Культурное лето, или за искусством в Воронеж

размещено в: STAGE | 0

Лето такая прекрасная пора, когда можно уехать куда-то далеко и не очень и культурно отдыхать (или работать, кому как). Нас звали в Швейцарию и Хорватию, но мы поехали в Воронеж на МакГрегора и Прельжокажа – на Платоновский фестиваль искусств.

В этом году он проходил с 6 по 17 июня – почти на две недели Воронеж погрузился в искусство – театр, хореография, музыка (классическая и не), выставки, встречи, опены. Охватить разом всю программу фестиваля – задача практически невыполнимая, поэтому каждый выбирает что-то для себя. Залы и другие площадки заполнены до отказа, а иной раз и переполнены – воронежцы голодны до искусства, и даже независимая от программы выставка «Сокровенный человек», которую местные художники посвятили Платонову, не пустует и посетители записывают на выходе свои впечатления в специальную книгу.

Будь то зал Воронежского театра оперы и балета, где негде было даже встать (!) на гала Прельжокажа, или Рамонский парк перед дворцом принцессы Ольденбургской, где непрошедшие на концерт поп-джазовой группы DelaDap стояли у оград и ничуть не обламываясь, танцевали и снимали на телефоны. При этом доверие фестивалю стопроцентное – многие не знают, на что они сегодня пришли, но не прийти не могли.

 

А как жители Воронежа откликаются на призыв о помощи – в этом году на фестивале работали 220 волонтеров. Дарья Коновкина, которая помогала нам с переводом на интервью с танцовщиками труппы МакГрегора, уже пятый год на фестивале:

«Это ужасно выматывает, ты можешь почти не спать, но это очень круто».

(на видео другая Дарья, которая волонтерила на Прельжокаже)

 

Нам удалось охватить танцевальную программу фестиваля и немного урвать музыкальной (при этом посетить все выставки и встречу с Мариной Давыдовой). Обо всем по порядку.

 

ПРЕЛЬЖОКАЖ

 

Прибыв в Воронеж 12ого, мы тут же отправились на премьерную в России «Фреска. Картина на стене» — постановка Прельжокажа 2016-ого по мотивам китайской сказке о попавшем в картину герое (а точнее сказок, поскольку в Китае есть несколько вариантов, и все танцовщики труппы изучили). При этом постановка совсем не стилизована под Восток – это чисто прельжокажовский стиль хореографии, как будто иероглифы, выписанные на сцене по-французски.

Приземистые плие по второй и барабаны разве что намекают на Азию – в основном привычные прямые линии французского модерна на высокой скорости. По свету картинка больше отсылает к полотнам голландцев, застывшие в какой-то момент в ту самую картину из сказки танцовщицы и вовсе подсвечены на полотнах Караваджо, а полутень и движения героев напоминает сфумато. Клубящийся видеомаппинг и воздушные полотна в одной из сцен закрепляют это ощущение воздуха в картине, а в одном дуэте пара словно двигается в густом пространстве космоса — звездные туманности на заднике и парящие руки танцовщиков. История условна, но нарратив обнаруживается в конце, когда композиция постановки закольцовывается – герой таки путешествовал в картине и оставил там свой след.

 

На следующий день артистка труппы Прельжокажа – Нурия Нагимова – давала класс танцовщикам воронежской труппы, а потом сама французская труппа занималась классикой у Александра Литягина (главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета), от чего была в полном восторге.

«Они обожают такое, — говорит Нурия, — К нам каждую неделю приходят новые преподаватели с разными классами и техниками: то классикой занимаемся, то йогой».

 

Сам Прельжокаж, хоть и пришел не из классики, её считает основой для своей хореографии и танцовщиков в труппу подбирает в первую очередь из классиков.

Воронежский камерный театр  с недавнего времени принялся за современный танец – была набрана труппа и уже поставлены работы Ольги Васильевой «Мы» (по Замятину), Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского Apples & pies (по Бунину и Куприну). Воронежский театр оперы и балета тоже открыт всему новому, его главный балетмейстер Александр Литягин рад, что зрители могут посмотреть на постановки хореографов мирового масштаба  в рамках платоновского фестиваля, и он бы хотел добавить в репертуар театра балеты таких мэтров, над чем он уже и работает.

