STRIKE A POSE, THERE’S NOTHING TO IT: VOGUE! История вога в России и в мире

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

Статья была опубликована в 2012 году в нашем онлайн-журнале

Текст и фото: Anik

В 1990 году благодаря документальному фильму Paris is Burning и музыкальной поп-иконе Мадонене миру была представлена форма танца, которую редко видели за пределами Гарлема. С тех пор vogue стал активно распространяться по всему миру, в то время как Paris Is Burning завоевал главный судейский приз кинофестиваля Sundance.

То, что начиналось как форма культурного самовыражения нью-йоркского афро- и латиноамериканского сообщества людей нетрадиционной сексуальной ориентации, трансформировалось в сенсацию. А затем, подобно другим андеграундным танцевальным формам, она была подхвачена мейнстримом, и благодаря одноименному хиту Мадонны vogue вошел в историю поп-музыки. Сейчас, много лет спустя, он занимает совершенно особую позицию среди современных танцевальных стилей и воспринимается как неотъемлемая часть хаус-культуры.

ИСТОРИЯ

История стиля Voque и его названия идет из 1960 годов, когда афро- и латиноамериканские сексуально раскрепощенные мужчины начали выступать в женских костюмах на гарлемских балах. Эти своеобразные показы мод были популярными формами развлечения в Нью-Йорке начиная с 1930 года, но многие «королевы» не могли участвовать в них по причине расовой дискриминации.

В течение 60-х годов сообщество разрослось, в результате чего мужчины, переодевающиеся в женщин (in drags), получили возможность танцевать в герлз-шоу в Лас-Вегасе, используя пантомиму и позировки моделей. Этот танец изначально назывался Презентация (Presentation), а затем Представление (Performance).

К 70-ым и в 80-ых основным акцентом этого танца стал не костюм, а индивидуальный стиль. В течение этого периода vogue обнаружил взаимосвязь с уличной культурой и превратился в способ самореализации для маргинального сообщества, нашедшего, наконец, свою форму художественного выражения через танец.

История вога, изложенная историком Tim Lawrence и ключевыми фигурами в их интервью, отраженная в фотографиях Chantal Renault, представлена в книге Voguing And The House Ballroom Scene Of New York City 1989-92.

СТРУКТУРА

В мире вога существуют так называемые «дома» (houses), обозначающие объединения танцоров, которые разделяют общую социальную философию и часто выступают вместе в шоу и перфомансах. Члены дома называются «детьми» и составляют модель семьи, обычно с матерью, отцом и отцом-основателем или дедушкой (бывшим отцом). В Штатах насчитывается более ста наименований домой, многие из которых носят названия популярных fashion брэндов: Chanel, Balenciaga, Saint Laurent. Самые известные «дома» — House of Ninja, House of Xtravaganza, House of LaBeija, House of Dupree, House of Mizrahi, многие из которых представлены в фильме Paris Is Burning.

Дома состязаются на «балах» (balls), где танцевальное соревнование подразделяется по стилевым разновидностям вога (New way, Old way, Femme) или половой принадлежности (Butch queens / BQ — мужчины другой ориентации, Femme queens / FQ — транссексуалы или мужчины на стадии гормонального изменения, Men & Women — гетеросексуальные мужчины и женщины). Также на балах выделяются соревнования по проходке (Runway), поражающие разнообразием тематик, и категории, непосредственно связанные с внешностью (Sex Siren, Body, Face, Realness). Здесь важна концепция достоверности, означающая способность танцора выразить определенную тематическую направленность в своих движения, позиции и стиле. Идет ли танцор как школьница, фэшн-модель или хип-хопер, бизнесмен, он должен как бы перевоплотиться в этого человека, убедительно представив его на подиуме.

Как говорил Hector Xtravaganza, основатель House Of Xtravaganza: «Танцор, который может лучше всех полостью перевоплотить в «тему», оставляя при этом собственную индивидуальность — победитель».

Танцоры, которые в течение многих лет побеждали на балах, становились легендарными (Legendary), и это была высшая честь, которой удостаивало бальное сообщество.

