Ирландский танец в России. БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ с Еленой Холкиной.

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE, Без рубрики, ВСЁ, ЭКСПЕРТЫ | 0

Перед красотой ирландского танца мало, кто устоит. Поэтому когда в поле нашего зрения появилась Елена Холкина — профессиональная танцовщица ирландских танцев, хореограф и видеограф, мы засыпали её вопросами: об истоках этой уникальной культуры, о знаменитых школах и исполнителях, о методах изучения, о «местах силы» ирландского танца в мире и в России и ещё о многом другом. Кажется, получился исчерпывающий материал, и мы уверены, многие найдут в нём ответы на свои вопросы. В общем, всё, что вы хотели знать про ирландские танцы, здесь!

ЗНАКОМИМСЯ С ЕЛЕНОЙ ХОЛКИНОЙ

Моя школа Iridan Academy существует уже 20 лет. Я танцую в ней с 2004 года, а в 2015 сдала экзамен на преподавателя в Дублине, и с тех пор являюсь одним из десяти российских сертифицированных тренеров по ирландскому танцу от комиссии CLRG (Ирландия). Наша идеология состоит в том, что танцы могут стать для человека спортом, образом жизни и способом привнести в свою жизнь искусство. Поэтому мы разрабатываем одновременно несколько направлений и сами с интересом наблюдаем, как это развивает школу и людей, которые в неё приходят или уже в ней состоят. Мое образование — иностранные языки и современное искусство — дало мне возможность посмотреть на танец шире, нежели воспринимать его только как спорт или хобби.

Для меня важно, что ирландский танец как средство выражения, язык, обладает многослойностью. И я стараюсь эту идею перенести в то, как я работаю с танцорами, что им предлагаю и как мы с ними общаемся на занятиях, в проектах и в жизни.

Елена Холкина — танцовщица
Елена Холкина — хореограф. ©Фото Елена Дружинина
Елена Холкина — видеограф

О ШКОЛЕ ИРЛАНДСКОГО ТАНЦА «Iridan Academy»

Танцоры нашей Академии могут соревноваться в чемпионатах по ирландскому танцу (так называемых «фешах»), которые проходят в разных странах в течение года. И, конечно, у нас есть чемпионат Европы, где можно квалифицироваться на главное соревнование для танцоров всего мира — чемпионат Мира. Моя школа с 2008 года организует в Москве Российский Национальный Чемпионат по ирландскому танцу. В этом году он должен был пройти в октябре, но видимо отменится из-за сложностей, связанных с ковидом.

В школе есть взрослые и детские группы. Помимо соревнований мы ведем концертную деятельность, участвуем в телепроектах и городских мероприятиях, а также делаем творческие проекты. Помимо московской части Академии, у нас есть филиалы в более чем 10 городах России (Калининград, Самара, Нижний Новогород, Саратов, Волгоград, Воронеж, Ульяновск, Пермь и др.), а также в Риге. Кстати, сейчас идет набор во все группы, взрослые и детские, во всех филиалах. До конца сентября можно вписаться и стать частью нашего мира.

©фото Ольга Шляхова

ОБ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ИРЛАНДСКИХ ТАНЦЕВ

Особенность ирландских танцев для меня состоит в их связи с музыкой. За счет того, что эти танцы хорошо «слышны» во время исполнения (по крайней мере, когда речь идет о танцах в обуви с набойками, так называемых hard shoes) и сотни лет проходят на фоне живой музыки (даже сейчас соревнования происходят с музыкантами), за многие годы существования танец оброс движениями, которые эту музыкальность проявляют в максимальной степени. И речь здесь идёт не только о самом «стучании», попадании по полу, но и о паузах, о том, как то или иное движение заполняет музыку, исполняет её, передает её характер.

В наших танцах много прыжков и элементов, где танцор проводит время в воздухе и всё это нужно рассчитать и исполнить так, чтобы твой танец взаимодействовал с музыкой. Эта особенность передалась и в «мягкие» танцы — те, которые исполняются в так называемых soft shoes, напоминающих обувь для балета. Движение по сцене, перемещения, линии ног, элементы танца выстраиваются в тесной связи с музыкой, и одно и то же движение может выглядеть и ощущаться немного по-разному в зависимости от того, под какой трек ты танцуешь. Это мое субъективное мнение, и возможно есть и другие объяснения, но для меня музыкальность танца является главным критерием.