 

Труппа Прельжокажа еще и оттанцевала гала под названием Playlist#1, при том, что многие зрители думали, что так называется балет. На самом деле это были отрывки из девяти балетов хореографа, среди которых самые известные «Парк», «Белоснежка» и «Ромео и Джульетта». Возможно, поскольку Playlist#1 показывали только один вечер, то ажиотаж был невероятный – нам пришлось побегать по этажам в поисках стоячего места.

Духота на балконах не мешала зрителям бурно аплодировать после окончания сцен и даже удачно выполненных (а как еще?) поддержек – особенно комично смотрелись рукоплескания, после того, как  Ромео себя прикончил. Но понятно, что вызывало такой восторг – технически сильная труппа и элегантная хореография Прельжокажа, каждый танцовщик исполнял свою партию безупречно и артистично: будь то ведьма (Нурия Нагимова), с садисткой ухмылкой заталкивающая яблоко Белоснежке, или Джульетта, порхающая от щенячьей любви и тут же «мертвая» и  потом умирающая от горя.

 

«Культура Zero»

В рамках фестиваля проводились встречи с писателями, мы посетили презентацию книги театрального критика Марины Давыдовой «Культура Zero». В книге собраны тексты рецензий и статей Давыдовой о театре начиная с 2000х. Для критика было важно собрать тексты, «где удалось выйти в размышлениях за грани театра» — поэтому многие имена просто не попали в книгу. «Фрагментарность эпохи обуславливает фрагментарность книги», которая делится на главы весьма условно. Это «репрезентативное описание театра, который космополитичен – большинство режиссеров граждане мира».

«Если вам интересно следить за ходом моих мыслей, то вам будет интересна эта книга»

 

МУЗЫКА

Музыкальную программу нам тоже удалось немного охватить. Два вечера мы провели в Концертном зале филармонии. И здесь надо отдать должное желанию организаторов фестиваля познакомить публику не только с уже известными музыкальными шедеврами, но и дать возможность получить новый слушательский опыт. Таким для нас стал концерт Итамара Голана (фортепиано) и Илья Грингольца (скрипка), где исполнялась музыка композиторов эпохи романтизма 19-20 веков (Шуман, Яначек, Энеску). На концерте создалось впечатление, что музыку романтистов мы рассматриваем словно под лупой – постепенно нарастающая эмоциональная напряженность Шумана немного оттаяла в звуках Яначека, который как раз синтезировал в своём творчестве фольклор и традиции романтизма, а во втором отделении этот замес (фольклор и романтизм) в максимальном количестве прозвучал у Энеску, на которого, кстати, когда-то оказал большое влияние Шуман.

 

Ну, а на концерте Давида Фрая мы проникались сдержанностью, гармоничностью и текучестью музыки Баха. Ведь именно Фрай известен своим проникновенным и оригинальным исполнением его произведений. А второе отделение на контрасте перенесло нас в сказочный мир Равеля.

 

Но одной филармонией фестиваль не ограничивается и проводит концерты еще не открытых российской публикой групп в необычных местах: на меловой карьер Белый колодец на берегу озера мы не попали, зато были на дамбе Чернавского моста и в парке Рамонского замка.

Попасть на дамбу, явно обозначенную на карте, оказалось не так-то просто: сначала водитель автобуса увез нас на Левый берег, потом местные жители не могли показать направление. Но тем не менее мы на нее таки попали – это оказался продолговатый полуостров посреди реки Воронеж, весь в зелени. Сам концерт проходил на песочке, возле воды, под россыпью звезд. Играла американская группа Tall Heights, обозначенная в анонсе загадочным «инди-фолк» — журналисты тщетно пытались добиться от двух друзей-музыкантов, как именно это будет звучать и о чем будут песни:

«Мы просто делаем, что нам нравится. Песни о любви, одиночестве, о том, как быть вместе и оставаться собой.»

