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, г. Уфа.

©фото — Яна Горбачева

С чем связан выбор темы спектакля, повлияло ли на Вас какое-то событие?

Это один из немногих спектаклей, если не первый, в котором основная концепция взята не из моего личного опыта, а из опыта моих друзей и знакомых. Чаще всего идеи для своих постановок я долго вынашиваю, а здесь всё случилось спонтанно.

Когда фестиваль Context предложил мне поставить спектакль, я согласился и приехал в Уфу с множеством идей. У меня была возможность выбора: из балетной труппы, состоящей порядка тридацати человек, я отобрал шесть артистов. Но сначала было не просто найти нужные ресурсы, я не мог определиться с концепцией. И когда уже пообщался с артистами телесно в рамках танцевального зала, нашёл решение.

Практически за 10 дней мы поставили спектакль под метроном. Для меня это оказалось особой историей — создать хореографическую постановку без музыкального материала. Сначала темпоритм был спокойным, а потом когда мы всё выучили, сделали темп быстрее. Позже вместе с фестивалем мы нашли композитора (Фредерик Жарабо — композитор, пианистка, театральный художник-технолог. Живет в Женеве, — прим. ред.). Я расписывал ей по тактам, сколько длится каждая сцена, она написала музыку.

В процессе создания спектакля были моменты, которые приходилось решать не с пятого и даже не с десятого раза, прежде чем мы к чему-то приходили: в плане концепции, костюмов, музыки. Но любые трудности — это всегда открытие и опыт. В итоге идея спектакля свелась к тому, что у нас получился сеанс психотерапии, где каждый герой рассказывает свою историю.

Как Вы взаимодействовали с артистами?

Когда начался репетиционный процесс, мы исходили из структуры спектакля, в нём у каждого из героев есть свои монологи, и артисты включаются в эти истории, перетекая из образа в образ. Если говорить о методике, которую я использовал в постановке, то это закрепленная импровизация и мой личный материал. Я давал хореографию, которую сочинял сам; второй вариант, мой самый любимый, когда приходил и сочинял хореографию здесь и сейчас; и третий вариант — я давал задание артистам, чтобы они делали свои эскизы, из которых потом что-то выбирал, добавлял, корректировал. Это коллаборация артистов и хореографа. В постановочный период мне было важно собрать людей для сотворчества, можно сказать ассистентов, которые помогли бы создать спектакль, дать ценный оригинальный материал.

Какое будущее у этого спектакля?

Было непросто, чтобы эта работа втанцевалась в ребят. И я бы хотел, чтобы в этом материале танцовщики и танцовщицы смогли максимально раскрыться, плавать в нем как рыба в воде. Сейчас это пока премьера, для них много новых факторов: реквизиты, костюмы, свет, сцена.

Я знаю, что театр взял этот спектакль в свой репертуар. Вижу эту постановку с одной стороны гораздо более легкой, а с другой — гораздо более сильной в плане материала, лексики. Я не скажу, что это рубашка на вырост, но там еще есть над чем поработать.

Я не из тех людей, кто любит по десять раз что-то менять. Со своей стороны я делаю всё возможное с точки зрения хореографии, и сейчас дело стоит за тем, чтобы всё это втанцевалось в тела артистов, чтобы они были более свободные и уверенные, не в плане структуры спектакля, а в плане энергетики.

«Спектакль «Без имён» хореографа Эрнеста Нургали даст слово незнакомым друг с другом героям. Участники постановки, будто на сеансе групповой психотерапии,  откровенно расскажут свои истории и поделятся тайными и сокровенными, не дающими им покоя желаниями и мечтами. Музыка к спектаклю создана композитором Фредерик Жарабо, в постановке принимают участие артисты балетной труппы Башкирского театра оперы и балета» (live.contextfest.com)


АННА ЩЕКЛЕИНА

©фото — Яна Горбачева

Анна Щеклеина финалистка и участница Конкурса молодых хореографов 2018 и 2019 годов, а также одна из постановщиков фильма «Слепок», выпущенного в марте 2021 года. На вечере современной хореографии Анна представила спектакль «Ренессанс 2021», поставленный для танцевальной труппы Воронежского Камерного театра, г. Воронеж.