Вообще для ирландцев танцы стали очень важной частью национальной идентичности. В процессе их многолетнего конфликта с Великобританией танцы неоднократно подвергались запрету, становились предметом политических решений и, соответственно, своего рода протестной деятельностью. Танцы поддерживались и развивались несмотря ни на что. Эмиграция ирландцев в другие страны в 19 веке (из-за голода и экономических трудностей) позволила распространить танцы по всему земному шару. Наконец, шоу ирландских танцев, появившиеся в 90х годах, вызывали новую волну интереса во всем мире, в том числе и в России. Сейчас школы ирландских танцев есть буквально везде.

МЕСТА СИЛЫ ИРЛАНДСКИХ ТАНЦЕВ В МИРЕ

Местами силы по-прежнему является сама Ирландия, а также Великобритания и США. Танцы в Ирландии во многом изначально развивались в формате соревнований, поэтому почувствовать аутентичность, хоть и очень осовремененную, можно, посетив один из крупных фешей. Например, чемпионат Мира станет идеальным поводом для знакомства с танцем.

©фото Ольга Шляхова

Любые ирландские танцевальные шоу (Riverdance, Lord of the Dance, Dancing on Dangerous Ground, Rhythm of the Dance и другие) делают отсылки к некоей традиционности, используя образы традиционной культуры, но на самом деле тоже являются абсолютно современным продуктом — техника танцоров основана на том же самом спортивном направлении, сами танцоры чаще всего являются победителями крупных соревнований, поэтому очень многие «ноги» растут из системы фешей. Помимо нее, существует огромное разнообразие региональных стилей и социальных форм ирландского танца, с которыми можно знакомиться на фолк фестивалях. Начать учиться танцу можно в школах почти в любой стране мира. Продвинутый танцор может попробовать податься на танцевальные программы Университета Лимрика, где ирландский танец изучается с самых разных сторон, или в танцевальные лагеря крупных шоу, например, Riverdance проводит подобное событие каждый год.

©фото Ольга Шляхова

ИРЛАНДСКИЕ ТАНЦЫ В РОССИИ

В России на данный момент школ достаточно много. Наша Академия считается одной из первых, по крайней мере в Москве. Из тех, с кем Iridan Academy знаком какое-то время — школы Ceim Oir, Carey Academy, Тейре, Мирквуд, Irene School, McGahan Lees. Эти школы также принадлежат к Комиссии CLRG. Есть еще целая группа школ, принадлежащих Комиссии WIDA — с ними мы меньше пересекаемся, так как у нас раздельная система соревнований, но мы встречаемся на мастер-классах зарубежных преподавателей, на концертах и праздниках.

Наверное, российский город с наибольшей концентрацией школ — все-таки Москва. Хотя феши помимо Москвы проходят во многих других городах России. Аудитория растет везде, просто в разной прогрессии. На феши пока попадает не так много сторонних зрителей. Постановки, концерты, выступления и творческие проекты привлекают больше внимания со стороны людей, не знакомых с ирландским танцем.

Сообщество танцовщиков есть, оно постепенно наполняется, хотя это не самое простое сообщество на свете. Из-за особенностей соревновательной системы многие танцовщики существуют внутри своего круга, внутри своей школы, внутри своей комиссии. Некоторые школы запрещают своим танцорам посещать мастер-классы других преподавателей или, как минимум, открыто не поощряют это. С другой стороны, есть интернет, объединяющий людей. Есть творческие проекты, позволяющие отойти от системы соревнований и попробовать что-то новое.

В общем, баланс политики и творчества, надеюсь, поможет нашему сообществу не застыть во времени и пространстве.

ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ ИРЛАНДСКИЕ ТАНЦЫ?

Я недавно размышляла о том, почему русские любят танцевать ирландские танцы. Мне кажется, шоу Ривердэнс вдохновило многих людей по всему миру, включая нашу страну.

Думаю, что именно оно сделало возможной связь ирландской культуры с другими культурами в том смысле, что оно демонстрирует нацию, которая сохраняет свой жизненный дух, несмотря на всю историю угнетения и травм.

И этот опыт также относится к России. Энергия этого танца наполняет, исцеляет и помогает двигаться вперед. Иногда меня спрашивают, почему мы не выбрали с той же целью веселые и не менее энергичные русские народные танцы. Мне кажется, что русский народный танец испытал колоссальное негативное давление в советскую эпоху, и мы до сих пор видим его последствия. Когда-нибудь обязательно последует подъем русской танцевальной традиции, и интерес к другим культурным формам танца, например, ирландскому танцу, безусловно, будет способствовать этому процессу исцеления.

