Самобытность, свой почерк, смысл. Рецензия на спектакль «Девушка с фарфоровыми глазами»

размещено в: STAGE | 0

Спектакли труппы «Провинциальные танцы» могут нравиться или нет, впечатлять, раздражать, вдохновлять, удивлять или заставлять думать, но этих трёх слов-определений у них не отнять — самобытность, свой почерк, смысл.

Поставленный в 2018-ом году к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа спектакль «Девушка с фарфоровыми глазами» использует те же мотивы, что и балет «Коппелия». Первоисточник для обоих — «Песочный человек» Т. Гофмана, но результат кардинально разный.

У Петипа — это лирическая балетная комедия. В постановке Татьяны Багановой гофманиада XXI века: люди-автоматы, куклы с фарфоровыми глазами, сознание, поглащенное технологиями и тотальное одиночество. Одиночество вместе с другими.

©фото — Глеб Махнев
©фото — Дарья Сергачёва

Танцовщики великолепно двигаются, и за их пластикой наблюдать не менее интересно, чем за развитием действия на сцене. Хотя акцент явно не на чистом движении. Все же это танцевальный театр. И многократно провторенная цитата из новеллы Гофмана обретает объемный смысл, который бесконечно трансформируется вместе с движением, взаимодействием партнёров и мизансценами.

«Если существует тёмная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, то она должна заключаться в нас самих».

©фото — Дарья Сергачёва
©фото — Дарья Сергачёва

А слово «одинока», механически произносимое одной из девушек-кукол, становится рефреном всех персонажей. Даже мистического вида Коппелиуса с шахтерским фонарем на лбу. Он не менее отчужден от всех. Возможно, он просто больше понимает все происходящее.

©фото — Глеб Махнев

Сценография, как практически всегда у Багановой, атмосферная и действенная. Но здесь она ещё наполнена символами и значениями. Мох, пустые вешалки, теннисные мячи, шары и даже девушки-манекены, провозимые Коппелиусом в светодиодах по заднику сцены.

©фото — Глеб Махнев
©фото — Глеб Махнев

Общее впечатление от спектакля — очень красиво, немного странно и щемяще печально. И ещё долго после окончания в ушах звучит слегка механический голос: «Если существует тёмная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, то она должна заключаться в нас самих».

©фото — Глеб Махнев

Юлия Рязанова