©фото — Яна Горбачева

С чем связан выбор темы спектакля, повлияло ли на Вас какое-то событие?

Наверное, каждый спектакль появляется из событий, но не обязательно, чтобы они были конкретные, это может быть какая-то связь событий.

Когда фестиваль Context предложил мне поставить спектакль для Вечера современной хореографии, я просто села и стала автоматически писать какие-то откликающиеся мне слова, фразы, темы, и из этого потока появилось слово «ренессанс». Это очень отзывающееся во мне понятие. Это о том, как я чувствую время. Не конкретно пандемию, в которой мы все оказались, а вообще, как проходит время, какой взрыв — творческий, психологический, технологический — оно несёт. Например, люди, если можно так сказать, становятся взрослее в своей психологической грамотности, больше тех, кто начинает понимать что-то про себя, про своё поведение, природу.

Я тоже нахожусь в этом потоке своих современников. Очень многие сегодня занимаются самопредставлением в хорошем смысле слова. Мне захотелось показать на сцене энергию празднования открытости, свободы, смелости, чего в современном танце не так уж и много. Я за смелость и громкость. И всё это соединилось у меня в слово «ренессанс» и цифру 2021.

«Ренессанс 2021» — это телесный процесс проживания подъема, т.е. когда много людей начинают переживать энергетический подъем — это удивительно. Это рождает что-то новое.

Тема рождения здесь ключевая. Можно даже сказать, это про беременность собой: я ощущаю внутри себя мир, он есть, он целостный, и я его буду защищать. Т.е. это не про рождение другого человека, а про рождение внутреннего я.

Красный цвет в спектакле не несет прямой ассоциации с кровью, для меня это краска, которая олицетворяет подъем. Столько заряда есть только в красном. А кровь, плацента как что-то конкретное или любые другие абстрактные ассоциации — соединяйте уже все эти смыслы сами. Я не против разных ассоциаций.

Как Вы взаимодействовали с артистами?

Я обожаю работать с артистами, это самое интересное в моей работе. Она строится на принципе ясности диалога между мной и танцовщиками. Они транслируют мою идею, я проявляюсь через них — это удивительно. Также я могу проверить, насколько ясно они включили эту идею для зрителей.

У нас всегда очень много разговоров, тренингов, свободы. Важно, чтобы артисты также вкладывались в процесс и что-то предлагали своё. Я работаю только с сотворцами. Иногда вижу, что какие-то мои конкретные индивидуальные вещи на них не работают, тогда я от них отказываюсь. И работаю только с тем, что работает на индивидуальностях.

Какое будущее у этого спектакля?

Если говорить технически, спектакль «Ренессанс 2021» теперь появится в репертуаре Воронежского Камерного театра. И это круто! Мне очень интересно, как эта работа будет жить, потому что я чувствую, её ждёт много отзывов, самых разнообразных, в том числе неоднозначных. Как это будет сказываться на уверенности ребят?! Надеюсь, с каждым показом они будут расти в своей смелости. Мне хочется, чтобы это было такой опорной точкой — «Ренессанс 2021», к которой можно будет возвращаться, своего рода готовая формула проживания подъема. Думаю, у этого спектакля есть шанс остаться актуальным.                      

«Спектакль «Ренессанс 2021» хореографа Анны Щеклеиной обратит внимание зрителей на вопрос внутренней свободы и признания себя. Исследование интеллектуальной телесности, расслабленного и действенного присутствия, поиск внутренней силы и свободы — вот главные задачи вдумчивой хореографической работы молодого российского постановщика. Работа поставлена специально для артистов труппы современного танца Воронежского Камерного Театра и фестиваля Context. Diana Vishneva» (live.contextfest.com).

©фото — Яна Горбачева

ОЛЬГА ЛАБОВКИНА

©фото — Яна Горбачева

Победитель Конкурса молодых хореографов 2017 года. На вечере современной хореографии Ольга представила спектакль «Не будите спящую собаку», поставленный для Театра танца «Дорога из города», г. Казань.

