Медиа-художники. Кто эти люди?

А всё началось с одной любопытной истории. Давным-давно, еще до пандемии коронавируса, мы задумали проект, результатом которого должна была стать импровизация танцовщиков под видео-проекции картин художника-коллажиста. Проект был сложный, поэтому мы искали прокаченных участников. И вот узнали, что есть такой Инновационный Театр Балета КАЛУГА и пригласили к себе. К нам приехали прямо из аэропорта, немного уставшие, но очень увлеченные ребята. Они рассказали, что только вернулись с фестиваля “Таврида-Арт”, на котором выиграли грант. А продолжение истории читайте в интервью.

Рассказывает Андрей Горлачев, медиа-художник Инновационного культурного центра г. Калуга и Инновационного Театра Балета КАЛУГА.

Андрей, нас давно интересует вопрос – кто такие медиа-художники и какова их роль в танцевальном искусстве?

Это хороший вопрос. По факту такой профессии как медиа-художник в наших учебных заведениях не существует. Например, я по образованию фотограф. Закончил Колледж культуры по фото/видео, что предполагает не только искусство фотографии, но и режиссуру, монтаж видео. Затем поступил на кафедру фотомастерства в московском Институте культуры. Большая часть моего обучения связана с визуальностью в фото и видео сфере. А вот дальше мое продвижение к медиаискусству происходило опытным путем. Несколько лет назад меня пригласили в калужский театр сделать видео-арт к спектаклю Константина Солдатова по произведению Шварца «Дракон», с которым мы и сейчас очень плотно работаем. Я сделал видео, это была работа с проекциями, а дальше мы стали экспериментировать c этим в сценографическом плане. Всё закрутилось, и наша работа постепенно перерастала в медиа-арт.

В нём огромное количество своих подразделений — это и нет-арт, и кинетические скульптуры, и сенсорные датчики, и креативное программирование, и проекции, и генеративный дизайн.

Есть люди, которые, наоборот, вышли из программирования и стали заниматься художественными проектами. Медиа-арт — довольная гибридная структура и поле экспериментов на стыке, где огромное количество людей совершенно разных интересов, занятий и навыков, создают что-то общее. Этим мне и нравится медиа-арт, это большое экспериментальное поле, совершенно безумное.

В нашем спектакле «Это тебя касается» только за звук отвечала команда из нескольких человек, а ещё были те, кто разрабатывал инженерные решения для работы со светом, с движущейся инсталляцией, с датчиками. И кстати, разработка сайта, который является прологом к спектаклю, тоже медиа-арт. Это не просто собрать страничку, это целое произведение искусства.

Но не стоит бояться, если вы чего-то не знаете внутри огромного количества направлений медиа-арта. Только открытость ко всему позволяет двигаться дальше и учиться новому.    

Расскажите подробнее про проект «Это тебя касается». Вы действительно отстаиваете идею, что человек нуждается в тактильности?

Да! Я в этом уверен, как человек, который много работает с визуальными образами, и порой моя работа может заключаться в том, что я 20 часов провожу за компьютером (что-то монтирую или снимаю). Похожее я наблюдал и в фотографии: когда фото материал отснят и я его вижу в компьютере – это одно, а когда ты его напечатал и повесил фотографии на выставке, ощутил их материальность, то совершенно иначе относишься к произведению искусства и к своему труду. Согласитесь, это странно когда ты работаешь с виртуальным пространством, вложил туда кучу сил и эмоций, но так и не ощутил их физически.

И очень забавно получилось, что темой спектакля «Это тебя касается», мы выбрали тактильность, феномен прикосновения, жеста. А в связи с пандемией она стала невероятно актуальной, даже злободневной. Прикосновение к человеку можно сказать сегодня табуированная тема.

Спектакль «Это тебя касается» — один из самых сложных постановочных процессов, которые до этого мне приходилось осуществлять. Над ним работала огромная команда прекрасных людей, настоящих профессионалов своего дела.

Он является частью проекта «Code: Провинции», который возник в августе 2019 года. Тогда в рамках фестиваля “Таврида-Арт” проходил грантовый конкурс в сфере театральных инноваций. С Ксенией Голыжбиной, руководителем Инновационного Театра Балета Калуги, мы работаем вместе давно и всегда искали художественный язык на стыке между технологиями и театром, танцем и имерсивностью. Этот принцип лег в основу проекта, руководителем которого стала Лариса Монжалей, солистка балета Калуги. Мы решили поучаствовать в конкурсе, и, к счастью, грант взяли.

