ИНТЕРВЬЮ: израильский хореограф Лотем Регев

posted in: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

В Москву приехал израильский хореограф Лотем Регев для работы над постановкой для театра “Балет Москва”. Ее покажут на вечере современной хореографии “Четыре действия” в рамках большого российско-израильского проекта с участием четырех хореографов и трупп четырех театров, организованный фондом Mart и центром Suzanne Dellal. Для создания своих постановок два израильских хореографа посетили Россию, а два русских — Израиль.

Премьера состоится весной 2021 года в Тель-Авиве — Надав Зельнер, Лотем Регев, Владимир Варнава и Игорь Шаройко покажут 4 работы в один вечер.

Лотем Регев работал танцовщиком в Гётеборгской опере, израильских танцевальных компаниях «Батшева», Kibbutz Contemporary Dance Company и Inbal Dance Theater и с многими известными хореографами: Охадом Наарином, Сиди Ларби Шеркауи, Шарон Эяль, Ициком Галили и Бараком Маршаллом. Также он руководил образовательной танцевальной программой International Dance Journey в Kibbutz Contemporary Dance Company.

© Фото – Олеся Мацота

Как прошел для вас этот непростой год? И как вы стали частью проекта, организованного фондом Mart?

Да, сейчас действительно непростое время и для человечества в целом, и для тех, кто профессионально связан с искусством. Мне очень больно от того, что я и другие артисты современного танца не могут выступать в привычном режиме. Делать то, что нам по сути необходимо. Сейчас пришлось запастись терпением.

Но лично мне очень повезло, что практически весь период пандемии я работал. Кажется, что сейчас рождается история, которую я смогу рассказать через 10 лет: о том, как в это непростое время я путешествовал по миру, создавал свои работы.

Для меня это честь. Совсем недавно, в августе, я выпустил онлайн-премьеру в Тель-Авиве. И сразу после этого меня пригласили в Германию, в Государственный театр Гессена в Висбадене, где, вместе с легендарным хореографом Шарон Эяль, принимал участие в выпуске танцевальной постановки.

© Фото – Олеся Мацота

Там я и провел два месяца, пока в Израиле был локдаун. Затем на неделю вернулся в Израиль, и теперь я здесь, в Москве, по приглашению Фестиваля Mart и центра Suzanne Dellal.

Я желаю человечеству поскорее выздороветь, артистам — быстрее начать выступать. Моя карьера сейчас на подъеме. Мне очень повезло быть здесь, в Москве, я познакомился с очень приятными людьми.

Это ваш первый приезд в Москву?

Я был в Москве в 2006 году с израильской труппой. Тогда мы приехали на фестиваль в Суздаль, и были проездом в Москве. Я немного помню Красную площадь, а еще я вижу, что Москва сильно изменилась за это время, и у меня такое ощущение, что я здесь впервые.

Люди, с которыми я сейчас общаюсь, – очень гостеприимные, открытые и щедрые. Я наслаждаюсь общением с ними. А еще мне очень нравится, как свободно можно перемещаться по городу на метро и гулять пешком.

© Фото – Олеся Мацота

Успели ли вы посмотреть работы театра “Балет Москва”?

Да, я успел посмотреть “Все пути ведут на Север” хореографа Карин Понтьес. И постановка меня очень впечатлила. В ближайшие недели мне предстоит увидеть “Танцпол” и “Волшебник страны Оз”. А прямо сегодня меня ждет “Кафе Идиот”.

Расскажите, какие работы за последние три годы произвели на вас самое сильное впечатление? Что бы посоветовали посмотреть?

Дайте немного подумать, что тронуло меня в последнее время, за исключением моих собственных работ… Я кстати из тех людей, кто любит свои работы, честно говоря (смеется)… Но если осмотреться… Я бы назвал трех израильских хореографов. Первая работа — это “II ACTS FOR THE BLIND” Роя Ассафа. Я смотрел его три или четыре раза. Вторая, это SOUL CHAIN Шарон Эяль. И третья — соло, поставленное моим другом, независимой медиа артисткой Широй Эвиатар. Она сделала постановку для ее друга Саида Эвиатара. Это был прекрасный опыт с точки зрения переноса европейской культуры из Йемена в современный танец.

© Фото – Олеся Мацота

А чему посвящен проект, который вы готовите с артистами театра “Балет Москва”?

Это уникальный проект, коллаборация России и Израиля в современном танце с участием хореографов и артистов с обеих сторон. И я чувствую, что в этом проекте представляю культуру Израиля в танцевальном искусстве.

