Джо Алегадо: «учиться жить тем же способом, каким пытаешься танцевать»

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE, ВСЁ | 0

В начале июня в Москве проходил пятидневный мастер-класс педагога и хореографа Джо Алегадо, чье имя, в первую очередь, ассоциируется с танцем модерн, техникой Хосе Лимона и фестивалем ImpulsTanz.

Его танцевальная биография развивалась стремительно – в танец пришел из спорта в 20 лет, через три года поступил в школу при театре Элвина Эйли, затем присоединился к его труппе, чтобы через пару лет уже танцевать в Limon dance company. Его педагогическая деятельность имеет долгую историю – преподавать на ImpulsTanz начал с первых лет существования фестиваля, вначале чистую технику Лимона, со временем преобразовав ее в собственную методику (Alegado movement language), обогащенную личной хореографической лексикой и упражнениями, накопленными в ходе многолетней практики.

Но это все – сухие факты, жизнь, помещенная в рамки двух абзацев, подробности резюме. Те же кому посчастливилось попасть на классы Джо будут говорить прежде всего о личности (попадаешь под его обаяние раз и навсегда), удивительной музыкальности и чувстве ритма (он не просто дает счет, это настоящая глубокая песня), легкости и мудрости хореографии, целостности учебного материала (вся лексика заложена в первой комбинации, а дальше она развивается как музыкальная тема, расходится, обрастает вариациями, усложняется сменами ракурсов и ускорением темпа), а еще – поразительной способности помнить всех учеников и каждого называть по имени.

@Мария Малкич

Я беседую с Джо после класса: он вспоминает о первых шагах в танце, о том как через технику Лимона стал открывать себя и как двигался дальше, развивая собственный язык, – о моменте, когда танцовщик переходит от демонстрации техники к рассказу собственной истории; о поиске движений, которые протягивают нить в прошлое, о сущности ритма, который есть вечная пульсация жизни; об оттенках и полутонах в танце и о том, как учиться жить тем же способом, каким пытаешься танцевать…

На поиски самого себя

Точкой отсчета, событием, оказавшим влияние на все последующие, Джо называет встречу с первым учителем в то время когда он жил в Южном Техасе, а затем переезд в Нью-Йорк. «Мой учитель танцевал у Мэтта Меттокса и давал нам джазовый класс по его методике, учил нас тем же способом, как это делал Мэтт. Джаз и классическая хореография – фундамент, заложенный в первые три года. Дальше был Нью-Йорк, школа Элвина Эйли, знакомство с танцем модерн. У Эйли мы занимались в технике Хортона. В то время мне нравились эти классы, уже намного позже я осознал, что подобный тип движения не являлся истинно моим – техника Хортона достаточно агрессивна, зиждется на силе и выносливости, моей же личности гораздо ближе техника Лимона и, мне кажется, она ближе к сущности человеческой природы и естественного движения. Первые классы в Limon dance company стали для меня озарением, с этого момента я действительно отправился на поиски самого себя в танце».

@Мария Малкич

В далеком 1985 Джо покидает компанию и начинает преподавать. В первые годы его классы полностью посвящены технике Лимона, но постепенно они начинают дополняться упражнениями, которые, по словам Джо, не создавались специально, но приходили естественным образом в процессе практики: «Не могу с точностью назвать момент перехода к собственному языку, это произошло около двадцать лет назад. А в 2013 возникла необходимость обозначить более четко, то что я делаю (с этого момента классы носят название Alegado movement language), я понял – нечестно называть то что я преподаю техникой Лимона, поскольку это не является в чистом виде отражением и демонстрацией его работы.

Жест в танце всегда рассказывает историю

Безусловно, я использую концепцию и принципы техники Лимона: falling и recovery (падение и восстановление), поиск естественного импульса, из которого рождается движение, swing, задающий направление движения и т.п. Все эти вещи являются фундаментом моего класса, поскольку после стольких лет я по-прежнему чувствую их естественную и практическую силу для развития танцевальных навыков.

А дальше мы добавляем движения руками – с технической стороны все сразу становится сложнее, требует большей концентрации и координации, с художественной точки зрения – здесь начинается личная история. В том смысле что жест в танце всегда раскрывает личность, наполняется индивидуальным содержанием, рассказывает историю и речь здесь, как мы понимаем, идет не о пантомиме.


@Мария Малкич

Мои детство и юность были связаны с видами спорта, где главную роль играют руки: волейбол, баскетбол, американский футбол. И когда я начал развивать собственный язык, эти действия – игра с мячом, круговые движения стали приходить естественно. Я еще не осознавал, но это уже было мое собственное движение, связанное с памятью детства. Однажды мама сфотографировала меня годовалого, держащего мяч. Вплоть до 19 лет, когда пришлось оставить спорт из-за травмы, мяч был моим постоянным напарником, свидетелем побед и поражений. Я пришел с этой историей, сохранил ее, и она обогатила мой танец».

