ГравитациИколлаж. Как это было.

размещено в: DANCING PEOPLE, DOZADO LAB, STAGE, ВСЁ | 0

Честно говоря, нет большего счастья, как оказаться в самом сердце творческого процесса и наблюдать за воплощением замысла.

Огромное спасибо хореографу Нурие Нагимовой, всем танцовщикам и партнёрам dozado, принявшим участие в перформансе «ГравитациИколлаж».

Мы подумали, будет интересно рассказать вам о том, как же всё это получилось, точнее, благодаря чему всё это произошло!


В качестве предисловия:

Мы и хореограф

Интересно, как хореограф представляет конечную цель? Сценарий был заранее продуман (буквально до рисунков), но сборка проходила в режиме реального времени. Вот, кажется, только что хореограф познакомился с танцовщиками, первый раз увидел их лица. И сразу началась работа, творческая энергия артистов от движения к движению направлялась к воплощению замысла. Но мы в этот момент видели обычный урок – с разминкой, почти рутинным разучиванием хореографии и вольной импровизацией танцовщиков.

Всем было очень хорошо, все увлеченно пытались разобраться в изобретательной хореографии Прельжокажа. А нам в какой-то момент стало казаться, что времени на создание перформанса просто не останется. «Ребята, как же вы всё успеете?». Но мы держали себя в руках и каждый день выходя из метро, шли вместе с Нурией и весело (с шутками-прибаутками) рассуждали о французской еде.

Мы и танцовщики

Отдельно надо сказать про участников ателье. Когда думаешь, как они сюда попали, что их привело? Они знали, на что идут? Как справляются с тем, что видят друг друга первый раз, а танцевать на спектакле надо вместе и уже через 4 дня. Хорошо, что они так серьезно погружаются в процесс и готовы работать со 100%-ой отдачей. Запомнился момент: одна из участниц буквально воскликнула от удивления: «Ну как? Ну как он /Прельжокаж/ мог такое придумать? Это же гениально!» Да…, похоже, мы здесь действительно пытаемся понять гения. И на кого мы замахнулись?

Так мало того, что замахнулись на хореографию Анжелена, так ещё решили и парафраз на его последний спектакль сделать?!

Мы и фотографы

Фотографы, посещавшие наше танцевальное ателье (Татьяна Матвеева, Яна Горбачева, Владимир Луповской, Андрей Степанов) с интересом (спасибо им за это большое!) погрузились в учебный и репетиционный процесс. Но между делом немного удивлялись: хм… успеете ли? От этих мыслей волнение, конечно, усиливалось: а, действительно, успеем ли? Правда, Яна и Таня отсняв занятия, откладывали камеры и пускались разучивать связки вместе с участниками. Как же это необыкновенно и замечательно, думали мы, а потом опять: да как же мы все успеем-то?!

Владимир Луповской и Нурия Нагимова

Мы и момент истины

И вот, в какой-то критический момент приходит осознание: а ведь контролирующая сила всё-таки есть! Она проявляется в сильной вовлечённости и ответственности каждого участника — и хореографа и танцовщиков. Это придавало всем способность максимально концентрироваться, огромный заряд на творческое самовыражение и конечно, (как мы потом это увидим) сил справляться с форс-мажорами. Наконец-то, можно теперь перевести дух! Но тут же приходит, пожалуй, самое тяжелое чувство: не знать (до последнего не знать!) каким будет конечный результат. А афиша уже напечатана, регистрацию на спектакль закрыли. Всё!

И теперь, друзья, вас ждет рассказ о том, благодаря чему случился важный для нас день — 31 августа 2019 года, когда в Культурном центре ЗИЛ открылась выставка коллажей московского художника Олега Грачева и широкой публике был представлен перформанс «ГравитациИколлаж» под руководством Нурии Нагимовой.  


Лови момент!

Летом 2018 года мы приехали на Platonov fest в г. Воронеж.  У нас, как у журналистов, четко была распланирована программа посещения мероприятий. Но в одно прекрасное утро, мы неожиданно обнаружили, что для танцовщиков Воронежского театра оперы и балета танцовщица труппы Балет Прельжокажа проводит мастер-класс. Мы рванули туда так, что буквально за минуту оделись и были полны решимости проходить сквозь стены, если надо. И, как оказалось, не зря! Там мы познакомились с Нурией Нагимовой, и в тот момент, когда брали у неё интервью, сразу подумали, а не замахнуться ли нам? Привезем Нурию в Москву!

из архива Нурии Нагимовой

Гравитация – это наше всё!

На организацию приезда Нурии у нас ушел почти год. Состыковать расписание действующего артиста оказалось не так просто. В итоге определили, что это будет август, время отпусков и крупных танцевальных фестивалей (о чем мы думали!). Кроме того, мы понимали, что это разовое событие, о котором ещё никто не знает, и переживали — доберутся ли до нас участники. Очень надеялись, что обязательно доберутся. И ещё мы надеялись на силу гравитации (притяжения). В итоге к нам «притянулись» ребята из разных городов – Москва, Калуга, Минск, разного возраста и с разным бэкгрундом. Получилось интересно! Кажется, мы даже оказались в тренде: экспериментировали, размывая границы, балансировали на пике своих возможностей и искали что-то новое, своё!  