 

Харрингтон и Райт играли на улицах Бостона, используя только виолончель и гитару и свои голоса. На концерте был еще барабанщик и электронные звучки. Зрители, расположившиеся на песке, быстро прониклись неторопливой и легкой как летняя ночь музыкой, и постепенно стягивались ближе к сцене, танцуя и подпевая. Лучше вечера для июня и не придумать.

Совсем другой по атмосфере был опен-эйр перед дворец принцессы Ольденбургской (внучки Николая I) в г. Рамонь. Австрийская группа DelaDap (цыг. «дай мне бит») своими цыганско-джазовыми композициями в стиле поп-кустурица заставила всех, независимо от возраста, повскакивать со своих стульев и пуститься в пляс перед сценой. Провоцировала всех на это миниатюрная и харизматичная  вокалистка Йола Б, неустанно танцевавшая и дававшая «пять» всем желающим. Трубач и саксофонист прыгали не меньше, а потом еще  и бас-гитарист. Несколько сбил темп вечера музыкант Антон Макаров, исполнив нечто лирическое на гитаре и вспомнив при этом про наводнение в каком-то американском городке, но потом на сцену опять вышли DelaDap, и тут уже, как говориться, «танцуют все!»

 

МАКГРЕГОР

Если в музыкальной программе хедлайнером был Cronos quartet, а в театральной – «Старик и море» Васильева, то в танцевальной их было два – Прельжокаж и МакГрегор. «Фреску» первого впервые показали в России, а «Автобиографию» еще свеженькую привезли после Дягилевского в Питере. И те, кто не попал в первый раз, ехал специально в Воронеж (как мы), чтобы увидеть последнее творение гения хореографии.

В этот раз МакГрегор решил обратиться к собственному геному – ученые его расшифровали, он все это показал танцовщикам, и пошла работа над 23 танцчастями (что равно 23 парам хромосом). Части названы довольно обще (remember – воспоминание, sleep – сон, choosing – выбор, world – мир), и значение их хореограф не раскрывал танцовщикам. Каждый вечер танцуется только 15 частей, какие именно – выбирается заранее специальной программой (обычно за неделю, но МакГрегор хотел бы за день), неизменны только первая (аватар), середина и последняя (выбор). И каждый вечер получается новая постановка – ни одна из них не повторяется. Даже танцовщики внутри постановки постоянно миксуются – все взаимозаменяемы, и сегодня девушка может исполнять поддержку молодого человека, а не наоборот как вчера. Таким образом, получается тысячи постановок можно сделать с помощью таких комбинаций. Эта миксовка говорит о тысячи возможных вариантах «себя», каким ты можешь быть, имея заложенный в тебя код от рождения. Либо как ты можешь проявлять себя каждый день, какие схемы будут работать сегодня, а какие завтра.

 

Вариантов трактовок этого много, как и во всех постановках МакГрегора. Также как и сверхскоростной уникальной его пластики (как можно постоянно изобретать такое количество движений?), которую удивительно точно и выносливо исполняют танцовщики его интернациональной труппы, и, конечно, свет. Он работает наравне с танцем, то агрессивно ослепляя зрителя стобоскопом, то вовсе выключаясь, то скользя пластами по залу, вынуждает моргать чаще.  Названия танцчастей общие и довольно абстрактны, но интуитивно приходит понимание того ощущения, которое хотел донести МакГрегор. Здесь все сложно и все просто одновременно, и хореография говорит, и зал понимает.

 

Поездка на фестиваль стала недельным погружением в искусство, мозгоштурмом и пищей для ума, которой хватит еще на долго. После такого, однозначно говорим – берите отпуск и поезжайте в Воронеж, такой концентрации культуры вы не получите и за весь год. А нам остается выразить благодарность организаторам фестиваля, волонтерам и зрителям, которые так голодны до искусства и так благодарны.

Текст и видео: Нина Кудякова, Светлана Польская

Фото: Нина Кудякова, Андрей Парфенов