«О’кей, и чему еще ты меня собираешься научить»

Что больше всего нравится в преподавании? – Джо задумывается, обращаясь мыслями в прошлое: «с самого начала я чувствовал, что моя главная задача в классе научить выражать себя, дать инструментарий, подготовить к сцене. Поэтому больше всего как учителю мне приятно видеть, что ученики начинают осознавать, как использовать эти приемы, наблюдать их трансформацию и то, как работает их воображение.

А что больше всего не нравится? – здесь Джо не медлит с ответом: «О, когда ученик входит в класс с таким видом «о’кей, и чему еще ты меня собираешься научить». Я сразу чувствую такого человека, чувствую, что он не готов воспринимать, захлопывая дверь своего восприятия и воздвигая стену, препятствующую обучению. Как правило, это случается со студентами, уже обладающими достаточно высоким техническим уровнем.

@Мария Малкич

Важно оставаться открытым новым вещам, быть терпеливым, готовым к поиску и исследованию, не отказываться от простых действий (потому что совершал их бессчетное количество раз, и они уже ничего не дадут). Именно на простых действиях мы исследуем главные принципы, которые при более сложных должны стать нашей органичной частью. В каждом движении нужно обнаружить его суть и только от этого начинать действовать.

Импровизация или техника

От разговора о преподавании мы переходим к размышлениям о кажущемся водоразделе между танцем модерн и том многообразии стилей, техник и направлений, которые принято обозначать как contemporary dance.

«Существуют хореографы, для которых импровизация является фундаментом творческого процесса, это способ исследования собственного тела и самого движения. Подчас физический тренаж и работа над техническими аспектами могут отходить на второй план, поскольку первостепенным становится открытие ощущений и как наиболее органично выразить суть естественного движения.

@Мария Малкич

Кажется, что противоположностью этому является бесконечное оттачивание техники, безжизненные конструкции, призванные лишь продемонстрировать виртуозность исполнителя. Но я не вижу здесь конфликта. Почему бы не делать так, – Джо помещает одну ладонь в другую, – любая техника это оболочка, и если не

вложить в нее личность, она останется лишь пустой концепцией, но если совсем забыть о ней, нам никогда не удастся достичь полноты художественного выражения».

@Мария Малкич

Ритм – вечная пульсация жизни

Что же касается главного импульса в создании хореографии, Джо признается: «раньше практически всегда основным проводником для меня была музыка и поиск самого движения, способного ее воплотить, теперь причины могут быть различны. Я могу отталкиваться от идеи, но музыка по-прежнему играет важную роль, и зачастую именно она служит импульсом для рождения идеи. А в другой момент я не хочу никаких идей, есть чистое движение, потому что существует ритм – вечная пульсация жизни, и ты становишься захвачен им, и просто танцуешь. В этом выражается наша сущность как человеческих существ, наша естественная и необходимая потребность».

Доверять падению

Любой мастер-класс – краткий миг, вдох полной грудью, за который студенты вбирают новое, делятся уже накопленным и идут дальше, надеясь не растерять в пути те драгоценные зерна полученных знаний. «Самое главное, что вам хотелось бы передать ученикам даже за такой короткий период?», – спрашиваю напоследок.

«Я всегда говорю в классе, если вы будете делать каждое движение с одинаковым качеством, это как говорить с одной интонацией, словно робот. Во всем есть промежутки, полутона, между полярными состояниями находятся другие оттенки эмоций, нужно учиться передавать нюансы.

@Мария Малкич

И еще: я бы хотел, чтобы они прочувствовали очень простую вещь – связь с землей, и то как сила гравитации действует на человеческое тело. Если мы осознаем, примем это и будем использовать в нашем ежедневном тренинге, тогда мы овладеем принципом «падения и восстановления» (falling и recovery). Тогда мы скажем себе «да, я готов к падению, потому что доверяю ему, я нашел способ выживать в этот момент, при соприкосновении с землей, и я знаю, что за падением всегда следует восстановление, одно не существует без другого. Это ключевой концепт танца модерн и, если угодно, принцип всей жизни. Ведь мы можем учиться проживать нашу жизнь тем же способом, каким пытаемся танцевать.

Выражаем благодарность переводчице Полине Ключниковой за помощь в проведении интервью

Фотографии предоставлены организатором мастер-класса Джо Алегадо в Москве – Викторией Рудковской

Мария Волкова