©фото — Яна Горбачева

С чем связан выбор темы спектакля, повлияло ли на Вас какое-то событие?

Принято считать, что какое-то личное событие вдруг должно повлиять. Так, конечно, часто бывает, но у меня было всё проще, я искала воплощение замкнутой ситуации. Мне очень нравятся замкнутые ситуации, потому что они проявляют человеческую натуру, как будто бы выводят всех на чистую воду.

Мы нередко видим фильмы, где действие разворачивается в замкнутом пространстве. Допустим, все застряли в лифте и начинает выяснятся много неожиданного, люди что-то узнают друг о друге, испытывают серьезное психологическое давление. И очень часто в такие моменты они теряют человеческий облик. Но через отрицание себя может случиться перерождение и трансформация личности. Именно это состояние меня интересует в людях.

Когда мы думали над постановкой, Лилия Александровна Багаутдинова, руководитель Театра танца «Дорога из города» (г. Казань), посоветовала посмотреть фильм «Не будите спящую собаку» по пьесе английского драматурга Джона Пристли. Это наш российский фильм с прекрасным актерским составом. Многие темы, затронутые там, мне очень отозвались, и мы начали раскручивать каждую, накидывая на неё физические задания и физические образы.    

Как Вы взаимодействовали с артистами?

Когда я работаю с танцевальной компанией, это всегда комбинация моего поставленного текста и текста, предложенного самими артистами, но через мои поставленные задачи перед ними. Это соавторство.

Я считаю, что хореограф не всегда должен показывать свой танцевальный материал: мы все созданы по-разному и ощущаем тело по-разному; у каждого свой бэкграунд; другая степень телесной осознанности; разная подвижность суставов и разные движенческие привычки, поэтому мой материал не всегда бывает органичен на других исполнителях. Мне гораздо интереснее, чтобы артисты подключались не только как физические исполнители, а скорее как мыслящие люди, которые творят своими ощущениями, опытом, знаниями, т.е., подходят к процессу творчески. Здесь коллаборация происходит на более глубоком уровне для меня.     

Какое будущее у этого спектакля?

Будущее в свете последних реалий, которые случились во всём мире, пока довольно размытое. Но я могу сказать, к чему хотела бы стремиться. Я бы хотела показать эту работу на как можно большем количестве фестивалей. Хочется, чтобы спектакль жил, чтобы артисты выходили на сцену, потому что нам всем это необходимо сейчас. Необходимы встерчи со зрителями, необходимо углубление нашего понимания материала, а это происходит иногда от того, какой фидбэк мы слышим от зрителей.

Также вне фестивалей я бы хотела развернуть гастрольную деятельность. Кроме этого, у нас есть довольно интересный план: мы уже начали съемки кино, т.е. эта работа будет представлена ещё и как кинотанец, в жанре фильма-спектакля. И тогда у неё появится ещё один виток жизни, ещё одно информационное поле. Мы все этого очень ждем.        

«В основу спектакля «Не будите спящую собаку» хореографа Ольги Лабовкиной легла одноименная пьеса английского драматурга Джона Пристли. Ограниченное пространством одной комнаты, действие также замкнуто в пределах одного вечера, а его двигателем становится стремление всех героев к правде и справедливости. Скованность ситуации провоцирует человеческую натуру на проявление скрытых, тайных сторон. Это позволяет хореографу и артистам театра танца «Дорога из города» проникнуть в психологию поворотного момента, изменяющего мир человека. Спектакль через пластический язык позволяет зрителю задать непростые, важные вопросы самому себе, опираясь на микросюжеты и метафоры, возникающие в нюансах и образах визуальной игры» (live.contextfest.com).

©фото — Яна Горбачева

Идея, фотографии, интервью Яна Горбачева

Текст подготовила Светлана Польская

Отдельная благодарность за техническую поддержку:

Художнику по свету Александру Романову и Юлии Константиновой