В декабре 2021 года журнал Dozado выступил информационным партнёром конкурса видеороликов «Собачий вальс» (танцы с домашними питомцами), организованным компанией Mad Rabbit. Предлагаем вашему вниманию интервью с одной из финалисток конкурса — Полиной Артюх.
Полина Артюх, зоопсихолог и основательница клуба кинологического фристайла во Владимире «Dog&Roll».
— Почему Вы связали свою жизнь с собаками? И в какой момент поняли, что это может быть Вашей профессиональной деятельностью?
Я всю жизнь хотела собаку, сколько себя помню. Это было почти как в мультфильме «Варежка». Мечта исполнилась в 13 лет. У меня появилась колли – великая умница и моя душа. Мы понимали друг друга с полувзгляда, выучили много цирковых трюков, но мне всегда казалось, что её интеллектуальный потенциал не реализуется в полной мере.
Однажды я наткнулась в интернете на форум с консультациями зоопсихолога Наталии Дмитриевны Криволапчук. Написала ей, что хочу у неё учиться, и она пригласила меня к себе, в Санкт-Петербург. Это были очные индивидуальные занятия, стажировки, затем телефонные и онлайн консультации и наставничество. В итоге я не только прошла программу спецкурса прикладной зоопсихологии, который Наталья Дмитриевна читала в Санкт-Петербургской академии ветеринарной медицины, но и немного поучаствовала в её работе над учебником по зоопсихологии.
С тех пор я начала работать с собаками других людей, а свою, к тому времени уже 10-летнюю, обучила новым навыкам, опровергнув поговорку о том, что старую собаку якобы нельзя научить новым трюкам. И отношения наши стали еще глубже. Лори прожила долгую жизнь, до последних дней сохраняла активность и интерес к этому миру.
— В одном исследовании, посвященном профессиям будущего, говорится, что специалисты, обучающие животных, будут очень востребованными. Почему, на ваш взгляд, намечается эта тенденция?
В начале своей карьеры зоопсихолога я много сил отдавала просвещению. У меня даже была авторская программа о поведении животных в прямом эфире на областном радио во Владимире. Тогда, в 2003 году, это было чем-то революционным. Одни смеялись и даже крутили пальцем у виска: «Какая-такая психология животных, у них же всё просто — одни рефлексы. Кнут и пряник – вот и все секреты». С другой стороны, знания и методы зоопсихологии оказались востребованы теми, кто не мог решить поведенческие проблемы питомцев методами классической дрессировки.
За последние 20 лет методы и подходы дрессировки изменились, она всё больше опирается на знания из области психологии животных. Механика в армейском стиле уже, мягко скажем, не в моде. Эти перемены происходят в связи с меняющимся запросом общества, где собака постепенно превращается из профессионального помощника в компаньона.
А это другие условия содержания (теперь она гораздо ближе к человеку, иногда даже спит в его кровати), и, соответственно, требования к поведению. Профессиональные навыки, скажем, охранника или охотника, компаньонам зачастую вредят. Поэтому последние годы все больше востребованы разные специалисты, которые помогают достичь гармонии в отношениях семьи с питомцем. И эта тенденция будет сохраняться, пока вновь не будет пересмотрена роль домашних животных в жизни человека.
— Расскажите о своём образовании в области зоопсихологии. Кто Ваши учителя, на кого ориентируетесь?
Пандемия стала благословенным временем для развития образования в области зоопсихологии. Ведущие мировые специалисты вышли в онлайн, благодаря чему круг профессионального общения резко расширился. Появилась возможность слушать лекции специалистов, совершивших очень важные открытия в области поведения животных, например, основателя метода ТиТач Линды Теллингтон-Джонс и её сподвижников, а также Тюрид Ругос, описавшей сигналы примирения (по сути, язык собак), общаться с врачами поведенческой медицины ведущих клиник страны (отрасль ветеринарии, изучающая взаимосвязь физиологии и поведения животных, прим. ред.). Обмениваться информацией с дрессировщиками уровня чемпионов мира, практикующими коллегами из разных уголков страны. Это мощный толчок, как для личного профессионального развития, так и для отрасли в целом.
— В относительно недавнем исследовании Би-би-си (BBC) говорится о том, что отношения между человеком и собакой будут ещё больше эволюционировать. Лично Вам какую сторону интересно развивать во взаимодействии человека и собаки?
Собаки зоопсихолога – это всегда участники эксперимента. С первой собакой он был в области геронтологии (наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения). На второй своей собаке, ризеншнауцере, я исследовала границы интеллектуальных возможностей. Они оказались шире, чем в 2004-2005 годах было принято думать. Тереза различала цвета, могла делать выборку предметов нужного цвета и сортировать предметы по формам по цветам, могла считать в пределах шести…
С Тайной мы занимаемся трюковой дрессировкой, фристайлом (очень прокачивает навыки обучения собак методом положительного подкрепления). Но главное во всем этом – тонкая настройка друг на друга, эмоциональная связь, эмпатия, за что, собственно, мы и любим собак. Развивать, укреплять и гармонизировать эту сторону отношений – вот самое интересное в моей работе.