Инновации – это всегда не дешево и достаточно сложно в реализации. Даже имея хорошую техническую базу в Инновационном культурном центре (ИКЦ), которая нам позволяла делать предыдущие проекты, мы понимали, что необходимо сделать шаг вперед, и для этого нам нужны новые возможности.

Это закономерно, что идея проекта, связанного с тактильностью, возникла в недрах танцевального коллектива? Ведь у артистов балета точно нет проблем с нехваткой тактильности?

Да, вопрос профессиональной принадлежности встал очень остро, спектакль имеет документальную основу, потому что мы использовали персональные истории наших танцоров. Мы попросили их сформулировать опыт очень личных тактильных переживаний. Какие они могут быть у танцовщиков, людей, которые в силу профессии постоянно контактируют тактильно с другими? Нам интересно было посмотреть, чем отличается тактильный опыт в зависимости от профессии, темперамента. Мы прекрасно понимаем, что это зависит и от национальности, южные люди к объятьям относятся проще и более естественно, чем люди западной, особенно северной, культуры.

В спектакле 14 историй по количеству танцоров плюс истории от зрителей. На сайте, который я уже упоминал — пролог к спектаклю, мы получили большой фидбек от зрителей. Их истории мы также включаем в действие спектакля.

Спектакль “Это тебя касается”

А какие наиболее частые истории тактильного переживания встречались?

Прощание с мертвым телом, материнское касание, прикосновения влюбленных. Но были и отвлеченные примеры, босые ноги на траве. Мы для себя разработали понятие —  «коэффициент телесности», про способность и необходимость человека в прикосновениях и то, как сильно это на него влияет.    

Этот термин сначала возник как наше внутреннее определение. Даже по документальным материалам, что мы собрали, разница восприятия была очень заметна – сколько кому необходимо объятий в день. А потом, когда просматривали научные статьи на эту тему, узнали: у человека есть разные рецепторы, в том числе и на лице, которые реагируют сразу на наши эмоциональные центры и прикосновение к ним дает определенный сигнал мозгу. Все эти ощущения резко обострилось во время карантина, когда прикосновения стали табу.

©фото Валентин Мельник
На презентации «Медиа-технологии в современной хореографии»

Большое значение в спектакле имеет звук. Нашими звукорежиссерами была проведена огромная работа по поводу того, как звучат эти истории, они начитаны и слышатся довольно интересно, так как мы используем эффект сарраунда (кругового звука).

Любопытно, при том, что я занимался различными изобразительными средствами в спектакле, звук стал моим фаворитом.

В звуковом сопровождении были задействованы 5 человек: Александр Григорьев (из музыкального проекта Телетейп) написал трек для сайта; Юрий Маштаков (также из Телетейп) отвечал за запись самих историй; Павел Евсеев и Антон Васильев записали еще один шумовой трек для сайта. И Александр Тишкин, главный звукорежиссер, отвечал за общее звуковое решение – подбор звуков атмосферы, среды, их миксования.

Круговой звук (сурраунд) это кинотеатральный принцип, который позволяет создать глубину пространства, можно сказать, аудио сцену. Я сам к нему долго привыкал. Он, правда, довольно интересно звучит, и особенно в моментах затемнения, когда звуковое восприятие преобладает над визуальным, работает очень круто.

Спектакль “Это тебя касается”

Мы долго искали нужный изобразительный язык, и нам очень помогло знакомство с ребятами из компании Плейтроника (большая благодарность Саше Пасу и Андрею Манирко). Они продвигают в частности тему музыкальной игры на предметах. Для себя мы поняли, что в этом есть и момент танцевальности. Датчики реагируют на прикосновения человека к предметам или человека к человеку. И когда происходит замыкание электрической цепи, меняются ее характеристики в зависимости от прикосновения, мы получаем этот сигнал и далее уже в программной среде завязываем ее на звуки. Подобный принцип мы используем и для света в спектакле.

Спектакль “Это тебя касается”

Ещё у нас есть инфракрасные камеры, которые считывают движение человека и привязывают движение света к положению человека в пространстве. Это уже бесконтактная история, но с другой стороны, это прямая световая визуализация танца. И у нас есть в спектакле такой момент – прикосновения светом, самое легкое, самое тонкое. В спектакле ещё есть кинетическая инсталляция, которая была разработана командой инженеров. Она перемещается в процессе спектакля при обработке данных (это конструкция состоящая их трех колец), для нас это была такая визуальная метафора дистанции, как человек определяет для себя круги общения (кто-то для него ближе, кто-то – дальше). 

