«Красный Квадрат» команды Ohne Zucker

размещено в: STAGE | 0

«Каждая форма – есть мир…

Квадрат не подсознательная форма.

Это творчество интуитивного разума»

Каземир Малевич

 

10 ноября в новом творческом пространстве «Хитровка» представили танцевальную инсталляцию «Красный Квадрат» проекта «Онэ Цукер» (проект посвящен исследованию и разработке методологии танц-перформанса). Хореограф и перформер  Тарас Бурнашев.

красный квадрат, хитровка, dozado

«Вымой руки! Стой справа! Не верти головой! Не нервничай! Всю нашу жизнь со всех сторон нам поступают указания, как стоит действовать. Довольно часто мы следуем этим инструкциям, даже не задумываясь. Жизнь превращается в автоматическое выполнение рекомендаций, советов, указаний. Исчезают желания и эмоции. Подчиняться легко и приятно».

Пока зрители занимают свои места, четыре актера стоят неподвижно в пространстве зала. Свет на протяжении всего действия остается включенным, потому зрители и артисты находятся в одной плоскости. Тишину нарушает закадровый голос, спокойный, но твердый. Сами фразы больше похожи не на приказы, а на указания: «Подними правую руку! Согни левую ногу!». Актеры выполняют движения в соответствии с поступающими указаниями, но своим способом: когда им говорят, что делать, все выполняют по-разному, не только по форме (руку можно согнуть под прямым углом, а можно под острым, наклониться можно до пола, а можно до пояса), но и по идее: кто-то искренне и старательно выполняет каждое указание, кто-то делает для вида. Но каждый, не останавливаясь, продолжает делать то, что ему говорят.

«Закрой рот, сними одежду, остановись!»… Долгая пауза. «Продолжай медленно». До какого предела они смогут дойти? «Улыбайся».

красный квадрат, хитровка, dozado

Перформеры одеты в классическом, немного ретро, стиле: мужчины в брюках и рубашках, девушки в платьях и юбках, но точное время, в котором разворачивается действие по одежде определить сложно. «Зритель попадает в пространство, где не существует времени и нарратива, но где разворачивается сама суть некоего ненавязчивого насилия, процесс легитимации авторитаризма»- говорится в анонсе.

Все что мы знаем о танцевальной инсталляции до ее начала указано в описании к ней:

«В спектакле исследуется тема насилия и свободы с помощью танца, предпринимается попытка ответить на вопрос: что будет, если заставить подчиняться внешним командам не сознание, но тело?..»
И этого оказывается достаточно для того, чтобы начать выстраивать свои предположения о задумке автора.

красный квадрат, хитровка, dozado

На протяжении всего спектакля голос часто замолкал, создавая эмоциональное напряжение и давая возможность сознанию перебирать варианты причин такого поведения актеров, которые в эти минуты неподвижно стояли в самых неудобных позах. Мысли рождаются во время долгих пауз. В моменты тишины зритель оказывается один на один со своими мыслями, он растерян. Создатели отдают зрителю право наполнения постановки собственным содержанием: мы не видим эмоций, не знаем, мучаются ли те, кто исполняют указания или, наоборот, получают удовольствие, есть ли у них какие-либо чувства или это касается только тела и его выносливости, знают ли они, что можно не повторять за голосом, или им это никто об этом не сказал.

Во время особого напряжения я стала наблюдать за другими зрителями, освещение было в меру ярким, и мы  все, включая актеров, могли видеть друг друга. Я искала глазами тех, кому было так же эмоционально тяжело, как и мне. Таких было не так много: кто-то очевидно скучал, устав от монотонности действий, кто-то внимательно, но несколько отстраненно (так обычно смотрят профессионалы) следил за происходящим, кто-то недоумевал, кто-то просто улыбался.

красный квадрат, хитровка, dozado

Признаюсь, первая половина выступления для меня была мукой, как, наверно, и для любого другого индивидуалиста. Приказы были простыми, но абсурдными: «Достань из кармана сухарик, ешь его», «Корчись».

И мне хотелось сказать: «Остановитесь! Хватит делать бессмысленные движения!», попробовать включить зрителя в процесс и дать обратную связь. Ведь чем больше обратной связи, тем интереснее результат эксперимента. Здесь подопытным выступает зритель, как единица, и общество, как совокупность. Готовы ли мы молча смотреть, как другие бессмысленно мучаются, подчиняясь абсурдным приказам «из ниоткуда» или, может быть, это для меня из ниоткуда, а для тех, кто это выполняет, действие имеет свой смысл, нами непонятый, и нам не стоит вмешиваться, оставляя возможность отвечать за свои действия тем, кто выполняет указания, а, может быть, мы сами те, кто смиренно исполняет чуждую нам чужую волю?

И как еще лучше показать, чем не через танец. Помимо идеи, интересно понаблюдать и за биомеханикой движения. Как устает тело, сколько оно может выдерживать нагрузки в той или иной позе. Через тело мы видим уровень напряжения, производимого после указаний.

красный квадрат, хитровка, dozado

Монотонность спектакля в какой-то момент начала утомлять и меня. Через полчаса я, немного устав от множества вариантов расшифровать послание создателей спектакля, начала терять внимание и, задумавшись, обнаружила, что моя рука резко дернулась вверх на приказ голоса «поднять руку», т.е. пока я отвлеклась, потеряв на несколько секунд контроль над собой, мой мозг сам решил исполнить приказ. В течение спектакля подобное повторилось еще один раз. В какой-то момент голос проникает в сознание и начинает управлять изнутри, он, замещая, сам становится сознанием, стоит только отбросить мысли о том, для чего это нужно и почему я должен это делать. «Подчиняться легко и приятно». Можно снять с себя неудобную сковывающую ответственность и бездумно повторять указания, не сопротивляясь, не выражая своих предпочтений. Таким образом, создатели добились поставленной цели, показав что «..можно увидеть, как власть проникает в тело человека. Что в этот момент происходит с сознанием — решать наблюдателям..»

красный квадрат, хитровка, dozado

Я пыталась мысленно собрать движения в танец, абстрагируясь от голоса, пыталась разрушить правило, которое запрещает нам быть действующим лицом постановки, я разрушала свои внутренние стереотипы и погружалась в глубины исследования связи сознания и тела. В совокупности «Красный квадрат» – это и танец, и перфоманс, и инсталляция, в зависимости от того, под каким углом зритель будет смотреть, исследовать, оценивать. Однозначно, если вы человек думающий и тонко чувствующий процессы, протекающие внутри и вовне, вам будет интересно поучаствовать в этом эксперименте.

красный квадрат, хитровка, dozado

Текст: Ирина Балинова

Фото: Маша Сычёва

Оставить ответ