КИНОЛОГИЧЕСКИЙ ФРИСТАЙЛ — танцы с собаками. Особый вид дрессировки, сочетающий в себе танцевальные и спортивные элементы, которые выполняются под музыку человеком и собакой.
— Какие требования выдвигаются к участникам соревнований по кинологическому фристайлу. И принимали Вы участие в подобных конкурсах?
По кинологическому фристайлу проводятся чемпионаты Европы и мира. Россия – мировой лидер в этом виде кинологического спорта. Мне довелось быть участником тренировочного лагеря сборной команды нашей страны, учиться у легендарной Полины Ильиной. Это, конечно, впечатляющий опыт. Но здесь, как и в танцах, есть профессиональный балет, а есть занятия для души и здоровья.
Танец для соревнований – это как произвольная программа в фигурном катании. Пара показывает максимум того, что умеет в пределах правил. При переходе из класса в класс увеличиваются хронометраж танца и сложность трюков, усложняется идея номера. Выступления мастеров — это 4-минутные спектакли в ринге, где каждое движение просчитано и отточено.
Мы с Тайной выигрывали соревнования в начальных классах, а потом решили остановиться на любительском направлении (показательных выступлениях и миниатюрах для ТикТока).
В своей работе с проблемными собаками я использую элементы фристайла в качестве терапии.
— Как Вы придумываете танцевальные номера? Нужны ли здесь хореографические навыки? Умеют ли собаки слышать музыку (на что лучше реагируют — мелодию или ритм)?
В кинологическом фристайле номера строятся под собаку с учетом её естественного ритма. Танец составляется из трюков, которые собака выполняет по команде напарника. Они подаются голосом и жестом.
Высший пилотаж – вписать жестовые команды в хореографию, чтобы они не были заметны со стороны – такие условные сигналы, известные только вам с собакой.
Чтобы танец выглядел органично, спортсмены высокого уровня привлекают к постановке танца хореографа. Мне помогает мой спортивный опыт в фигурном катании.
СОБАКА И МУЗЫКА
Что касается музыкального сопровождения номера, собаки его запоминают и узнают даже через много лет. Как правило, оно вызывает возбуждение, потому что это состояние всегда сопровождает работу. Но собаки сами по себе не склонны двигаться в ритм музыки. Тайминг – это целиком задача дрессировщика, который должен вовремя подавать команды с учетом времени реакции на них собаки.
При выборе музыки следует также учитывать особенности собачьего слуха и восприятия. Труба, например, часто действует на собак слишком возбуждающе. Многократные повторения одного и того же паттерна раздражают, поэтому при отработке небольших отрезков танца мы используем наушники. И стремимся, чтобы с музыкой у собаки были исключительно приятные ассоциации, тогда она помогает приводить четвероногого артиста в рабочее состояние.
СОБАКА И ЛАКОМСТВА
— А что такое метод положительного подкрепления, о котором Вы упоминали ранее? В чём заключается его особенность?
Собак-танцоров обучают иначе, чем людей. Им бесполезно говорить: «Тяни носок и докручивай туры, вот здесь поднимай лапу выше, а тут ты вообще халтуришь». Если дрессировщик видит изъяны в танце, то это его ошибка (недоработка), а не собаки.
Так что если хочешь красивый арабеск от своего четвероного партнёра, то наполняешь карман лакомством и угощаешь собаку за каждый арабеск.
В итоге она начинает любить этот элемент и всё больше старается. И тут уже отлавливаешь и подкрепляешь лучшие попытки. Моя собака никогда не слышит ругани, критики или недовольства, для неё танцы – это исключительно позитивный опыт, она всегда молодец, поэтому Тайна всей душой любит как занятия, так и выступления, во время которых она получает положительные эмоции не только от меня, но ещё и от зрителей.
Еды при таком подходе уходит много, поэтому мы режем её на очень маленькие кусочки, которые собака проглатывает за полсекунды, иначе занятие затянется, а танцор растолстеет.
Если вы захотите научить свою собаку танцевать, Полину Артюх легко можно найти в соцсетях: Группа Вконтаке «Dog&Roll Танцы с собаками во Владимире», Тик Ток и Инстаграм @sobakataina
А натуральные гипоаллергенные лакомства для собак и кошек от компании MAD RABBIT будут отличным подспорьем. Инстаграм @mad.rabbit.eco
Интервью подготовила Светлана Польская
©Dozado 2022