Театр танца «Фора»: на плечах друг друга

размещено в: STAGE | 0

На малой сцене екатеринбургского ТЮЗа состоялась премьера «Майя» театра танца «Фора»

«Я всегда хотела, чтобы у меня была команда из четырех человек. Четыре времени года, четыре стороны света, четыре угла. В этом есть какой-то высший смысл», — говорит создательница екатеринбургского театра танца «Фора» Алена Захезина в фильме «Застольный разговор с Аленой Захезиной». И о спектаклях: «Как можно придумать то, что ты не пережил? Все в автобиографии». 

В биографии «Форы» — 20 лет творческого партнерства четырех женщин: Алены Захезиной, Юлии Лепинских, Ольги Кондратьевой и Ольги Некрасовой. Несколько спектаклей, студия при театре. И свое художественное время, что особенно трудно и является главным достижением театра «Фора».

@Дарья Сергачева

Предыдущий спектакль театра назывался «Зоя». В переводе с эолийского диалекта — «жизнь». В нем был важен образ дома, в котором всё было больше людей: огромные каркасы мебели, телевизора, торшера. Жительницы квартиры — девочки, женщины, старушки — все были меньше дома и потому словно ему материально подчинялись, а в мыслях убегали вслед за песнями «Мумий Тролля», пронизавших все сценического время спектакля. 

В новом спектакля «Майя» (в переводе с греческого «матушка, кормилица, богиня плодородия») «кормилицы» (студийки «Форы) на полусогнутых нескончаемой вереницей шествуют сначала по просцениуму на каблуках высотой 15 см. Рождается образ архаический и анекдотичный: с незапамятных времен на женщину смотрят как на инструмент удовольствия и наделяют массой обязанностей по дому. Этот образ в «Майе» тоже главная метафора пластических приключений участниц. Дом падает на голову девушке в белом пышном платье, делающем ее похожей на большую свободную птицу с раскинутыми крыльями. Дом падает просто с неба, «как снег на голову». И дальше все примерно как в песне Вероники Долиной «Мой дом летает»:

Мне что-то стало трудно дышать,

Что-то со мною нужно решать:

То ли это болезнь суеты,

То ли это боязнь высоты.

О, друзья мои, дышащие легко!

Почему вы всё время так далеко?

Если мог чей-то дом над землёй парить,

Почему моему это не повторить?

@Дарья Сергачева

Легкий каркас дома словно парит в воздухе, как героиня Захезиной, прицепленная к лонже: она выскальзывает из дома, «проламывая» крышу, когда ей вздумается, оседает, вместе с другими подпирает  стены, отрабатывая паттерны хранительниц очага. Полет к свободе на лонжах при первой возможности — и готовность тянуть домашнюю лямку вплоть до переноса дома на себе на новое место, не снимая высоченной обуви для пилона.

В 20-х годах прошлого века лингвист Эдвард Сэпир говорил о том, что социальная реальность конструируется посредством языка. Среди качеств движения в «Майе» — осторожность и наполненность тихой пустотой. Язык тела девушек «Форы» показывает мне непоказной стоицизм и привычную прилежность в моментах исполнения домашнего долга и светящуюся тихую радость в моментах полетов во сне и наяву. Проявление сути невербального поведения женщины в повседневной домашней работе и редком времени «для себя» — «Майя» для меня об этом.

@Дарья Сергачева

Плейлист спектакля — электроника Евгения и Александра Гальпериных из фильмов «По воле Божьей» Франсуа Озона и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Богоявление» Трента Резнора и Аттикуса Росса — «Фора» осторожно вышла к берегам больших тем, неся на плечах свой дом и друг друга. Чтобы снять пафос, написала манифест примерно на лбу, включив Марка Минкова и Юрия Энтина, «Дорогою добра». Феминистки новой волны, women power? Нет, не слышали. Пластическая коммуникация внутри «Форы» выявляет динамику создания смыслов и отношений. Они складываются в работе взаимопонимания и труде светской аскезы независимой танцевальной компании, изредка предлагающей художественный пример гуманистической трансформации своего человеческого и женского опыта — «иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом». На шпильках для пилона, их не отодрать.

Текст: Екатерина Васенина

Фото: Дарья Сергачева