Когда я собирался сюда, у меня был определенный план. Я готовился к проекту несколько месяцев, и у меня было четкое представление.
Но когда приехал сюда и увидел прекрасных артистов театра “Балет Москва”, я полностью изменил замысел и начал с полного обнуления. Изначально я хотел предложить свое хореографическое видение московской труппе, а после встречи с ними был так изумлен… настолько они открыты всему новому и настолько их техника на высоком уровне. Я понял, что не надо просто нести им свое видение — нам надо пойти навстречу друг другу и сделать что-то на этом стыке. И поэтому я отказался от своего первоначального плана, где был только я.

© Фото – Олеся Мацота

В течение нескольких недель мы искали общий язык. Я думаю, в итоге у нас родится постановка о моем опыте взаимодействия с театром “Балет Москва” и об опыте взаимодействия артистов театра со мной.
Если же мы посмотрим на работу в расфокусе, то она о человеческой сущности, о движении людей навстречу друг к другу и человеческих взаимоотношениях. И я думаю, что в текущую эпоху социального дистанцирования я чувствую, что мне очень повезло посредством искусства и современного танца показывать близость и теплоту между людьми. Эта постановка о том, как можно доверить себя другому человеку. В ней много прикосновений и объятий.

То есть получилась совместная работа — ваша и артистов театра “Балет Москва”?

Абсолютно верно. Встреча с артистами повлияла на меня и на это произведение. Я добавил туда свое желание показать близость между людьми. Я вообще из тех людей, кто очень быстро влюбляется, и уже успел влюбиться в двух-трех артистов и принять каждого из них. При этом сам творческий процесс был непростым. Я очень упрям как постановщик, я повторяю свои требования снова и снова…

© Фото – Олеся Мацота

Если фокусироваться на работе с артистами, скажите, было ли сложно выбрать десятерых из труппы, которые будут участниками постановки? Знаем, что вы сделали это в ходе воркшопа.

Это был очень непростой выбор. Я знал, что техника артистов на очень высоком уровне, но был действительно удивлен, насколько она высока и у артистов современной и классической труппы.
И да, процесс выбора был очень интересным, потому что все очень открыты танцу и сердцем, и разумом.

А как вам то, что в театре существуют две труппы: классического и современного танца?

Присутствие артистов разных танцевальных техник в одном театре — это очень интересно, это создает почву для диалога и более широкую платформу танцевального выражения. Я думаю, что это прекрасная концепция, когда в одном театре есть две такие труппы. И я не завидую Елене Тупысевой (прим. директор театра), ее титанической работе по взращиванию труппы. Сам я выхожу из мира современного танца, и мне приятно видеть артистов современного танца такого высокого уровня.

© Фото – Олеся Мацота

В итоге вы остановили выбор на артистах современной труппы? Или работаете и с классической, и с современной труппой?

Вообще, меня пригласили сделать работу с современной труппой, но я попросил встречу со всеми. Как я уже говорил, я очень быстро влюбляюсь, и мне было любопытно познакомиться с артистами, которые происходят из другого мира — не из мира современного танца.

После кастинга со мной остались 8 артистов современной труппы и 2 из классической. Последние двое совершенно очаровали меня и каждый день удивляют своей работой. Думаю, их опыт и их мир сделают работу еще ярче.

Это ваш первый опыт работы с артистами классической труппы?

Да. Мне доводилось работать с артистами, которые умеют танцевать в разных стилях, за плечами которых была в том числе и классическая школа. Но работа с классическими балетными артистами состоялась впервые. И это очень вдохновляющая возможность.

© Фото – Олеся Мацота

Прекрасно! Мы с нетерпением ждем премьеру вечера одноактных балетов “Four Movements” (“Четыре движения”). Расскажите о концепции этого вечера: будут ли все четыре постановки объединены одной темой?

Да, нас ждет премьера сразу четырех постановок длительностью по 15 минут. Они не объединены одной темой. Я думаю, это будет галерея израильского и российского искусства современного танца. Представим четыре Вселенные на одной сцене. В целом, считаю, что это просто прекрасная идея Фестиваля Mart и центра Suzanne Dellal объединить вместе российский и израильский современный танец.

В моей карьере хореографа эта коллаборация будет одной из самых ярких. Я очень счастлив быть участником проекта, находиться в этом городе, работать с труппой театра “Балет Москва”.

Материалы предоставлены театром “Балет Москва”

Фото: Олеся Мацота