ХОРЕОГРАФ И ВИДЕОГРАФ

Помимо проведения регулярных групп и постановок шоу-номеров в школе, я работаю хореографом и видеографом в творческих проектах для ирландских танцоров, где мы готовим и снимаем видео-постановки. Это интенсивный формат, где за 4-6 дней ребята разучивают хореографию, а дальше 1-2 дня идет съемка. К примеру, прошлой зимой мы организовали такой проект командой из трех хореографов-видеографов (Саша Кухаренко, Маша Цимфер и я), а прошлым летом организацию на себя взяла команда танцоров из Нижнего Новгорода КЕЛТИ и пригласила тех же хореографов и еще Сашу Глазовскую — единственного российского преподавателя направления ирландских танцев Festival.

©фото Ольга Шляхова

Недавно я вернулась из Нижнего Новгорода, где снова благодаря команде школы КЕЛТИ состоялась летняя творческая лаборатория для ирландских танцоров Irish Dance Art Lab 2020, в которой я сделала две новые видео-постановки для танцоров начального и продвинутого уровней.

Думаю, что видео старшей группы Daydreamers стало для меня самым масштабным проектом из всех сделанных. Мы снимали его 2 дня, в разное время суток, с тремя образами для каждого участника, достаточно сложным светом и на открытых локациях — то есть мы сильно зависели от погодных условий.

Идея видео появилась из текста одноименной песни певицы AURORA. В ней говорится, что будет здорово, если мы будем мечтать не только по ночам, а вообще всегда, жить мечтой и становиться ею. Очень важный и нужный текст в наше время, как мне кажется.

Размышляя о теме видео, я подумала, что мечта — это в первую очередь состояние, к которому мы стремимся, а не конкретные вещи или события. И решила сделать фильм, в котором не будет прямолинейного сюжета, но будет определенное настроение, ощущение магии и перемен. Свет, хореография, реквизит создавались с этой задачей, и большая команда помогала мне на съемке со всеми техническими моментами.

DAYDREAMERS — Irish dance film | Елена Холкина

Предыдущее зимнее видео Guardian тоже потребовало большой подготовки, и результат мне очень нравится. В нем я впервые пригласила к совместной работе актрису Лейли Шихалиева сыграла главную героиню, и ее история, сливаясь с танцевальной, помогает передать идею фильма. Мы работали с понятием эмоционального выгорания и тем, как из него выбираться.

GUARDIAN — Irish dance video | Елена Холкина

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ВИДЕО | ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Своё первое танцевальное видео «Dead already» под музыку Томаса Ньюмана я придумала и сняла в 2017 году с танцорами Iridan Academy — мне кажется, это было первое подобное видео в России, где русские ирландские танцоры показывают не соревновательную и не концертную хореографию. С тех пор я сняла уже больше 15 танцевальных видео с ирландскими танцорами, из которых большую часть поставила сама, а в остальных была видеографом или танцором.

Пока я называю это направление нейтральным термином «танцевальное видео» или «танцевальный фильм». В ирландском танце это явление довольно новое — если поискать в ютубе «ирландское танцевальное видео» или «Irish dance video», то выпадут в основном кусочки из шоу или документация уличных выступлений танцоров. Никакой творческой задумки, какого-то дополнительного слоя, послания зрителю, художественного жеста — можно разными словами это описывать — в этих видео нет. В лучшем случае, танцоры надевают костюмы, выходят в красивое место и танцуют кусочек танца под музыку. Этот формат интересен с точки зрения наблюдения за техникой танца.

Если танцоры хороши, такие видео вдохновляют и дают зрителю энергию. Но у них все-таки другие задачи, точнее, задач почти нет, кроме демонстрации техники. Интереснее выглядят работы нескольких зарубежных команд — Tap Tronic, ProdiJig, хотя их видео-постановки зачастую вырастают из сценических номеров на современную музыку и иногда существуют параллельно в видео-формате.

TapTronic — Dream On — Aerosmith/GRiZ Remix

Fusion Fighters одними из первых начали работать с современной музыкой, придумывать нестандартные постановки, вовлекать аудиторию, закладывая в танец смыслы, поднимая социальные проблемы.

