Futurum в хореографии

размещено в: STAGE | 0

Автор: Татьяна Знаменская

Двухдневный фестиваль современного танца Futurum, прошедший на сцене театра танца “Гжель”, представил работы девяти хореографов в первый день и 120 работ детских коллективов во второй. «Мы проводим уже пятый фестиваль и замечаем, что трендом современного танца среди взрослых в настоящее время являются грустные и мрачные работы. Однако наметился рост на что-то позитивное», — говорят организаторы фестиваля Анастасия и  Иван Кожевниковы. На сайте мероприятия значилось: “…вечер ярких творческих экспериментов российских хореографов… абсолютно новые ощущения от просмотра хореографических перфомансов”. Такой набор эпитетов манил, сердце затаилось в ожидании, если не чуда, то чего-то действительно интересного. 

День первый

Все работы, показанные в первый день, были полноценными законченными номерами. И только одна — в хореографии Руслана Летунова — была фрагментом спектакля «Белое на черном».

Работа Летунова – это фокус на столкновении внутреннего ядра с внешним броуновским движением инородных тел. Герой, заземленный хореографией, пытается выстраивать с миром свой контакт. В работе много движений и связок в партере, это объясняется тем, что главный герой – человек с ограниченными возможностями. Мир его движений ограничен, как ограничены связи, которые он пытается хотя бы сформировать. Бесконечные усилия найти точки контакта автор заложил в партнеринг, и зачастую один из партнеров брал на себя функции тела другого. Это были не просто поддержки, а скорее образы того, как один человек проживает жизнь за двоих или берет на себя ответственность за жизнь того, кто рядом. Летунов наполнил свою работу плотной физиологичной энергией, идущей от корней и земли. 

Работа Даниила Кирилко «Проект мыслей для одинокого человека» о внутренних рассуждениях, которые бесконечно бурлят в голове. Такой постоянный внутренний разговор ума называют в буддизме «умом обезьяны»: человеческий ум наполнен обезьянами, прыгающими и болтающими без умолка.

Сцена разделена на два световых сектора: теплый оранжевый и холодный синий. И на границе этих миров происходят интенсивные и резкие столкновения двух танцовщиц Айты Манжиковой и Полины Лазаревой. Они и есть те «болтающие обезьяны». Острые резкие движения как проникающие, колющие ножи. Их борьба настолько мощная, что после очередной схватки, обе могут лишь перекатываться по большему кругу, каждая в границах своего цветового сектора. Эти “мысли”, “рассуждения” то сплетаются, то расщепляются, то становятся одним целым, и кажется, что они говорят в унисон. Это не надолго. Изменятся обстоятельства, переключится свет, и снова вспыхнет “болтовня”, которая в финале обернется чьей-то победой. 

Антонина Краснова (Танц-театр Post-Nova) привезла на фестиваль “Изгнание из рая” в исполнении дуэта Дарины Додиной и Кирилла Семёнова. Выступление начинается в тишине: Он, Она и зеленое яблоко. Возможно, не стоило так в лоб брать именно этот реквизит, уж очень прямолинейно выглядит со сцены. Но таково было решение хореографа. 

Додина весьма убедительна в образе Евы и рисует ее очень телесной, местами даже мощной. Возможно, поэтому не всегда за ней успевал Адам, в синхронах Семенов был на полшага, на полспирали позади. Тем не менее хореографу удалось сделать тягучий дуэт с красивыми поддержками. Музыкально работа оформлена с использованием шума волн, накатывающих на берег. “Все становится зыбким, противоречивым и непредсказуемым, как морская стихия”, — говорит хореограф в описании работы. И действительно в какой-то момент Ева водрузит на себя Адама и будет тащить его на своей спине по диагонали сцены. 

Еще один мужско-женский дуэт приехал из Санкт-Петербурга. Симфонический антракт из балета «Спящая красавица» в исполнении Кирилла Фадеева и Ольги Петровой стал легким оммажем к известному балету-феерии. Хореограф Александра Сафронова вдохновилась цитатой советского философа Мераба Мамардашвили: «Состояние любви к кому-то есть акт расширения, потому что в этом состоянии я чувствую что-то в себе, чего не смог бы без этого человека. Я восполняюсь другим человеком». Ее героиня воздушная, хрупкая, она как тихий колокольчик на ветру. Для героя она источник притяжения и муки одновременно.

Мария Ряполова (танцевальный проект «Mc²») показала хореографическую миниатюру «Угли» в исполнении трио Любови Писецкой, Дианы Вакулы и Софьи Голомолзиной. Хореограф обратилась к древнему ритуалу хождения по раскаленным углям, где каждый танцовщик проходит свой личный путь. И если для кого-то этот путь медленный и заземленный, то для других — полон огня и энергии. Знакомясь с разным опытом, сталкиваясь с инаковостью, человек все равно впускает в себя что-то новое. 

«Made by Humans» в хореографии Дианы Вайловой (Vaylo dance company) — это картинка того, каким может быть симбиоз разных ощущений человека: когда он сфокусирован на себе и открыт миру. Зацикливаясь только на своей энергии, человек становится менее восприимчивым к внешней среде. Полноты жизни можно достигнуть только, когда удается сочетать внутренний фокус с созерцанием окружающего мира. Вся хореография построена на широких движениях, воздушности, прыжках и стремлении вверх. 

