Гендер-блендер и колпак дурака Яна Фабра

размещено в: STAGE | 0

В Москву привезли новую постановку Яна Фабра.

Еще недавно эта фраза была из разряда фантастики. Но 2 и 3 октября фестиваль «Территория» показал в «Гоголь-центре» новое творение мэтра — «Изменчивая сила любви» (The fluid force of love).

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Постановка длится час двадцать, что довольно скромно по фабровским меркам. В ней задействованы девять артистов бельгийской театральной компании «Трубляйн». Примечательно, что в спектакле пришлось сыграть актрисе «Гоголь-центра» Марии Селезневой — она заменила артистку, которая потеряла паспорт и у нее не было возможности приехать. Мария справилась со своей задачей блестяще — неосведомленному зрителю невозможно было заметить эту экстренную замену.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

А задача, как всегда, не из легких — в постановке много танцев в хореографии Яна Фабра и физической включенности артистов. Танцевальные сцены перемежаются с текстом, произносимым со сцены — каждый артист говорил на своем языке, и зрители слышали французский, испанский, итальянский и другие, читая быстренько субтитры.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Сцена напоминала школьный класс: за партами на стульях сидели люди, одетые в официальные костюмы, тянули руки, как будто хотели ответить на уроке. И по очереди вставали и говорили: «Мы выходим из шкафа. Мы …» и дальше множество вариаций существующих ныне гендеров и сексуальных ориентаций, от цисгендеров до фетишистов (половина слов требовала словарика).  Каждый озвученный вид любовных предпочтений иллюстрировался танцами на партах и под ними.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Не обошлось без раздеваний — мужчины, как и женщины, были под костюмами одеты в трусы и лифчик, при чем в одной из сцен артист достал из трусов яблоко и начал смачно его есть. Такой вот запретный плод. Напоминает урок непослушания, или открывшуюся шкатулку Пандоры. Артисты с радостной улыбкой произносят в зал: «Мы полиаморы! Мы любим приносить радость всем подряд!» или «Мы феминистки! Мы прет-а-порте от кутюр современности».

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Все это было похоже на какую-то манифестацию современных свобод (не зря упоминается власть и СМИ), и сначала кажется, что все это всерьез — Фабр поддерживает все нынешние сообщества самоидентичности и все возможные разнообразия любви.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Но с самого начала на переднем плане сцены стоят «дурацкие колпаки» (dunce hat) — белые конусы из бумаги с большими ослиными ушами. Их раньше надевали в европейских школах на провинившихся учеников — такое было наказание позором. На хулиганов, баловников или просто не выучивших уроки. Одним словом, по мнению учителей, на дураков. И такие колпаки надевают двое из артистов, произнося со сцены «Мы воины красоты!» и дальше что-то про похотливое мышление ума. И это делает все происходящее несерьезным, издевкой, заигрыванием со зрителем. Дуракавалянием во всех смыслах.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Получается даже двойное иронизирование: Фабр будто посмеивается над всем этим современным любовным разнообразием, но в то же время смеется над зрителем, будто говоря «вы правда подумали, что я это все всерьез?» И зритель путается в догадках, что же на самом деле происходит.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

В завершении артисты исполняют традиционный нагнетающий танец, где энергия словно закачивается в зал через их мощные и импульсивные движения, будто от разрядов тока. И в самом конце они произносят фразу о том, что на самом деле мы вам тут активно подмигиваем, при чем двумя глазами. И все артисты надевают колпаки дураков. А зритель выходит и чувствует себя тоже в этом самом колпаке.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Это была аллюзия на «Государство» Платона? Где правят, основываясь на современные нравственные принципы. При этом в спектакле есть и намек на миф о пещере, когда на танцующих направляют свет и их крупные тени мерцают на заднике сцены. Все иллюзия? Или это была тотальная издевка? Над нынешними свободами, пропагандируемыми из каждого утюга. «Мы ведь просто люди. Почему надо быть кем-то? Почему нельзя быть просто людьми?», — говорят артисты. Может это ответ на недавние обвинения Фабра в домогательствах к танцовщицам? А вдруг это была издевка над внутренними ограничениями, существующими в голове каждого? Вот мы за такой вид любви и такой, а вот этот уже вроде как не очень, какое-то извращение. Может быть, в этом провинился зритель, за что на него надели колпак дурака.

during the general rehearsal of the theatre production „Fluid force of love“ by Jan Fabre (concept and direction) in the Theatre Bonlieu in Annecy/ France, Tuesday, 6th, April 2021

Текст: Нина Кудякова

Фото: Wonge Bergmann