Путь в вог: интервью с Настей Вест

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

Настя Вест — танцовщица, хореограф-постановщик, педагог, участница и один из лидеров House of West, обладательница статуса Legendary в Балрум Vogue комьюнити. Основательница чаптера дома House of West в нашей стране. Сегодня живет и преподает в Нью-Йорке.

Как вы попали в мир вог?

Танцевать вог я начала совершенно случайно. Я в основном занималась такими танцевальными направлениями как dancehall и jazz-funk, в целом погружалась в танец, изучала себя, искала свой стиль.

В 2009 году в России появилось новое направление Waacking & Vogue, на тот момент эти направления перемешивали, думая, что они схожи, хотя на самом деле это совсем не так. У каждого из них своя музыка, своя база движений, абсолютно разная подача. В 2010 году появилось больше понимания, и они разделились. Мое сердце завоевал Vogue.

Меня очень зацепили грациозные линии, подача, манера. Я сама пришла в танцы из профессионального спорта, синхронного плавания, которое тоже можно назвать танцем. Для меня Vogue и та пластика, которую мы использовали в воде, можно сказать, связались в одно целое. В воге соединились все мои сильные стороны.

В каких балах вы принимали участие?

Все и не перечислишь.

Первым именно балом для меня стал Christmas Ball в январе 2012 года. Это был второй бал в России и, так как мне не удалось попасть на первый, я не могла пропустить такое событие. На этот бал был приглашен Dashaun Wesley, на тот момент отец House of Evisu, который также давал мастер-классы.

Сразу через месяц я поехала в Европу, в Финляндию и в Швецию, где Dashaun уже пригласил меня стать частью его дома. И я была первой Evisu в России. Там же я принимала участие в последующих своих балах.

После этого меня уже было не остановить: я ездила в Эстонию, Германию, Болгарию, а Франция и Швеция стали моим вторым домом.

В США я ездила на очень многие балы по всей стране, как в качестве участника, так и в качестве судьи: Нью Йорк, Джорджия, Мэриленд , Калифорния, Иллинойс, Массачусетс, Пенсильвания, Каролина, Вашингтон.

Какой ваш выход или победа вам запомнились больше всего?

На самом деле, много моих выходов остались в памяти. Один из таких — моя победа в категории New Way в Майами на Pop Ball 11 осенью 2021 года.

Я тогда выиграла 3 категории, но вот выход в New way особенно запомнился. Мне было максимально комфортно по ощущениям, а эмоции зрителей и судей заряжали еще больше. Мне очень понравился мой танец, грация и энергия, которую я несла. Я вообще очень много вкладываю в ощущение, которое передаю зрителям, так как считаю, что если нет эмоции, то и нет танца, ведь от перформера зритель должен получать энергию.

Категория New Way не подразумевает больших и сложных костюмов, так как в танце задействуется очень много пластики тела, флексинга и со сложным костюмом будет практически невозможно танцевать.

Сама категория подразумевает креативные танцевальные решения с использованием ровных, грациозных линии, шпагатов, необычных форм растяжки и все это должно происходить в унисон музыке. В категории New Way, как правило, используется deep house музыка, которая содержит много битов и акцентов. Чем лучше танцор обыграет музыку и чем музыкальнее будет танцевать, тем его перфоманс будет выглядеть наполненнее.

Как сегодня вог существует в США?

Vogue, как стиль танца, появился в США, как часть Ball culture (Ballroom) комьюнити, которое было сформировано с целью создания безопасного пространства для LGBTQ+ Black and Latino людей, поэтому ,конечно, здесь культура продолжает развиваться, набирать обороты. Все истоки, новые тренды появляются здесь. Сейчас балрум выходит в свет. Все больше артистов и бизнесов используют Vogue перформеров в своих шоу и рекламных компаниях. Это, безусловно, не может не радовать.

Однако, многие озадачены тем, что будет дальше с культурой вог. Что произойдет, если комьюнити совсем потеряет свою андеграундность и ценность, ради которой все это было создано. Поэтому пока одни во всю уходят в коммерцию, другие держат традиции в своих руках.

Кто принимает участие в балах, а кто судит?

