Авторы: Юлия Рязанова, Нина Кудякова
Юлия Рязанова: 7 ноября 2022 г. Воронежский театр оперы и балета привёз в Москву масштабную программу. В трёх отделениях показали два одноактных спектакля и несколько хореографических миниатюр. Серьезная заявка и интересный срез современной хореографии в региональном театре.
Из однозначных плюсов то, что с труппой театра работают разные хореографы. Многие из них достаточно известны и имеют большой опыт сотрудничества с артистами балета. А значит понимают специфику и могут использовать сильные стороны труппы.
При этом постановки не однозначны и есть ряд вопросов по телесному проживанию современного пластического текста.
София Гайдукова и Константин Матулевский показали три свои работы.
Нина Кудякова: «Хедлайнером вечера была «Дева» — на неё пришли посмотреть и танцкритики, и занявшие все галёрки студенты танцучилищ (сели даже там, где сидеть вроде бы невозможно). «Музыкально-танцевальное действие» создавали на сцене хор воронежского театра и солистка его танцевальной труппы Диана Кустурова. Последняя исполняла роль своей римской тезки — богини плодородия и охоты, она же греческая Артемида. Полунагая она будто материализуется из света на сцене в огромном кубе и пытается научиться снова двигаться — все мускулы напряжены, но тело ещё не налилось силой, не обрело земную вертикаль и голова предательски перевешивает к земле, будто ломая всё туловище.
Рождение богини сопровождает композиция постминималиста Девида Ланга. Головы артистов хора венчают маски зверей и цветы, созданные другой богиней — на этот раз из бумаги — художницей Венерой Казаровой. Эти зайчики и барашки завороженно и с опаской смотрят на ту, что будет на них охотиться. Тем временем из их уст звучат композиции исландца Йоуханна Йоуханнссона и венгерца Дьердя Лигерти, а богиня наливается силами и энергией, будто вновь обретя своё точёное тело. Она то прокатывает по своим ожившим мышцам вошедшую в неё вновь жизнь, то вальяжно и покровительственно ложится перед хором зверей в позе фавна из балета Нижинского. Звери трепещут и восхищаются, как, впрочем, и зрители. Уже войдя во всю свою силу, богиня подходит то к ослику, то к кабану и вплотную, смотрит ему смело в глаза, властно и соблазнительно повисает на его шее. В конце все звери падут ниц перед своей богиней.
Постановка очень визуальная и минималистичная, только хор, танцовщица и немного света. Минимализм в музыке, нет пресыщения в танце. Картинка на сцене напоминает постановки Роберта Уилсона, где свет, танец и звук рождают выверенную синестезию, и никто не тянет на себя одеяло. Такой минимализм создает ощущение пространства на сцене, которое заполнено, словно храм, сакральным смыслом. Древнегреческий хор, рождение богини и жертва в конце — все лаконично и тем красиво, завораживающе и мистично.»
Юлия Рязанова: Танцевальный спектакль «Дева» на Диану Кустурову и хор театра заворожил идеей и монументальной атмосферой античного театра. Замечательно, что это было сделано при помощи минимума художественных средств — световыми лучами, создающими иллюзию античных колонн, помостом в центре сцены и головными уборами артистов хора.
Казалось прекрасное, очень выразительное тело солистки и акапельное многоголосие с таким визуальным рядом должны были превзойти ожидания. Но при всех интересных режиссёрских идеях, для меня, именно хореографического развития и кульминации не случилось. Или не хватило харизмы артистки (несомненно, талантливой), чтобы провести моноспектакль на едином градусе. Поэтому от действия осталось ощущение статики и затянутости. При этом та же солистка в миниатюре Павла Глухова Women была невероятно органична и наполнена от первого до последнего движения.
Возможно, неоклассика более близка самим исполнителям или был найден ключ к специфической лексике, но живее и интересней в танцевальном плане показался последний спектакль хореографов «Арлекинада. New». Здесь ещё больший минимализм в сценическом оформлении. За всё отвечает только световая партитура и графика костюмов. Но при этом проекция теней артистов в кругу на заднике в опорных точках действия подчёркивает пластическую идею, а не перехватывает на себя ведущую роль, как случилось с визуальным рядом в «Деве».
Но самой законченной и сильной работой Гайдуковой-Матулевского оказался дуэт из балета Anima. Иван Негробов и Елизавета Корнеева показывали его на проекте «Большой балет» телеканала «Россия Культура» несколько лет назад. Во втором отделении, где были представлены хореографические миниатюры разных постановщиков, она оказалась одной из лучших. Попадание в стиль, понимание художественных задач и законченность движений артистов выгодно выделялись на остальном фоне.
Ещё одной удачной работой этого отделения оказалась, уже упомянутая Women Павла Глухова, где словно в лёгком скетче отразилась идея женской сущности. Интересно, что хореограф-мужчина сумел тонко, бережно и при этом с долей юмора заострить движения, добиваясь легкого шлейфа движений, обволакивающихся женской аурой.
Итог личных размышлений об увиденном — обогащение репертуара современными постановками даёт очень много и театру, и каждому артисту. То, что у руководителя есть понимание необходимости этого и делаются шаги в нужном направлении — прекрасно. Но труппе есть куда расти технически, нужно учиться быть органичными в современной хореографии и стоит задуматься о какой-то своей идее и ракурсе в этом направлении.
Авторы: Юлия Рязанова, Нина Кудякова
©фото — Лола Екатерина/@photographer_lolakate, Екатерина Степанова/@ekaterina.stepanova.754
©Dozado 2022