На данный момент у них большая аудитория и они помогают коллегам, в том числе и нам, пробующим себя в новых подходах к танцу, расшаривая наши видео и давая нам выход к более широкому зрителю.

https://www.youtube.com/watch?v=8tJrVruG_Hw
FusionFighters | The Future of Irish Dance 🔥 🔥 🔥

У всех форматов есть свои преимущества. Ничто не заменит живое выступление танцора, думаю с этим многие согласятся. При этом видео дает возможность создать сложную многослойную атмосферу за меньший бюджет, чем нужен, скажем, для концертного номера. Кроме того, у видео есть волшебство монтажа, и с его помощью можно добиться очень любопытных результатов. Вообще все стадии создания видео для меня увлекательны. Придумка и разработка идеи, хореографии и всех моментов, связанных со съемкой дает вдохновение на многие месяцы.

©фото Ольга Шляхова

Собираешь референсы буквально со всего, что тебя окружает, все время находишься в состоянии ожидания, когда начнутся репетиции. Потом репетиционный процесс — когда ты пытаешься донести все до других людей, вложить свою идею в головы и тела танцоров, прислушаться к их отклику, что-то менять в процессе. Съемка и монтаж — это с одной стороны очень технические процессы, а с другой — настоящее волшебство. Что-то идет не по плану, меняется погода, появляются возможности, о которых я даже не думала при подготовке. Считаю, что когда проект хороший, все складывается самым наилучшим образом, и любые неожиданности принимаю как интересный побочный эффект, удачу.

В общем и целом, меня наверняка поймут люди, делающие свои собственные проекты — в искусстве, танце, кино, где угодно. Ты становишься паучком, стягивающим воедино огромное количество процессов, людей, идей; и в моменте — если ты хорошо подготовился — все начинает происходить само, удивляя и вдохновляя всех участников.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВИДЕО-ПРОЕКТАМИ

В подобных творческих проектах работа идет не совсем так, как, например, в регулярном танцевальном классе. У нас не так много времени на репетиции — 4-6 дней это максимум. Соответственно, технику исправлять некогда, новые движения тоже за это время как следует освоить сложно. Поэтому в этих проектах важно два момента — отбор участников по уровню и их готовность выложиться по полной. Танцоры учатся здесь работать быстро и много, осваивать новый материал за короткий срок, сохранять способность запоминать и танцевать несмотря на длительность репетиций. На съемках тоже приходится изрядно терпеть, иногда мы снимаем до восхода солнца, иногда — ночью, или в дождь.

©фото Ольга Шляхова

Съемки могут быть дискомфортными для танцора — пол может быть не слишком удобным, скользким, в костюме бывает жарко или холодно. Нечто подобное может произойти с танцорами и во время соревнований (кроме резкого изменения погодных условий), но там мы чаще всего отвечаем только за самих себя. А на репетициях и съемках от тебя зависят другие люди и ты, в свою очередь, зависишь от них. Ошибся один, переснимаем всех, ошиблись все по очереди — переснимаем 16 раз, и тут включаются совсем другие механизмы.

С другой стороны, командная работа, общая идея, желание достичь крутого результата, в котором каждый прозвучит максимально ярко, зажигают людей и дают им силы, которых в обычное время у них нет. В этом и состоит, как мне кажется, главная мотивация участия в этих проектах — каждый становится супергероем.

©фото Ольга Шляхова

Помимо основных репетиционных часов, иногда танцорам предлагаются дополнительные занятия, расширяющие их исполнительские возможности и поддерживающие тело. Классы по восстановлению, разминки, другие танцевальные стили. Свободного времени не так много, но оно есть — на еду, сон и небольшой отдых в течения дня. Иногда в проекте выделяется 1 выходной день, чтобы танцоры могли восстановиться и продолжить с новыми силами.

В общем и целом, это интенсивный формат, который в меньшей степени про обучение, а в большей — про со-творчество.

А обучающий фактор здесь скорее присутствует в виде нового опыта, новых способов активировать свое тело и психику, наработку умения транслировать идеи через движение, привносить в танец эмоции. Это совсем не то же самое, что регулярный класс в школе ирландского танца.

О МЕТОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИРЛАНДСКИХ ТАНЦЕВ

Методы изучения ирландского танца в целом идут из прошлого, когда по Ирландии — как и по Европе — стали путешествовать так называемые dance mastersзнатоки манер и танцев.

