«Кафе Идиот»: игра контрастов

размещено в: STAGE | 0

Что будет, если смешать произведения Достоевского и Пины Бауш? А что общего у «Идиота» и «Кафе Мюллер»? Примерно такие вопросы возникают в голове, когда идешь на постановку Александра Пепеляева «Кафе Идиот», выдвинутую аж в четырех номинациях  «Золотой маски».

«Кафе Идиот» Фото: Rust2D

Заходишь в зал, а на сцене «танцует» белый платок в окружении вентиляторов на фоне ангелочков из «Сикстинской Мадонны». И воздуха много во всем спектакле – развевающиеся платки, слетающее платье , вздохи и свистящие выдохи.  Сами танцовщики тоже чуть не летают на сцене – безумные прыжки, бег по стене, парящая Настасья Филипповна.

Время тоже один из главных участников спектакля – оно как пружина то медленно  сжимается, то выстреливает в бешеном темпе. «Несмотря на то, что материал литературный, он дает хорошую платформу для движений. В нем много про время, а время − это всегда элемент, связанный с движением,»- говорит Александр в интервью для сайта театра «Балет Москва».

«Кафе Идиот» Фото: Rust2D

Танцовщики на сцене то перемешиваются, то распадаются, следуя ломаному ритму экспериментального джаз-рока Ника Бейча – не успеваешь уследить за всеми, а так хочется смотреть не отрываясь, как Мышкина (а может и Рогожин)снова и снова засасывает в дверной проем . Как у Каннингема – каждый должен решить сам, на что ему смотреть.

А глазу на сцене есть за что зацепиться – красные костюмы с намеком на эпоху Достоевского, созданные  художником Сергеем Илларионовым, контрастируют с зелеными стенами и видеоинсталляциями. Правда во время спектакля герои по частям избавляются от красного, к концу оказываясь в одних белых рубахах, будто скинув маски.

«Кафе Идиот» Фото: Rust2D

Периодически звучит отрывок из романа, читаемый ребенком, о судьбе Настасьи Филипповны или об эпилептическом припадке князя. Каждая из шести танцовщиц по очереди выступает в роли Настасьи, Рогожных и Мышкиных тоже несколько. Они сталкиваются между собой, исчезают и снова появляются, натыкаются на стены или нечто невидимое в пространстве (отсылка к «Кафе» Пины).

«Кафе Идиот» Фото: Rust2D

Во время просмотра понимаешь, что такие бинарные  контрасты — текст русского писателя/ постановка немецкого хореографа, слово/танец, быстрое/медленное, красное/зеленое, Мышкин/Рогожин, Настасья/Аглая, детский голос/взрослые проблемы – друг друга делают ярче, живее, понятнее.

И весь этот контраст высвечивает одну общую тему «Кафе» и «Идиота» — невозможность счастья и непонимание, как его обрести. Какая-то фатальная обреченность, и непонятно в чем же причина – в судьбе, в людях или самом себе.

Текст: Нина Кудякова

Фото: Rust2D

Оставить ответ