Единственный мужской дуэт фестиваля был в исполнении Ивана Сачкова и Андрея Петрушенкова. Они же выступили хореографами своей работы «24’35’», в названии которой «зашит» возраст исполнителей. Это взгляд из двух возрастных точек на события прошлого и будущего, на опыт и поступки. Танцовщики вышли на сцену в домашних тапках: Сачков выбрал белых единорогов, Петрушенков — желтых смайликов в черных очках. Такая заявка на юмор оказалась не до конца раскрытой авторами. Но именно этот дуэт мог стать очень ироничным и легким по настроению. По крайней мере отдельные впрыски самоиронии и юмора авторы позволили себе на сцене, в том числе за счет музыкального оформления, соавтором которого был кстати Андрей Петрушенков.

Две работы — «Дзюкай» Романа Белика (Scd) и «Тихая река» Павла Глухова (Академия танцевального искусства «Контраст») — визуально похожи: черные брючные костюмы на исполнителях, которых по сравнению с другими работами было непривычно много на сцене.

Роман Белик погрузил зрителей в мрачную тему суицида, которую раскрыл через контраст исполнителей в черных костюмах и героини, обмотанной с ног до головы белой веревкой. Она сделана из кусков ткани, которые сшиты или связаны между собой. Героиня появляется на сцене не сразу, у других исполнителей есть время пожить и побыть в контакте друг с другом. К тому моменту, когда она медленно выходит из-за кулис, герои уже рассыпаны по сцене. Она оплетает каждого своей бесконечной веревкой, затягивая и собирая в плотный комок. Вырваться из этой паутины невозможно, какими бы резкими движения ни были. Один за другим герои падают, но это исчезновение как будто не замечают остальные. Это не финал, продолжение последует после смены музыки. Но ощущение мрачного холодного леса с его тайнами и загадками сохранится. 

Работу Павла Глухова можно понять, если вы хорошо владеете английским. В описании к спектаклю всего одна строчка: «Я пришла сюда, чтобы обрести дом. В нём я найду покой». Но историю, которую слышит зритель, рассказывает мужчина, и судя по голосу, уже немолодой. История о пути сына, отец которого умер две недели назад, а мать сказала собрать чемодан и сделать что-то, за что она могла бы им гордиться. В своих скитаниях он ищет новый дом и место покоя. Герой встречает женщину, с которой вместе плавает в море. Но однажды она не проснулась. И тогда он взял ее тело, опустил в воду, и оно поплыло туда, куда она хотела. А он снова стал одинок. 

Движения танцовщиц четкие, выверенные, плотные с присутствием и погружением в материал. На сцене разворачивался визуальный ряд истории, озвученной рассказчиком на английском. Однако одна мысль не давала покоя: было в “Тихой реке” что-то из работы Кристал Пайт “Statement”. То же решение: мужской монолог на английском, который телесно, очень близко к тексту, отыгрывают танцовщики на сцене. Интересно, а Кристал Пайт берет в свои работы идеи российских хореографов или русскоязычные треки? 

Отдельно стоит отметить работу художника по свету Анны Иноземцевой. Она сделала так, что световое оформление стало полноценным участником всех работ фестиваля. Свет то был рамкой и ограничением, то становился поддержкой и придавал объема. В каких-то моментах он был отражением внутреннего состояния героев, их эмоций. А были сцены, где он холодными, леденящими лучами и вовсе брал на себя роль вершителя судеб и старухи с косой. 

День второй 

Второй день фестиваля был полностью отдан детям. По словам организаторов, они получили около 200 заявок, но лишь 120 работ прошли видеоотбор.

Фестиваль-конкурс проходил в трех возрастных категориях: 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет. Работы были разделены на соло, дуэты и компании. В состав жюри пригласили Ивана Сачкова, Викторию Арчая и Антонину Краснову. 

Взрослые участники фестиваля проводили для детей мастер-классы. «Хореографы, которые вели классы, отметили высокий уровень исполнительского мастерства участников»,- отметил Иван Кожевников.

В связи с высоким уровнем детей организаторы решили, что все 120 работ, прошедших видеоотбор, достойны звания финалистов фестиваля. Тем не менее в каждом блоке жюри выбрало по три победителя. Обладателем гран-при фестиваля стал Театр танца «Другое измерение». 

«Это был первый детский фестиваль в рамках Futurum, он стал замечательным дополнением к взрослому и позволил привлечь больше талантливых участников. К тому же отмечу, что дети привезли больше светлых номеров”, — в заключении прокомментировала Анастасия Кожевникова.

Дети чувствуют острее, а значит, есть надежда, что в ближайшем будущем российский современный танец выйдет на светлую сторону. А вчерашние юные участники фестиваля Futurum потеснят на сцене известных молодых хореографов. 

Текст: Татьяна Знаменская

Фото: ©Татьяна Матвеева и ©Мария Хуторцева

©Dozado 2023