Особой группой категорий идут фэшн-категории, которые проводят параллель непосредственно с ранними днями вога, когда участники либо собственноручно шили и придумывали себе костюмы, как это делали легендарные Drag Queens, либо воровали из бутиков (mopping). Это Labels (участник должен представить на себе как можно больше кричащих лэйблов), Best Dressed (обычно представление креативного дизайнерского аутфита по тематике), Bizarre (наиболее странный и экстравагантный наряд (обычно на runway) и т.д.

На крупных балах бывает более 100 категорий, перемежающихся с выступлениями и представлениями Legends, Statements, Stars (LLS), так что обычно начинаются они далеко за полночь и заканчиваться могут лишь на следующий день.

СТИЛИ

Выделяют четыре основных подстиля вога: Old Way, New Way, Voque Femme и Dramatic.

  • Old Way Voque (Pop, Dip and Spin) показывает оригинальный стиль, каким он был до 1990, где акцент делался на мужественность, элементы боевых искусств и восточных единоборств, позы раннего вога — это египетские линии, графичность, сложные балансы и фризы.
  • New Way Voque (после 1990) задействует более сложные линии и виртуозные движения рук и Hands Performance, гимнастические и акробатические элементы, которые требуют растяжки и контроля линий.
  • Voque Femme базируется на ореоле экстра-женственности, которая ассоциируется с «королевами» балов. Пять основных элементов: Hands Pefromance, Catwalk, Duckwalk, Spins, Dips, а также немаловажное значение имеет floor performance — работа на полу.
  • Стиль Voque Dramatic основан исключительно на экстремальных акробатических трюках, таких как стойки-зависания, драматические падения, прыжки и вращения.

Особняком стоит Runway, который, по сути, представляет собой искусство хождения по подиуму и вогом как таковым (танцем) не является, потому что не всегда исполняется под музыкальный бит. Но культура Runway очень многогранна, помимо традиционных модельных проходок, она непосредственно связана с представлением своего аутфита, дизайнерского или hand made, которых, подчас, требует присутствия до десяти ассистентов, помимо самого участника. Таким образом, бал — это грандиозное действо, это феерия креативности и эпатажа.

С 1990-х вог стал популярнее, и он начал возвращаться к своим андергаундным корням и культуре балов. Появился так называемый «новый стиль» — New Way Vogue, привнесший много различных новшеств в исполнении и задействующий гимнастические трюки и акробатику. Набрал широчайшую популярность vogue femme и dramatic, так как сообщество нетрадиционной сексориентации получило большую свободу в самовыражении и уже не было вынуждено скрывать свою ориентацию и маскироваться под олдвэйскую мужественность.

В связи с интернациональным влиянием, сообщество вогеров распространилось по всем Соединенным Штатам и Европе, что показала жизнеспособность и силу такой формы искусства как vogue. В 2006 году немецкий кинорежиссер Вольфганг Буш выпустил свой документальный фильм под названием How Do I look, который представляет собой хроники развития бальной сцены Гарлема, начиная с выпуска Paris Is Burning.

“I WANNA BE A BIG STAR, KNOWN IN EVERY CORNER OF THE WORLD”

Willi Ninja, основатель House Of Ninja, был одним из наиболее известных и уважаемых вогеров своего поколения, иконой стиля. Перед смертью в 2006 он предсказал, что вог затронет другие танцевальные сообщества по всему миру и станет более уважаемой и серьезной формой искусства. Под руководительством Benny Ninja, судьи America’s Next Top Model, House Of Ninja перевел вог с балов на концертные сцены и распространил знания о нем далеко за пределами США, основав вог-сцену в Японии и других странах Азии, Европе и в России.

С 2008 года в Европе стали проводиться первые соревнования по стилю vogue в форме танцевальных баттлов — преимущественно на хип-хоп ивентах. Первоначально разделения между вогом и вакингом (стиль танца под диско, который из-за движений рук и использования позировок часто путают с вогом, особенно femme) не было, но уже к 2009 году эта ошибка была устранена. Одним из первых мероприятий, задействовавших vogue, стал Funkin Stylez (Германия), судьей-резидентом которого вот уже пять лет подряд является дедушка House Of Ninja — Archie Burnett (USA).

