Сегодня все ушли с головой в онлайн, поскольку оффлайн пока невозможен. Мы поговорили с танцовщиками и хореографами, как они справляются с самоизоляцией.
Ольга Цветкова,
хореограф, перформер, куратор программы по современному танцу в V-A-C Foundation
Так как события разворачивались постепенно, для меня это был вполне ожидаемый ход и правильное решение в данной ситуации. У меня много близких друзей живут как в Италии, так и во Франции, Греции, Эстонии и т.д. Я видела, как разворачивается эпидемия в других странах и понимала, что мы не окажемся в стороне, просто это вопрос времени.
Мы одни из первых в фонде V-A-C перешли на удаленную работу из дома. Сейчас я все еще нахожусь в процессе адаптации, мне нравится придумывать смешные ритуалы, чтобы начинать рабочий день или его заканчивать, мы даже обсуждаем их всем кураторским отделом. Одна из прекрасных идей – делать круг вокруг дома утром и возвращаться в свою комнату с ощущением нового пространства или, например, у кого есть машина, залезать в нее и сразу же вылезать и возвращаться домой.
Мне нравятся безумные ритуалы, они помогают превращать свою квартиру в дворец или пространство с новым функционалом (одна из комнат вечером у нас кинотеатр, из моей комнаты мы думаем сделать lounge зону с надувным бассейном, кухня — это танц зал для вечерних танцев и т.д.).
Сам формат работы, если честно, мало поменялся, просто сейчас мы общаемся в программе teams и переносим живые встречи в ветки чатов или звонков, то есть на мою скорость работы удаленный режим мало повлиял.
Дополнительные плюсы я вижу в том, что тратится меньше времени на переезды, моя продуктивность даже увеличилась, дом дает мне возможность думать лежа или в обеденный перерыв добежать до леса и там, например, попрыгать с деревьев (у меня лес в 7 минутах ходьбы от дома). Мне очень важно менять локации, чтобы и мышление тоже переключалось. (с Ольгой мы пообщались еще до того, как закрыли все парки и ввели строгие меры по самоизоляции — прим.ред.)
Мои коллеги отреагировали на карантин с юмором и пониманием, мы все на одной волне и это дает дополнительную поддержку. На самом деле, любое ограничение позволяет выйти за пределы своей обычной логики, мне это интересно.
Александр Могилев, хореограф, танцовщик, преподаватель
Закрытие театров и других общественных мест, с одной стороны, это очень логично. Я поддерживаю нераспространение вируса. Если это поможет обществу.
Но сам факт того, что многие актеры, танцовщики, хореографы, режиссеры остались без работы — конечно, меня это удручает. И в этом есть некий страх, от незнания того, что произойдет дальше.
Вместе со школой @eto_dance_school мы сделали онлайн-форматы уроков, составили расписание. Мы используем платформу Zoom, первую неделю мы работали за донейшн. Это были открытые классы с одинаковым идентификационным номером, любой мог присоединиться. У нас есть много разных направлений — от пилатеса до хип-хопа и балета. И мы продолжаем до сих пор так работать.
Мы открыли этот формат для себя впервые, и начали с моего мастер-класса. Конечно, это очень странно, но это интересный опыт. У меня было больше 60 человек и все были у себя дома, я видел их реакцию, это было очень странно. Я был один в зале и видел — кто дома, кто за столом, кто возле дивана пытается уместиться. Но всё получилось, и все радовались. Надо было каждому уделить внимание, кого-то поправить. Это не заменит оффлайн уроки, но в этом тоже есть что-то интересное.
Насколько я знаю, на Zoom-е сейчас сидят все, даже моя собака. Все справляются как могут, в принципе, это удобная платформа, потому что есть обратная связь. Не со всеми есть возможность поговорить, но в данной ситуации лучше так, чем никак.
Евгений Венин, хореограф TeatrPlastichesky
Реакция была спокойной, подготовленной событиями в Италии. Понятно, что это вынужденная мера. Ну или она такой нам представляется. Никак из дома я не работаю, потому как не веду тренинги или занятия, а репетиции из дома вести невозможно. Использую время, чтобы осмыслить прошлое, подумать о будущем, и, слушаю музыку для новых постановок, читаю. Коллеги пытаются давать онлайн-уроки, не знаю, насколько хорошо это у них получается.
Нурия Нагимова, танцовщица театра «Балет Прельжокажа»
Реакция на закрытие площадок: неожиданно и странно. Так как никто не ожидал таких масштабов.