Время проявить волевые усилия. Или домашнее задание по Прельжокажу.

Нурия сомневалась: «Может не стоит ребят заранее нагружать, мы будем всё это делать на классах», — говорила она. «Нет, стоит!», — настаивали мы, просто даже потому, что ратуем за тот факт, чтобы танцовщики приходили на обучающие классы подготовленные, а не с чистого листа. Здесь следует также отметить, что творческий метод Прельжокажа подразумевает постоянные домашние задания для танцовщиков. Это в его труппе обычная повседневная история.

Наши участники подготовились. Но дальше случился интересный и неожиданный момент. Нурия, отсматривая самостоятельные работы ребят никак их не оценивала. «Спасибо, следующий», — говорила она. А мы как привыкли? Мы привыкли получать обратную связь: что сделано так, что не так, как-то подискутировать, обсудить свою работу. Это та ещё проверка оказалась для нас! В итоге, Нурия объяснила: Прельжокаж, отсматривая домашние задания, практически никогда их не комментирует. Он может сразу, по следам импровизации танцовщика, заострить внимание на чем-то, что ему показалось важным. И тогда просит всех повторить это. Но чаще, он просто смотрит, а потом на репетиции может что-то вспомнить из увиденного и попросить поработать с этим. Кстати, в случае работы над спектаклем «Gravite» Прельжокаж не использовал ни одну из импровизаций своих танцовщиков.

Не бойтесь предлагать свои правила!

Тут, наверное, самое время рассказать, как появился в этом проекте художник.

А всё просто. Когда мы стали думать, проведём танцевальное ателье по хореографии Прельжокажа, это уже само по себе событие! Формат ателье, так как это практикуется во Франции, подразумевает финальный показ выученного материала в узком кругу близких и друзей. А как мы привыкли? Правильно! «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». 100 друзей не поместить в репетиционный зал.   

И что важно, в кругу наших друзей оказались Екатерина и Олег Грачевы. Мы не раз бывали у них в гостях, где на стенах висят работы Олега. Это коллажи, созданные им в разные годы (в технике «резано-клееный бумажный арт»). По совокупности Олег Грачев уже более 40 лет занимается этим искусством. И не раз мы пытались разгадать сюжеты его коллажей. Это похоже на сплетение мифов, артефактов, штампов, закрепившихся в культурном сознании человечества. Но именно композиция из множества этих деталей создаёт поразительный эффект. И вот, вы уже разгадываете замысел, сочетающий начитанность, хулигантство и увлечённости автора.

При участии Екатерины Грачевой (дочери Олега Грачева) смог реализоваться наш смелый замысел – соединить коллажи с хореографией Прельжокажа.

©Андрей Степанов

Главное случилось. А что осталось?

5 коллажей — 5 танцевальных импровизаций.

Опережая подведение итогов о том, главном для нас, событии, сразу предупредим — больше этот перформанс мы не увидим (разве только в фото и видео-документах). Потому что мы законопослушны и соблюдаем авторские права.     

А теперь отмотаем время назад, когда Нурия только что познакомилась с творчеством Олега Грачева и мы вместе много рассуждали над тем, как объединить коллаж и танец. Задачка, конечно, интересная! В частности, рассматривалась идея — сосредоточиться только на теме «гравитация». Используя творческий метод и танцевальную лексику, созданную Прельжокажем в процессе работы над постановкой Gravite, можно было продолжить увлекательное путешествие в гравитационные явления и уже исследовать виды гравитации в коллажах художника.

Однако Нурия, как хореограф и режиссер этого эксперимента, выбрала другой путь. Коллажи как ассоциации на танцевальные спектакли Прельжокажа. Т.е., одновременно путешествие по картинам Олега Грачева и знаменитым спектаклям мэтра («Gravite», «Фреска», «Empty moves», «А дальше – тысячелетия покоя» и дп.). Нурия искала совпадения в композициях — коллажной и хореографической, при этом создавая совершенно новый сюжет.

От «Розы ветров», точке, где сходятся все пути, мы продолжили своё путешествие на «Космическом поезде» и упали в «Зависимость», а потом ходили «Вокруг да около», пока не набрели на «Чужие страсти».

©Видео Александр Майса

Да, это было прекрасное путешествие в мир коллажа и танца. И отвечая на вопрос: а что же осталось? Остался бесценный творческий, танцевальный, артистический опыт! А он ведь не любит повторений! Так что — до новых встреч, друзья!

Отдельная благодарность нашим партнёрам, без которых мы бы не реализовали этот проект:

Французский Институт в России (Ирина Зайцева, Elisabeth Braoun)

Культурный Центр ЗИЛ (Ольга Рубен, Анастасия Куклина)

PS

В процессе создания проекта «ГравитациИколлаж» появился новый термин — коллажборация (автор Олег Грачев)


ПРОДЮСЕРЫ ПРОЕКТА (мы): Светлана Польская, Нина Кудякова

ТЕКСТ Светлана Польская