Распространению популярности вога как танца способствовал рост интереса к вогу в коммерческих ТВ-шоу. Андеграундные танцоры пробивались в шоу-бизнес и начинали работать с исполнителями и на большой сцене. Так, в августе 2009 года команда Vogue Evolution начала свои выступления на нашумевшем проекте American’s Best Dance Crew, вновь возвращая vogue в мэйнстрим. Лидерами команды являются легендарные Dashaun Evisu и Leiomy Prodigy (ex-Mizrahi). Шоу команды содержат различные элементы вога в комбинации с популярными движениями современных танцевальных стилей, что способствовало ее продвижению в лидирующую пятерку соревнования.

VOGUE В РОССИИ

История вога в России ведет свое начало с приездов Арчи в Москву с мастер-классами по вогу и вакингу в рамках проекта Fitness-Production (2009-2010), где уже определился круг танцоров, заинтересовавшихся стилем и получивших первую информацию.

Первые баттлы начались в 2010 году, когда питерская команда Beat Fly добавила номинацию Vogue в свой чемпионат по House dance PITER In Da House и привезла на судейство Benny Ninja. Затем с ним же был организован двухдневный интенсив в Санкт-Петербурге — таким образом, Питер стал неофициальной «вог-столицей», так как большинство мероприятий проводилось именно там. Там же начали проводиться первые регулярные классы по вогу, вовлекая в культуру все новые и новые лица.

Итогом стало проведение в Санкт-Петербурге Первого российского вог бала North Venice в сентябре 2011 года при судействе Aviance Milan, Dashaun Evisu и Derrick Xtravaganza (USA) — впервые vogue в России вышел за рамки баттлов и вернулся к своим исконным формам. И уже зимой 2012 в Питере прошли Christmas Vogue Ball от Right Dance Statio и Mini Ball Grace от Beat Fly при судействе отца House Of Xtravaganza — Jose.

В России в вог-культуру вовлечены преимущественно девушки, которые увидели в ней, в первую очередь красоту, грацию и простор для своего самовыражения, что стало для них хорошей школой женственности. Вовлеченность мужчин достаточно скупа, и свою сексуальную ориентацию многие из них предпочитают не афишировать. Что же касается культуры переодеваний в drag, то она еще более маргинальна и по сей день.

Первый московский бал — Xmas Vogue Ball — состоялся в Лаборатории Танцевальных Искусств Model-357 по инициативе московских вогеров Аник и Карины. Следом последовал более крупный, ставший интернациональным — организованный House of Zorra Spring MOSC.OVA Vogue Ball в White Studio при судействе Nunney Karma (USA) и Anneli Ninja (Fin), куда приехали танцоры из Финляндии, Украины, Казахстана и со всей России. Следующий интернациональный MOSC.OVA Oscar Awards Ball состоялся осенью 2012.

Первым российским домом, представляющим Russian chapter of The House Of Ninja стал House Of Bonchinche, появившийся в 2011 году. Следом стали появляться российские дома как следствие внедрения vogue культуры: House Of Panda (Ростов-на-Дону), House Of Precious (Харьков), House Of Voodoo (Краснодар), House Of Mafia (Нижний Новгород), House Of Zanoza (Иваново), House of Zorra (Москва) и др. На сегодняшний день, помимо локальных домой, на российской сцене представлены такие именитые американские дома, как House Of Ninja, House Of Mizrahi, House Of Ultra Omni, House Of LaBeija, House Of Xtravaganza.

Как говорит одна из икон Pop Dip n Spin — Muhammad Ultra Omni: «Россия — пока еще невинный ребенок в воге».

У нас все только начинается, по сравнению с почти вековой историей американского вога, и у нас не было той оборотной стороны сообщества нетрадиционной сексориентации, что скрывалась за покровом красок одежды и мейк-апа: доходивших до резни соперничеств, взаимных презрений и распрей домов. Сейчас американские вогеры пытаются стереть эту часть истории как пережиток. Будем надеяться, что Россия не повторит этот путь, а пойдет своим, более благополучным, и выведет vogue как стиль танца на иной уровень.