Спектакль “Это тебя касается”

Надо сказать, очень долго медиа-арт воспринимался людьми искусства и театра в особенности как некий аттракцион. Мне кажется, в этом плане медиа-арт прошел уже какую-то точку, когда перестал быть просто вау эффектом. И сейчас, когда люди достаточно насытились зрелищностью, пришел момент художественного осмысления, как это стоит использовать и где это будет органично.

В нашем спектакле не являются самоцелью показать зрителю какие-то крутые технологии в медиа-арте, напротив, мы обнаружили в этом органику: прикосновение это тактильность, это тело, это танец, это живые (интерактивные) истории, а технологии помогают передать весь этот опыт. 

Кстати, насчет интерактива есть один важный момент – это в принципе некая проблема генеративного искусства – не всегда зритель понимает, что действие происходит здесь и сейчас, что оно создается в режиме реального времени. Понятное дело, мы всячески подчеркиваем — танцоры своим касанием создают музыку, а не по клику звукорежиссера это происходит. Но часто человек просто не может это прочесть, потому что подобные технологии для него еще неизвестны. Поэтому у нас для зрителя предусмотрена такая возможность, чтобы они сами попробовали эти технологии, как во время спектакля, так и в ходе небольшой лаборатории, после его окончания.

Спектакль “Это тебя касается”

Вы согласны, что задача меда-арта как направления в искусстве — внести в существующую традицию что-то новое, инородное. То, что будет кардинально перестраивать нас и открывать новые каналы восприятия?    

Для меня в свое время была шоком музыка Эдуарда Артемьева к фильму «Сталкер», в принципе он во многом перевернул мое мировоззрение, отношение к кино точно. Если говорить о медиа, есть танцевальная компания Chunky Move (Австралия), они использовали кинетические скульптуры и инсталляции с проекцией довольно давно. У них есть работа под названием Connected, это огромная кинетическая скульптура, висящая над планшетом и которая управляется движением танцоров. Это сложно в полной мере назвать медиа-артом, скорее сценография. Но на меня это произвело невероятное впечатление.

Chunky Move’s Connected

Есть медиа движение достаточно сильных художников в России – это безусловно компания «Sila Sveta», они действительно одни из лучших в мире. Мне в свое время довелось поучаствовать в воркшопах в галерее «Марс», где проходил фестиваль Touch-Fest. От названия известной программы – Touchdesigner (универсальный инструмент для медиа-художников), которая позволяет преобразовывать одни данные в данные разного характера. Например, звук в числовые значения, звук в свет, свет в движение и всё это перемешивать.

Мне нравилось, что это атмосфера такого электронного андеграунда. Люди зачастую с техническим складом ума программируют и создают художественные вещи. Это напоминало мне музыку из Берлина 80-х, действительно что-то такое андеграудное, темное, в подвалах, где светят какие-то проекторы, своего рода гипнотическое электронное шаманство. Там мне довелось познакомиться со многими художниками и увидеть работы действительно впечатляющие. Если говорить о современных русских медиа-арт художниках, то это Станислав Глазов, Ян Калнберзин, Анна Титовец, которая работала в Калуге на проекте ДНК.

Во многом меня зацепила андеграудная атмосфера этого движения, это такое варево, в котором разные люди и разные интересы сплетаются на стыке технологий и театра.

©фото Валентин Мельник
На презентации «Медиа-технологии в современной хореографии»

А что будет дальше с проектом?

Мы поняли, что «Code: Провинции» должен стать ежегодным мероприятием. Под это событие мы готовим большую премьеру, о которой пока не могу ничего рассказывать. Если все сложится, должно быть очень интересно. Спектакль «Это тебя касается» остается в репертуаре, и у зрителей по-прежнему будет возможность посмотреть и попробовать на себе медиа технологии.

Мы, конечно, заявляем, что «Code: Провинции» это проект про современный танец и технологии, но какие ещё темы телесности или не телесности или танца будущего будут подниматься – мы хотим, чтобы как можно разнообразнее они были!

ИКЦ стал для меня реальной точкой притяжения, потому что я успел поработать и в других городах России и покататься по Европе, а потом понял, что я работаю здесь, в Калуге, и развиваем мы с командой ИКЦ медиа-искусство здесь. Не потому что нам не нашлось места в Москве ли в другом городе, а потому что это интересно делать именно в Калуге и с этими людьми. Они наш золотой ресурс и возможно, сначала наше творчество проявляется как легкий почерк, а потом, надеюсь, у нас появится свой собственный язык, свой голос.

©фото Валентин Мельник
На презентации «Медиа-технологии в современной хореографии»

© Фото: Валентин Мельник, Анастасия Терентьева, Алексей Климов, Станислав Максимов

Интервью подготовила Светлана Польская