Каждый поддерживает форму по своим желаниям, так как интернет предлагает множество онлайн уроков от гага до пилатеса. Сложности в том, что полноценно заниматься мало места.
Плюсы : мы очень много ездим, так что первую неделю все приходили в себя. Половина группы вернулась из Новой Зеландии, так что неделя ушла на перестройку во времени. Разница с Францией 12 часов .
Руководство каждую неделю совещается о планах. Трудность в том , что пока никто не знает, когда мы выходим. Карантин начался 17 марта и продлён до 15 апреля.
Сада Мамедова, хореограф, преподаватель, танцовщица
Мне повезло, так как удалось остаться в резиденции, где в моей распоряжении 3 студии в любое время суток.
Но
могу сказать, что мои коллеги в основном сидят дома и пытаются много
гулять и работать над своим телом в парке или в комнате, если место
позволяет ..
Но
я думаю, что в такой момент, когда появилось много времени у всех,
можно наконец-то заняться прислушиванием к себе и больше, например,
медитировать или читать.
Алена Агеева, режиссёр и артистка пластического театра, хореограф, преподаватель
Реакция на закрытие театров и других площадок — шок, конечно. Чувство, и оно до сих пор не покидает меня, что это совершенный сюр, и вот-вот все проснутся. Но — нет. Я сейчас как раз ищу и пробую новые форматы — завтра провожу занятие по пластике по Zoom. И, вы знаете, есть и плюсы в этом — те, кто давно хотел попасть ко мне на занятия, могут присоединиться их других городов и стран.
Ничто не заменит, конечно, этого единого пространства движения — но мы можем сформировать его все вместе во время занятия хотя бы в нашем воображении. И это, конечно, вызов для всех, такая проверка — а чего ты стоишь один, в своей квартире, без спецэффектов, сцены, света.
И, определённо, несмотря на закрытие границ физических, это возможность для артистов и зрителей встретиться там, где никаких границ не существует.
Например, сейчас обсуждаем с французским композитором совместный перфоманс — он играет из Парижа, я двигаюсь в Питере, а зрители присоединяются онлайн — от Гавай до Мадрида ) Я вижу сейчас много прямых эфиров в Instagram от коллег артистов и танцоров, прямые трансляции из театров, и это очень здорово.
То есть, конечно, было бы здорово, вот так вот расширять возможности коммуникации со зрителем и без такого страшного внешнего стимула. Но этот опыт бесценен и для зрителя, и для артиста. Такие живые ниточки между разными странами, городами, домами, по которым идёт внимание, поддержка, любовь.
Егор Маслов, ведущий солист театра «Новый балет», заведующий труппы театра
На данный момент очень сложно говорить о каких-либо планах на будущее. Ситуация непростая, как в культуре в частности, так и в городе в целом. Артисты театра, как и многие москвичи, сидят дома, самостоятельно поддерживают форму. Конечно, хочется в зал, конечно хочется танцевать, но придётся потерпеть. Сейчас здоровье на первом месте.
Эдуард Мишанин, ведущий артист Камерного балета «Пантера» (г. Казань)
Для всех нас это стало неожиданностью, мы готовились к очередному концерту, а также к конкурсному этапу Российской театральной премии «Золотая маска». Коллектив надеялся на лучший исход событий,так как в Республике Татарстан практически не было случаев заражения. Но к сожалению, всё случилось так, как случилось.
Сейчас артисты Камерного балета «Пантера» работают дистанционно.
Ежедневно каждый участник труппы присылает видео о своем тренаже и творческом процессе руководителю балета. Художественный руководитель направляет, даёт задания, информирует о предстоящих работах, от него мы получаем обратную связь.
Конечно наше местожительство не совсем подходят для полноценной работы танцора. Лично я сделал перестановку в квартире и приспособил отдельную комнату под рабочее место. Также при дистанционном формате не хватает общения с коллегами, так как в процессе взаимодействия мы получаем важную эмоциональную отдачу. Здесь же мы отрезаны в телесном ощущении друг друга, что очень важно для представителей нашей профессии.
Однако даже при таких условиях мы продолжаем работать над новыми проектами, через соц.сети информируем зрителя о своих прежних работах и предоставляем доступ к видео-версиям спектаклей прошлых лет.
Думается, когда мы снова окажемся рядом с друг другом, мы ещё с большей страстью и уже иной осмысленностью продолжим процесс.
Мы поддерживаем друг друга в такой ситуации, общаемся через соц.сети, делимся находками, лайфхаками и способами преодоления трудностей этого кризисного для всех момента.
Текст: Нина Кудякова