Дмитрий Цыбульский: 180 секунд физики танца

размещено в: URBAN | 2

Я не раз замечала: если оригинальное произведение кто-то решился повторить или дать ему новую интерпретацию – для автора это означает признание его таланта. А если танец профессионального танцовщика смог повторить ребёнок, что значит это? Так ли просты были движения или перед нами оказался маленький гений?

Эта история о танце, который был создан хореографом Дмитрием Цыбульским и о ребёнке, который его повторил.

Дмитрий ЦыбульскийДмитрий Цыбульский — хореограф, профессионал с огромным стажем преподавания таких направлений, как: Jazz Modern, Waackin’, Vogue, Dance Hall, Afro Jazz, House, Strip Dance, Belly Dance, Latina, Club Dance; за его плечами работа в телевизионных танцевальных проектах (Новогодние огоньки на НТВ, «Марковна. Перезагрузка» и др.).

Несколько лет назад Дмитрий с командой единомышленников создал лабораторию движения «NШТЕЙN», где был заявлен научный подход к движению. Его слоганы: физика танца, геометрия тела, константа совершенства, сила взаимодействия и динамика мысли. Сегодня это открытый проект в том смысле, что он создан, по нему есть разработки, но пока временно заморожен. А творческая энергия тем временем не терпит и заполняет пустоту.

И в том хороший знак, что этот сюжет про «художника и пустоту» больше похож на детектив, чем на драму. Сначала замысел и поиски его воплощения, потом тупик и выжидательная пауза и так по кругу, пока, наконец, танцевальный номер, хронометраж которого составляет всего 180 секунд (3 минуты), заполнил пустоту черного квадрата сцены в исполнении самого автора.

 

 

 

— Есть ли у этого танцевального номера название?

Д.Ц.: Одна замечательная дама (моя подруга), преподающая историю искусства, как-то назвала его «Мистерия вьюги». В номере используется музыка Вивальди — Зима» из цикла «Четыре времени года», а именно декабрь (первый зимний месяц), что, наверное, и настраивает на что-то мистическое. Такое название возможно, но я лично сам не давал номеру имени.

— Известно, что ваш номер был представлен на презентации знаменитого парфюмерного бренда*, как это получилось?

Д.Ц.: Да, я благодарен представительству известного парфюмерного бренда* в России за то, что они обратились в лабораторию движения «NнштейN» для создания танцевальной композиции, чтобы презентовать свой новый аромат. Но в процессе подготовки у нас получилось целых два номера: первый предложил я – вакинг на музыку Вивальди, который к этому времени уже существовал и был выбран мной, чтобы представить дух самого первого аромата с нотками, назовем их образно — «жесткая рука в мягкой перчатке». А для современной его версии мы придумали номер модерн, где танцуем втроем. Это уже звучало как олицетворение аромата современной женщины, более чувственной и трогательной. Кстати, в Москве, лучше воспринялся номер с трио, а в Питере – с Вивальди, там публика взорвалась просто. Так уж исторически сложилось, что одни и те же балеты Питер и Москва воспринимали всегда по-разному.

* Знаменитый парфюмерный бренд предпочёл остаться неназванным, но читатель, мы думаем, легко догадается, о ком идёт речь.

Дмитрий Цыбульский— Ну, а сама история создания номера, из каких побуждений вы решились поставить именно эту тему?

Д.Ц.: Здесь надо начать с того, как у меня возникло влечение к музыке Вивальди и вообще к музыке эпохи барокко. В юности (80-е гг.) я смотрел телевизор как и все (просто негде было черпать больше информацию), и увлекся одним фильмом. Сейчас уже не помню его сюжет, мне понравилась музыка и героиня, попадавшая в различные истории. Она ездила на стеклянном лифте, то поднималась, то спускалась, бегала по каким-то лестницам. Видимо, меня визуально интересовали именно такие импрессионистские зарисовки. И самое главное – музыка Вивальди была в этом фильме чем-то сверхъестественным, неожиданно приятным и завораживающим. Дальше появилось стремление понять, как под эту музыку танцевать, что можно сделать? Я занимался классической хореографией с 7-ми лет, но не обнаружил там решение этого вопроса, потому что так быстро двигать ногами, делать заноски, например, или пти батманчики – не то. Я отложил всё в сторону. Затем отучившись в Санкт-Петербурге и переехав в Москву, начал работать и попал на мастер-класс Лер Куртельмон (Laure Courtellemont), которая популяризировала в России стили Ragga Jam и Dance Hall. Лер преподавала также вакинг (Waackin’), но поскольку была знакома с носителями этой культуры и училась у них сама, предложила привезти нам своего учителя — Арчи Бернетта (Archie Burnett), очень классного негра, высокого, короткостриженного, с большими руками. Мы занимались с Арчи два дня по 6 часов. Он ставил нам технику, но не было ни одной связки. Мне сейчас не понятно, когда проводят мастер-класс и народу главное, чтобы были именно связки, связки, связки.Мне гораздо важнее погружение в стиль и возможность понять его суть. Только когда ты пропускаешь через себя большой объем материала, ты понимаешь – ты им наелся или нет, или ты хочешь ещё.

Дмитрий Цыбульский— То есть появлению номера на музыку Вивальди помогло то, что вы освоили новые танцевальные стили Waackin’ и Vogue?