Участники балов — это члены сообщества Ballroom, большинство представляют дом, в котором они состоят. А если человек еще не обрел семью или покинул предыдущую, то он выходит как 007 (даблоу севен).

В качестве судей приглашают известных уважаемых представителей культуры, обладающих статусами Legendary, Icon, Hall of Fame. На судейской панели может быть до 15 человек. От каждого дома может быть только один представить в судейской панели, чтобы голоса распределялись честно. В США также часто делят бал на две части и меняют судейскую панель, так как бал иногда длится 8-10 часов.

Я участвовала в балах в качестве судьи несоклько раз как в России, так и в США. Когда ты судишь бал в США — есть небольшое волнение и ответственность ощущается намного сильнее. Я очень серьезно подхожу к процессу судейства и всегда стараюсь быть максимально объективна в своих решениях. Но иногда приходится думать о том, как отреагирует человек, ведь всех, кого я оцениваю, я знаю лично. Для меня это большая честь и ответственность — быть судьей мероприятий, ведь судить зовут только тех, кто достиг определенного уровня, кого уважают и кто был признан сообществом.

Porcelain Ball 2019 (NYC) photo: The Fine Art of Ballroom

Чем культура вог в США отличается от российской?

На самом деле отличий очень много, начиная от ценностей, заканчивая танцем. Я выделю 3 отличия.

Конечно, первое и главное отличие, это то, что в России 80% балрум составляют девушки (cis-gender). В США женщин не так много, они явно меньшинство в комьюнити.

Безусловно, ценности и понимание. В США, как я уже выше упомянула, балрум был создан с привязкой к определенной расовой и гендерной принадлежности, и каждая категория, представленная на балу, несет определенный смысл. В силу разницы нашей национальной и территориальной принадлежности, у нас различается восприятие мира в целом. Многих вещей из культуры балрум обычному российскому жителю не понять, но я считаю, что каждый, кто приходит в культуру вог, даже в России, должны в первую очередь изучить то, куда они приходят, зачем это было создано, какие были цели, какую проблему комьюнити решало, создавая целую культуру — Ball culture. Многие люди не заинтересованы в этом, мало кто хочет углубляться, понимать.

Еще одно важное отличие, на мой взгляд, это то как люди попадают в культуру и как погружаются в нее.

Если посмотреть, например, фильм Paris is burning, в комьюнити и в семьи (дома) люди попадали чуть ли не с улицы. Их находили брошенными и приглашали стать частью семьи. Сейчас, конечно, многое изменилось, однако, система попадания в балрум идентичная. Утрируя, это происходит случайно: кто-то с кем-то познакомился, человек заинтересовался, его пригласили на тренировку дома и вот, он уже обрел семью.

Там же на тренировке тебе никто не будет давать танцевальные связки или хореографии, ты берёшь и танцуешь. Тебя могут поправить, дать совет, но никто не будет тебе показывать, что вот так надо и по-другому никак, ты танцуешь так, как ты танцуешь. Тут никто не учится Vogue в танцевальной студии, чтобы выходить на балу.

Как в США говорят: «Сразу видно, кто балрум, а кто ходит на классы».

В России же все куда проще: ты приходишь в танцевальную студию на занятие по Vogue, тебе все покажут, всему научат и с выученным материалом ты идешь и выходишь на балу. Выходишь несколько балов, тебя заметят и тогда позовут в дом. Совершенно другая система, но по понятным причинам, в России нет LGBTQ комьюнити, которое могло бы свободно существовать, соответственно вся культура балрум проходит не через призму сообщества, в котором человек ищет семью и способ выражения, а , в первую очередь, через танец.

Расскажите о своей награде — где и когда вы ее получили? Что исполняли?

Legendary Status я получила летом 2021 года. Честно, совсем не ожидала, еще и даже расстроилась, что в этот день некоторые мои братья, сестры из дома, рассказали мне об этом. Так бы я может быть слезу пустила, кто знает.

Леджендари Статус выдается от Коалиции Икон Балрум культуры. Есть определенные критерии, некоторые из них: минимум в течении 6 лет быть доминантом в своих категориях; выигрывать крупные балы в разных штатах ; получение OTYs ( Of The Year) наград ; балрум должен тебя знать и уважать ; ты должен помогать развивать культуру, вносить свой вклад, свое видение, уникальный стиль.

