От сказок до шаманства, от гномов до “Звуков “Му”: отчет о концерте Школы-студии современной хореографии «ЯрКо» под руководством Анастасии Яроцкой

размещено в: STAGE | 0

“Дети, наша главная цель — радость. Постарайтесь получить от своего выступления максимум удовольствия!” Так хореограф Анастасия Яроцкая начала новогодний концерт своей Школы-студии современной хореографии «ЯрКо».

И в первом же номере подтвердила слова делом. Самая младшая группа запуталась в танце гномов, но хореограф жестами показывала им из-за кулис: “Здорово! Молодцы!”. То, что этот диалог поддержки видел весь зал, было трогательно. И лучше всего иллюстрировало творческий метод руководительницы.

Анастасия Яроцкая начинала с балета, взяла из этого направления структурность, целеустремленность и дисциплину. Следующим этапом её развития была современная хореография и танцедвигательная терапия. А также учеба у Хилари Брайан по методике Рудольфа Лабана. Созданный им анализ позволяет глубже понимать природу движения и раскрывать индивидуальный потенциал танцующего.

Сегодня Анастасию увлекает сочетание стилей и объединение танца с драматическим искусством. В работе она выстраивает горизонтальное взаимодействие. Например, на концерте номера объявляют не взрослые, а ученики студии «ЯрКо». Подчеркивается соавторство детей и хореографов. А зрителям предлагают придумать название для нового танца.

©фото Наталья Шорох

Студия «ЯрКо» существует три года. Кроме Анастасии, в ней преподают педагоги разных направлений. Над номерами для концерта работали семь хореографов, каждый со своим почерком, а выступали дети от 3 до 15 лет. Поэтому было интересно наблюдать, как меняются темы и задачи, интересные каждому возрасту. У маленьких — сказочные сюжеты про гномов, мышей и жучков, про дружбу и взаимодействие в группе. Но чем дальше, тем больше исполнители через танец проявляют и исследуют свою индивидуальность.


Номер “Пузырь, соломинка и лапоть” родился “в обратном порядке”. Хореограф Анастасия Ремезова работала с тремя девочками, раскрывая индивидуальные особенности их тел, характеров и движений. И в какой-то момент поняла, что их трио идеально подходит под эту сказку.

Номер “Перерождение” хореографа Ольги Волковой заставил заглянуть в программку и перепроверить, точно ли участницам — до 15 лет?  В их движениях было такое естественное ощущение женственности, какое и у взрослых не всегда увидишь. Черные платья, венки в волосах и слаженное взаимодействие создавали ощущение танцев в ночь на Ивана Купалу или шаманского женского круга.

Девушки-подростки с номером “Дистанция”, поставленным Анастасией Яроцкой, показали другую грань возраста и характера: бунт, энергию, протест. В начале танца звучит запись голоса из громкоговорителя, призывающая жителей не выходить из дома, звуковой эффект зависшего зума. На сцене скотчем обозначены небольшие пространства квартир. Дети проживают в них то, что каждый из них делал на изоляции: меряют шагами стены, разучивают сложное движение. А потом они начинают трансформировать метафору ограничений, созданную с помощью скотча. Он становится канатом, по которому проходит, балансируя, участница. Резиночкой, через которую в школе прыгают на переменах. Материалом для снежков. В какой-то степени через создание танца его участницы прорабатывали и сам неприятный опыт локдауна.

“Я, как педагог, предпочитаю следовать за тем, что полезно детям. Поэтому процесс для меня часто важнее результата. Неправильно стремиться любой ценой получить отточенный номер. Гораздо полезнее обсуждать тему, с которой идет работа. Тогда творчество приобретает терапевтический эффект. Это может быть проживание как женственности, так и бунтарства”, — поделилась после концерта Анастасия. И пошутила, что иногда чувствует себя больше психологом, чем хореографом.

Про психологию и правда приходилось часто задумываться во время концерта. Причем у каждого хореографа эта тема воплощалась по-своему.

Номер “Сёстры” Аллы Риш построен на реальных движениях и привычках двух сестёр. Исполнительницы сочетали свою собственную “хореографию повседневности” с контактной импровизацией. Получился очень правдивый и слаженный номер. Он оставил чувство благодарности к двум девочкам, решившимся прожить свои взаимоотношения на сцене.

Работа ”Превращение” Александра и Виктории Исаковых-Янчевских тоже раскрывает характер исполнительницы, но другими средствами. В зале почти не горит свет. Человек с фонариком ищет что-то на сцене под звук скрипящих дверей и половиц. Останавливается на исполнительнице, но сложно понять: она сейчас в образе человека или паука, или фантастического существа? Тем более, что лицо специально скрыто волосами. Зрители могут только следить за ее движениями, теперь уже под звуки природы. Лишь в конце, под вертикально идущим из-под ног лучом света, героиня убирает волосы и смотрит в зал. Остается только аплодировать. И с трудом верить, что внутри девятилетнего ребенка скрыт такой творческий мир.

К слову, пара хореографов, поставившая этот номер, до студии «ЯрКо» не работала с детьми на постоянной основе. Но это сотрудничество в итоге обогатило всех участников. Их номер “Спишь” поставлен на песню группы “Звуки “Му” — нечастый репертуар детских концертов. Голос Мамонова произносит: “Целую ночь спишь. А то не спишь. То так, то этак. Раз на раз не приходится”. На исполнителях — пиджаки, и в голове крутится мысль: “Это как рассказ Довлатова, только в танце”.

В очередной раз задумываешься: кто знает, кроме самих детей, где для них потолок сюжетов и какие темы они захотят раскрыть?

Студия современной хореографии «ЯрКо»

ведет набор детей в группы от 3,5 до 14 лет

Сайт «ЯрКо»

Анастасия Яроцкая

Инстаграм @yarko_dance_studio

На концерте побывала Светлана Кондратьева

©Dozado 2022