Ирландия и до этого танцевала, но какого-то формального обучения не было совсем. Танцоры подхватывали движения друг у друга, посещая деревенские собрания и праздники. Танцы были социальным явлением и важной частью обычной жизни. Dance masters же привезли тот самый формат обучения, который существует и сейчас. Это достаточно стандартизированная система целенаправленного изучения техники танца. Они же сделали акцент на индивидуальном обучении, тренируя танцоров соло. И они же помогли сформировать систему первых соревнований, становясь судьями и иногда выступая перед участниками соревнований, демонстрируя свое мастерство и вдохновляя людей на более структурированное целенаправленное изучение танца.

По сути, сейчас, система обучения работает так же. В школе есть преподаватель или команда преподавателей, которые ведут танцоров по шкале уровней. В России в школах, принадлежащих моей комиссии, выделают 4 основных уровня, согласно которым танцоры могут соревноваться в своей возрастной категории — beginners, primary, intermediate и open.

Путь от бегиннера до опена может быть очень разным, в зависимости от возраста танцора, его желания работать, способностей (например, слышать музыку или встать высоко на полупальцы) и особенностей его тела.

©фото Елена Дружинина

Есть школы, преподающие социальные ирландские танцы, не требующие такой серьезной физической подготовки, как соревновательное направление. Наконец, есть коллективы, не ищущие связей с танцевальными комиссиями и не очень разбирающиеся в том, что такое на самом деле ирландские танцы. Это могут быть разностилевые народные коллективы, в которые танцоры будут исполнять что-то отдаленно напоминающее ирландские танцы наравне с танцами других народов мира. Такие школы не смогут соревноваться, так как во-первых у них нет доступа к системе соревнований (доступ дают только комиссии), а во-вторых — их техника будет совсем другой, не подходящей для соревнований.

Надо признать, что ирландский танец очень сильно зависит от техники. Её невозможно имитировать, сыграть или подменить чем-то еще. Поэтому основа любых начинаний — спортивных или творческих — это хорошая техника.

Именно ею занимаются школы всех комиссий, каждая на свой манер и со своим стилем, но набор движений, качества их исполнения и многие другие параметры достаточно строго регламентируются танцевальными комиссиями.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЦЕНЕ

Чаще всего люди приходят в танцевальную школу ради удовольствия, а детей приводят для физического развития. В школе ирландских танцев их ждет и то и другое, без всяких сомнений. Каждое занятие — это выброс адреналина, ощущение небольшого и комфортного соревнования внутри группы, поддержка друзей, отклик преподавателя, классная энергичная музыка, прокачка тела, в общем — это настоящий кайф. Это увлечение может стартовать как хобби. Но для многих оно перестает быть просто способом провести пару часов и постепенно превращается в образ жизни. Это связано с особенностями танца. Для улучшения техники нужно серьезно работать с телом, это требует времени и вложений. Соревнования подразумевают путешествия по миру, так как феши проходят в разных странах. И все это происходит в окружении друзей, которые увлечены тем же. В этой ситуации невозможно относиться к танцам, как к просто хобби — в какой-то момент вы увидите, что все ваше свободное время занято танцами.

И многие танцоры переходят из категории «любителя» как минимум в «страстно увлеченного», а некоторые превращают свое хобби в профессию. Хотя в любых танцах в наше время сложно зарабатывать только ими, поэтому чистым профессионалом — в смысле заработка — стать, скорее всего, не получится, это утопия. И это касается не только России, в Ирландии многие профессионалы-преподаватели имеют вторую работу. Танцоры, выступающие в шоу, конечно, посвящают годы своей жизни только танцу.
Но и им в какой-то момент придется отступить, это неизбежность танцевального мира. В России танцовщиков ирландских танцев на профессиональной сцене фактически нет. Есть всего несколько ребят, имеющих опыт участия в зарубежных танцевальных шоу. У нас этот формат пока не развился. Будем работать над этим!

Елена Холкина

Это YOUTUBE канал Елены Холкиной, где вы можете посмотреть её видео работы!

Елена Холкина в соцсетях:

Вк Лена(Холкина)Пенкина

fb Elena Kholkina

Instagram @offonroad

Текст ЕЛЕНА ХОЛКИНА, танцовщица, хореограф, видеограф

Редакция ПОЛЬСКАЯ СВЕТЛАНА, Dozado

©ФОТО Елена Дружинина и Ольга Шляхова, а также из архива Елены Холкиной