Я вообще очень много балов выиграла, ездила в разные штаты по стране, также выигрывала балы в Париже и дома в России. И вообще была одной из первых, кто развивал вог в нашей стране. Открыла чаптер своего дома в 2017 году, который в начале 2023 года получил награду Дом Года (House Of The Year), очень горжусь ребятами.

Russian Chapter House Of West (@westinrussia)

Расскажите про российский чаптер вашего дома?

В 2017 году я увидела в эфире одного из балов в Москве очень талантливую девушку, Аню, она же Anchi West, которая очень меня зацепила. Я нашла ее в социальных сетях, познакомилась с ней и на протяжении полугода, если не больше, мы с ней общались и стали близки.

В какой-то момент, я поняла, что хотела бы, чтобы она была представителем моего дома в России, на тот момент House of Khan, и я обратилась к лидерами дома. Они были рады дать мне подобное задание, ведь уже на тот момент я была уже хорошо узнаваема в балруме и они с легкостью доверили мне эту лидерскую роль и передали все обязанности. Так, в 2017 году началась история чаптера моего дома в России.

В 2018 году наш дом переформировался и обрел название House of West. В этот непростой период смены лидерского состава, целей дома и имени, я также оказывала поддержку ребятам и помогала им перейти без особого стресса.

Сейчас в российском чаптере House of West больше 13 участников. Очень талантливые ребята, а самое главное очень душевные и хорошие люди. Я очень рада, что получилось сформировать настоящую балрум семью, где люди любят и ценят друг друга, ведь в этом и была изначальная идея Дома в нашем сообществе. Ребята очень креативные, необычные и очень хорошо поддерживают высокий статус нашего дома.

House of West, после открытия в 2018 году, выиграл уже почти 30 наград House of the Year (Дом Года) в разных регионах США. А в этом году российский чаптер также обрел звание Дом Года.

В чем ваша философия и принцип обучения танцам ?

С начала моей преподавательской карьеры я поняла, что мой подход отличается от других. Моя профессиональная спортивная карьера воспитала и научила меня иначе, плюс мои принципы отличались от принципов коллег.

Я никогда не гналась за полными залами людей, моя цель была найти тех, кто хотят научиться танцевать себя, найти себя. Для меня было важно вдохновить человека, а затем закрепить в нем внутренний стержень, в котором будет копиться вся физическая и психологическая сила и мощь человека как личности.

Мне никогда не хотелось научить людей танцевать точно также как я, но была цель через свое видение и знание открыть в них их личный танец. Также для меня всегда было важным донести смысл каждого движения, которое человек исполняет, ведь если ты делаешь набор движений, не понимая сути, то это не танец, это не несёт историю, идею, смысл, это просто движения.

Сейчас я открываю для себя новые границы. В прошлом году я прошла обучение по телесно-ориентированной терапии, стала дипломированным телесным терапевтом. Также я нахожусь в процессе погружения в танцевальную психологию, танцевально-двигательную терапию и анатомию. 

Сегодня я работаю над своей новой программой преподавания, в которой основное направление будет на понимание танца, расслабление тела, работа с телесными блоками, связь телесного и психологического. Это будет комплексная программа, которая будет отлично подходить для новичков, людей, которые хотят научиться танцевать, но считают себя «бревном». Я убеждена, что каждый человек способен танцевать и быть свободным в танце, поэтому очень сейчас горю этим проектом.

Photo: The Fine Art of Ballroom 

Что бы вы хотели посоветовать русским вогерам?

Я бы очень хотела, чтобы люди углублялись в культуру вог, понимали смысл категорий, танцевальных движений и культуры в целом. Конечно, в первую очередь, это должна быть задача педагогов: погрузить в историю, передать смысл истоков. Американский балрум очень многое для меня открыл, изменил мое понимание, мой танец и отношение к культуре, и я всячески пытаюсь передать свои знания своим соотечественникам и, очень надеюсь, что заинтересованных будет больше.

Телеграм Насти Вест: @nastyawest

Беседовала: Василиса Лесная

Фото: предоставлены Настей Вест