Д.Ц.: Да. И ещё пришел тот момент, когда появилась лаборатория движения «NнштейN». В студии в прайм-тайм шли уроки, а вечером мы оставались на креативные посиделки, что-то вместе придумывали. И вот, мы с Оксаной (моей коллегой по лаборатории) уже отзанимавшись вакингом на мастер-классах у Арчи, танцевали и я сделал так: «Пам, пам… — махая рукой над головой – пам, пам…». Ещё в Питере, для анализа музыкальных форм в институте, я купил сборник барочной музыки (мне очень нравилась эта эпоха). И там «Времена года» Вивальди исполнялись на аутентичных инструментах итальянцами. Я слушал многие версии «Времен года» и в частности «Зимы» в исполнении Спивакова. При всём уважении, на мой взгляд, скрипка у него получилась истеричная, это не моя скрипка. Моя в том варианте, что сыграли итальянцы, и под который работаю я.

— В вашем исполнении звучит трек с того самого диска, который вы когда-то купили в Санкт-Петербурге?

Д.Ц.: Да, в подвальном магазинчике, когда у меня еще был портативный проигрыватель компакт-дисков. В нём довольно быстро садились батарейки, что, конечно, огромный минус. И вот, я набрал в айпаде Вивальди, включил первый трек, второй, третий… Потом дохожу до «Зимы» – и вот: «Пам, пам, пам, пам….». Всё, я понимаю, что нужно сделать на основную тему, но не успеваю. Просто физически не успеваю и начинаю тренироваться. Кажется, тогда пространство открылось и произошло провидение свыше.

— В номере вы воплотили образ художника, может, самого Вивальди?

Д.Ц.: Образ безумного гения. В номере есть определенная структура: чёткие (спланированные) моменты и где я иду за собственными ощущениями здесь и сейчас. Я специально оставил эту свободу для образа. Это был момент, когда хотелось утверждаться и, выходя на сцену, пропуская через себя музыку, светить максимально ярко, насколько это возможно.

— Т.е. это воплощение даже не столько личности художника, сколько вообще состояния творчества?

Д.Ц.: Да, это похоже на то, как рука рисует руку у Мориса Эшера. Я как раз в тот период столкнулся с творчеством этого художника и мне он очень понравился.

— Насколько для номера важны знания и техника вакинга (Waackin’)?

Д.Ц.: Если исполнитель чего-то не будет знать или уметь, возможно, это будет выглядеть примерно так: (Дмитрий нашёл в телефоне видеозапись и показал)

 

Д.Ц.: На Сахалин, свою родину — в Оху – я возвращаюсь постоянно. И так получилось, что Юра, сын моей подруги, увидел, как я танцую на сцене во время генеральной репетиции. Я танцевал «Понтозоо» (венгерский танец) из репертуара ансамбля Моисеева и Вивальди. Потом мама Юры рассказывала мне, что он часто просил – «включи Понтозоо», «включи Вивальли», эти видеозаписи он неоднократно смотрел и повторял. Я был поражён: видите, Юра стоит спиной к телевизору и всё делает сам. Как это музыкально чётко и даже без техники он точно передаёт настроение. В идеале это, то о чём я мечтаю: когда я придумывал номер, то слышал все скрипки – бэк-вокал (назовем это задние скрипки), их должен исполнять кордебалет и две главные скрипки (солисты). Но этот вариант, к которому тоже нужно прийти со временем, увидеть и найти тех, кто сделает технически всё правильно. Техника – это путь.

— А существует ли «авторское право» на танцевальную постановку?

Д.Ц.: Возможно, такое понятие есть, но оно не используется. С одной стороны, хореография – это записанные движения, значит, их можно записать, тем более сейчас, когда есть разные средства видеозаписи и потом сказать: «О, вы украли мою хореографию и обязаны заплатить деньги». Мир, конечно, жесток и в нём нужно выживать. Иногда мне присылают видео и говорят: «смотри, они взяли твою хореографию и сделали номер». Да, я вижу, что они взяли ту музыку, под которую я давал на мастер-классе связку. Но я отвечаю: «Да, молодцы!». Единственное, что обидно, не так музыкально получилось, как было изначально придумано, потому что они чего-то не увидели, а у меня не было возможности подправить. Если я увижу вакинг под Вивальди и он будет такой же, как у меня в основных моментах и даже ещё круче, я свяжусь с этим человеком и скажу: «Слушай, ну ты сделал меня!». Значит нужно создавать что-то новое и сверхъестественное, чтобы это невозможно было переплюнуть. Или приглашу сделать этот номер вместе, то, о чём я говорил – на две скрипки, кто знает… Я так устроен, что ищу больше положительного, чем отрицательного. Кстати, я хотел быть юристом, ушел в гуманитарный класс, чтобы занимать углубленно историей, литературой, языками. А потом понял, учиться всю жизнь танцу я согласен, а учиться всю жизнь юриспруденции и читать законы – боже упаси.

— Какие у вас планы?

Д.Ц.: Сейчас я в поисках новых красок – испанских. Это будет новый номер – фламенко. Хочется что-то сделать и прежде всего, поехать в Испанию, показаться кому-то там, и здесь – знатокам испанского танцевального языка, получить благословение. И опять всех удивлять.

 

Интервью провела Светлана Польская

2 ответов

  1. Does your website have a contact page? I’m having trouble locating it but, I’d like to send you an e-mail. I’ve got some ideas for your blog you might be interested in hearing. Either way, great site and I look forward to seeing it develop over time.

  2. Thank you for sharing superb informations. Your site is very cool. I’m impressed by the details that you’ve on this web site. It reveals how nicely you understand this subject. Bookmarked this web page, will come back for more articles. You, my friend, ROCK! I found just the info I already searched everywhere and simply couldn’t come across. What an ideal web site.

Оставить ответ