Спасти сердце пармы

размещено в: STAGE, ЭКСПЕРТЫ | 0

Балетмейстер Александр Рюнтю представил свою версию национального балета «ЯгМорт» в рамках фестиваля «Сыктывкарская весна» 

«Столько народа я не видел давно! Яг-Морт жив! Когда, внученька, я в детстве «Яг-Морта» смотрела, страшно было. А сейчас интересно!» 

В дни премьеры балета «Яг-Морт» на входе в оперный театр Республики Коми – неподдельная очередь. «Яг-Морт» — один из героических балетов, появившихся  в 1960-е в ряде национальных музыкальных театров на волне успеха «Спартака» Юрия Григоровича. И единственный сохранившийся в репертуаре театра Коми до сегодняшнего времени и переживающий пятую редакцию. За одни апрельские выходные балет посмотрели порядка 1500 человек. 

Фото: Леонид Войтенко

В 1961 году композитор Яков Перепелица написал музыку, а Геннадий Тренёв либретто о лесном человеке, «яг-морте» на языке коми,  ставшем в этих таежных землях символом вольного образа жизни – в крае Коми не было крепостного права и сюда бежали за суровой свободой, за справедливостью закона тайги, пармы. На просторы севера государство в разные периоды ссылало бунтовщиков и раскольников, а вольно-народных поселенцев поначалу освобождало от податей. Договариваться о благополучии охоты, да и вообще жизни нужно было в первую очередь с духом леса: соблюдать календарь охотника, отстреливать зверей на пушнину в пределах разумного. Яг-Морт представал строгим, но справедливым хозяином леса.

В версии либретто 2021 года, обновленного Екатериной Ширяевой, Яг-Морт восстанавливает лес от пожара, начавшегося от случайно оброненного в лесу факела.  Конечно, он далеко не ангел: сначала похищает охотника, но то наказание за его жадность и хвастовство, а потом влюбляется в дочь охотника Райду и крадет ее. Это становится началом битвы между лесной нечистью и людьми. В тяжелом сражении ранены жених Райды Туган и Яг-Морт. Райда настаивает на перемирии и отводит стрелу Тугана в сторону от Яг-Морта, просит дат ему шанс. И Яг-Морт спасает лес и всю экосистему края: постановщикам пятой редакции хотелось сделать акцент на эту линию спасения языческим богом главного достояния края – лесных просторов, с новой силой страдающих в последнее время от пожаров, вырубки и мусорных полигонов.  

Балетмейстер-постановщик Александр Рюнтю родом из Карелии и это стало важным аргументом для театра: значит, есть глубинное понимание северного, финно-угорского склада ума и темперамента. Рюнтю подошел к работе фундаментально: ознакомился со всеми доступными предыдущими версиями, проштудировал массу этнографических и музыковедческих источников в архивах и библиотеках, где его ждала исследовательская удача: полный авторский клавир Якова Перепелицы с автографом. 

Специально для премьеры были восстановлены все исчезнувшие и забытые с течением времени музыкальные фрагменты, создана новая оркестровка партитуры всего балета, чтобы не только показать возможности нынешнего состава оркестра республиканского театра под управлением Романа Денисова, но и исполнить произведение полностью, так, как оно было задумано автором 60 лет назад.   

Фото: Леонид Войтенко

Главный художник театра Юрий Самодуров разработал сказочные эскизы, которые легли в основу создания динамических декораций. Яркими и функциональными костюмами шести коми-этносов, предложенными и воплощёнными Самодуровым, остались довольны даже придирчивые хранители традиций. 

В проекционных динамических декорациях (компания XO Studio) также использовались работы художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. Чего стоит одна заставка: на орбитах Солнечной системы вращаются планеты и вдруг на наших глазах они становятся летящими в космогоническом танце коми-тотемами с различными священными животными, выполненными в стиле коми охотничьего промыслового календаря. Проекции на прозрачных занавесях зачарованного темного леса или образа Яг-Морта, незримо присутствующего на народных празднествах, расширяют пространственные возможности небольшой сцены и создают событийный объём.  

Помимо соблюдения этнографической чистоты и достоверности ключевых коми-обрядов (летний праздник «Луд» — гулянья под присмотром родителей и танцы с прицелом на сватовство, промысловые танцы, парение в бане)  балетмейстер Александр Рюнтю внес черты авторского видения на устоявшиеся и давно полюбившиеся  жителям республики образы. Так, женские образы у него получились активнее мужских. Райда, дочь охотника Оксора, раскрывает свой веселый и доброжелательный нрав во множестве  вариаций. Точеные ноги туго обхвачены гетрами с национальным узором, лоб перехвачен лентой. Лесная колдунья Ёма гротескно зловредна, ее змеиная пластика подчеркнута тускло мерцающим костюмом-кожей.

Влиятельность Ёмы (она науськивает Яг-Морта против людей) и Райды (усмиряет народный гнев) на ход событий подчеркнута даже самим временем их пребывания на сцене и количеством вариаций. Хореографический текст сложен Рюнтю умно и бережно: в партиях Райды и Тугана преобладает пальцевая техника, в массовых сценах инкорпорирован народно-сценический танец с динамической демонстрацией промысловых профессий, в партии Яг-Морта смешаны героический классический танец и импровизационная пантомима.  

Фото: Леонид Войтенко

Роман Миронов показывает Яг-Морта как сильного и простодушного духа леса, тянущегося к людям, их общинной жизни, но привыкшего доверять злобным нашёптываниям колдуньи Ёмы. Райда Анастасии Лебедик воплощена как юная девушка-хранительница, полная светлых чувств, девичьей чистоты и житейской мудрости. Туган Рината Бикмухаметова – темпераментный влюблённый юноша, движимый чувством справедливости, стихийный лидер, за которым идут люди. Пеж-гаги, лесная нечисть в диковинных костюмах человеколося, деревьев, пеньков (художник Юрий Самодуров), также ребятня в танце с банными вениками (воспитанники детской студии классического балета при театре), доставляют истинное  удовольствие зрителям помладше.  

«Вековой ельник заслонил небо растопыренными космами, и только вдали, перед Пармой, вспыхивали слепящие пятна заката среди разошедшихся вершин». Роман-легенда Алексея Иванова «Сердце Пармы», принесший писателю большую популярность, в литературно-сказочной форме смог познакомить широкую аудиторию с образным миром древней землей коми и других народностей Северного Приуралья.   Балет «Яг-Морт» хранит те же традиции, но на территории музыкального театра. Новая редакция балета успешно соединяет балетно-этнографический канон с духом времени. 

Сыктывкарская весна 

Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки  России И.П. Бобраковой – культурный бренд Республики Коми. Фестиваль состоялся в 31 раз. 

Александр Рюнтю 

Родился в Ярославле. Окончил хореографическое отделение Карельского училища культуры, учился на балетмейстерском факультете Академии русского балета им. А.Вагановой. В 2007 году поступил в компанию современного танца Cannon dance Натальи Каспаровой. С 2011 года создает постановки для артистов и солистов Большого театра и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Дипломант Международного конкурса артистов балета и хореографов в номинации «хореографы» в Большом театр (2013, 2017). Лауреат  в номинации «хореографы» Второго всероссийского смотра-конкурса молодых артистов балета и хореографов (Красноярск, 2013). Участник хореографических мастерских «Dance-платформа» Екатеринбургского театра оперы и балета (2013, 2014). Создатель независимого творческого объединения A-theatre (2015). 

Текст: Екатерина Ремизова 

Фото: Леонид Войтенко

Фото предоставлены Театром оперы и балета Республики Коми

Сыктывкар-Москва